О том, как Русская Православная Церковь оказывает помощь нуждающимся жителям Греции, в интервью порталу «Православие и мир» рассказал председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон.
— Когда Русская Православная Церковь объявила о начале сбора помощи для Греции, появились недоуменные вопросы и некоторое смущение. В России катастрофическая статистика по бездомным, службы помощи есть не во всех городах, а тех, что есть, не хватает, существуют проблемы с беспризорниками, многие живут за чертой бедности. При этом у нас климат гораздо жестче, чем в Греции, и природа не столь щедра. Неужели надо отдавать столь необходимые в России средства грекам? Греческих бездомных, которые живут в тепле у моря, накормим, а сколько своих погибнет на морозе за это время?
— Мы вовсе не лишаем помощи людей, бедствующих в России. Сбор на Грецию — дело совершенно добровольное, и одно другого ничуть не исключает.
К тому же, я бы не стал говорить, что Церковь ничего не делает в сфере помощи бездомным. Напротив, меня радует, что все больше людей подключаются к нашему служению. В Церкви более двухсот организаций, которые занимаются помощью бездомным. Вдумайтесь — более двухсот! Только в Москве семь православных служб помогают бездомным как в зимнее, так и в летнее время. Причем не только спасают их от замерзания, кормят и одевают, но и помогают социализироваться: восстанавливают документы, возвращают в семью, покупают билеты на родину.
Конечно, в России множество социальных проблем. И именно их нужно решать прежде всего. Но если добрые люди, которые помогают ближним в России, хотят помочь нуждающимся и в Греции (а мы видим, что люди там действительно нуждаются), то почему это должно вызывать нарекания? Как я уже сказал — любая помощь, любая жертва — всегда добровольна. Чего же тут смущаться? Не можешь, не считаешь нужным — не помогай. Или помогай тем, кому считаешь нужным и важным помочь.
Помните евангельскую притчу о работниках одиннадцатого часа? Господин, в образе которого являет Себя милосердный Господь, заплатил одну и ту же цену тем, кто работал с утра и перенес тяготы дня и зной, и пришедшим работать в одиннадцатый час. Работники стали возмущаться, а он кротко сказал: «Вы завидуете оттого, что я добр?» (Мф. 20: 1-16)
Да, можно понять людей, которые не хотят помогать Греции, но сами при этом помогают бездомным, больным, сиротам. Мне кажется, они вправе говорить о том, что помогать надо здесь. Но если здесь человек вообще никому не помогает, то как он может осуждать тех, кто хочет творить добро?
Пусть это остается на совести осуждающих. Церковь же всегда помогала и будет помогать тем, кому эта помощь нужна. Тем более, когда нуждающиеся — наши православные братья.
Я помню, как я был в Греции в начале 90-х годов. Шел Успенский пост, я был на Афоне, а потом меня пригласили в один приходской храм в Салониках, где собрались женщины петь канон Божией Матери (греки его поют на вечернях во время Успенского поста). Когда они узнали, что я из России, они мне дали очень много денег на нуждающихся у нас в стране — а вы помните, что в 90-е у нас жилось трудно. И всегда, когда мы приезжали, нас очень радушно, по-братски встречали — и в самой Греции, и в монастырях на Афоне. Поэтому для меня помочь грекам — совершенно естественный ответ на все то доброе, что для нас сделали греки.
— Не преувеличены ли масштабы катастрофы? Известно, что население Греции, вступив в Евросоюз, жило долгие годы безбедно. Там был непомерно раздутый штат госслужащих, которым платили высокие зарплаты, пенсии были больше тысячи евро, размер пособий по безработице был настолько велик, что многим было выгоднее не работать. Недавно выяснилось, что 15% годами получавших пособия по инвалидности подделывали медицинские справки. Не закономерно ли, что теперь грекам трудно найти отклик у россиян?
— Вы говорите о том, что было до кризиса. Да, Грецию долгие годы нельзя было отнести к бедным странам. Люди там раньше жили обеспеченно, но теперь, оказавшись на грани нищеты, они психологически переживают это очень тяжело. Дело в том, что люди обеспеченные, живущие в комфортных условиях, как правило, переносят бедность и невзгоды гораздо тяжелее, чем бедные. Конечно, это не значит, что нужно помогать разорившемуся олигарху вместо бездомного, которому нечего есть, но психологические особенности тоже надо учитывать.
Сейчас в Греции, по статистике, каждый пятый житель — безработный. И число таких людей, по прогнозам, будет расти. В Греции есть еще одна особенность: по истечении года после увольнения человек не имеет права получать пособие по безработице. Сотрудники нашего Отдела ездили в Грецию и на месте узнали ситуацию. Там продолжается волна увольнений, особенно сильно это касается работников, которым за 50 лет: на новую работу их уже не берут, а до пенсии остается еще 10 или 15 лет.
Уже сейчас почти треть греков живет за чертой бедности, многие бедные люди оказываются на улице. В Греции появились бездомные, причем не только среди коренного населения. Там очень много мигрантов: в одних Афинах — примерно миллион мигрантов при том, что население всей страны — около 10 миллионов. Эти люди приезжают из Азии, Африки, и сейчас они оказались в тяжелейшем положении. Нельзя же их расстрелять или ни за что депортировать из страны!
Всех этих людей — бездомных, мигрантов, безработных — кормит Греческая Церковь. По всей стране развернуты полевые кухни, и там ежедневно получают еду тысячи людей. Не спрашивать же голодного, христианин он, коренной житель, или приезжий мусульманин. Речь не идет о том, чтобы устроить им безбедную жизнь на курортах, а просто о том, чтобы люди не умерли с голоду. Именно об этих людях мы говорим, именно им просим помочь. А не людям с пенсией в 1200 евро, о которых стали писать в Интернете.
— Когда оказывали помощь пострадавшим от землетрясения в Японии в прошлом году, это не вызывало вопросов со стороны верующих: все старались помочь, чем могли. Но экономический кризис в стране, про которую даже существует присказка «в Греции все есть», трудно приравнять к стихийному бедствию. Как добиться сочувствия к людям, которые с европейского уровня потребления опустились до уровня российской провинции?
— Мне сложно оценивать экономические показатели, уровень потребления. Но очевидно одно: грекам сейчас действительно нужна помощь. Один русский корреспондент рассказал как-то о положении в Греции после кризиса — то, что он видит каждый день, живя в Афинах. Так вот, привычной картиной стало то, что люди в Греции роются в мусорных баках и пытаются найти еду. Или, например, подходят к вам в кафе и спрашивают, будете ли вы доедать то, что вам принесли. Мне сложно представить такую картину в России — даже в наших областных центрах.
Конечно, я не считаю, что нужно все отдать на помощь Греции, но как-то отозваться на беду мы должны. Господь нас к этому призывает. Есть такая заповедь в Евангелии: «Просящему у тебя дай» (Мф. 5: 42). И мы знаем, что многие святые помогали всем, кто к ним обращался за помощью. Мы знаем случаи, когда великие святые помогали людям, хорошо одетым и по виду ни в чем не нуждающимся. Например, к святому Иоанну Милостивому однажды обратились за помощью красивые и хорошо одетые девушки. Его экономы засомневались, давать ли им деньги. Но святой ответил: «Если мы — рабы Христовы, то мы должны выполнять Его заповедь и подавать всем просящим». Он упрекнул своих помощников в маловерии и сказал, что даже если со всей вселенной к нему сойдутся убогие за милостыней, все равно Господь даст средства, чтобы им помочь.
— Помощь оказывается в виде денежных средств или продуктов, медикаментов, одежды, как обычно бывает с гуманитарной помощью?
— Помощь будет оказана в виде перевода денежных средств Элладской Церкви. Пересылать гуманитарную помощь гораздо сложнее, и это связано с существенными расходами. К 9 апреля у нас на счете собрано почти 8 с половиной миллионов рублей (к 20 апреля собрано почти 13 миллионов рублей — Диакония.ru). Этих денег хватит примерно на 220 тысяч порций еды для неимущих. Пожертвования продолжают приходить со всей страны – от монастырей и храмов, из Москвы и из далеких епархий — Новосибирской, Красноярской. Есть и частные пожертвования.
— Как осуществляется сбор денег? Обязаны ли храмы перечислить определенные суммы, в каждом ли храме должны собирать «на Грецию», или в основном идет поиск крупных жертвователей?
— Сбор средств осуществляется в храмах и монастырях на территории России. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла епархиальным архиереям, наместникам ставропигиальных монастырей, настоятелям московских храмов и Патриарших подворий были направлены письма, в которых предлагалось организовать один из воскресных тарелочных сборов в помощь нуждающимся Греции. Никаких указаний по размерам пожертвований не было.
Кроме сбора пожертвований в храмах, люди сами перечисляют средства на счет нашего Отдела: кто 300-400 рублей, а кто — несколько тысяч рублей.
— Кто контролирует расход этих сумм? Получат ли российские жертвователи отчет о том, на что пошли внесенные ими средства?
— Отчеты о поступлении средств регулярно публикуются на сайте нашего отдела Диакония.ru. Мы постараемся оперативно информировать на нашем сайте о порядке расходования пожертвований в Греции. Мы хотели бы, чтобы отчеты были совершенно прозрачными, и надеемся, что греческая сторона предоставит нам все необходимые документы: на что и как были потрачены средства. Во всяком случае, когда мы в России собираем средства, у нас есть вся отчетная документация, которую мы можем предоставить. Мы ведь понимаем, что Отдел по церковной благотворительности и социальному служению должен иметь идеальную репутацию — иначе нам просто перестанут доверять.
У нас был случай, когда пришла корреспондентка одной газеты и сказала, что хочет проверить средства, которые были собраны для пострадавших от пожаров. Вообще-то мы с этим изданием не сотрудничаем — слишком много лжи публикуется на его страницах, — но в данном случае позволили этой журналистке ознакомиться со всеми документами, дали телефоны всех людей, получивших помощь. В конечном итоге, не найдя ничего, порочащего Церковь, она не стала делать материал о расходовании пожертвований.
— Экономическая ситуация в Греции очень далека от нормальной. Как долго будет требоваться помощь из России? Не станет ли эта строка расходов постоянной, как налог?
— Пока речь идет только о разовой помощи.
— Сбор помощи Греции происходит на фоне нестабильной политической ситуации в Греции. Недавно Святейший Патриарх встречался с лидером греческой оппозиции Антонисом Самарасом. Получается, что Церковь отчасти поддерживает греческую оппозицию и изменения в греческой политической системе?
— Церковь просто помогает нуждающимся. Это необходимо делать, не задумываясь о политических мотивах и последствиях.
— Что бы Вы хотели сказать людям, которые колеблются, стоит ли участвовать в помощи Греции?
— Людям, которые колеблются, оказывать помощь или нет, я бы посоветовал поступать по совести. Совесть дана нам Богом, чтобы мы различали добро и зло. Это некий огонь и свет, вложенный в нашу душу, как говорит Авва Дорофей. Если, когда ты слышишь о Греции, совесть твоя спокойна, а ты хочешь помочь детям, бездомным — то, конечно, надо помогать тем, кому ты хочешь. Но кому-то помогать надо. Очень странно, когда Церкви начинают указывать, на что собирать пожертвования, люди, которые сами не собрали ни копейки. Организуйте какой-нибудь сбор сами — ведь, действительно, в России много бедных, больных, бездомных, голодных, тяжело живут многодетные, нужны центры для социальной реабилитации бездомных… Участвуйте в помощи! Это же очень важно — жить для кого-то, а не только для себя. У нас на сайте Милосердие.ru каждый месяц публикуется более 20 просьб о помощи сильно нуждающихся людей, которым нужны деньги на операцию, у которых нет средств к существованию. Мы каждый месяц собираем на этих людей больше 2 миллионов рублей. Помогите им, если не хотите помогать нуждающимся в Греции!
Что сказал Иоанн Креститель людям, пришедшим креститься к нему на Иордан? Очень немногие вспоминают его слова. Пророк Иоанн обращается к воинам, мытарям и простым людям. Вот последним он говорит прямо: у кого есть еда и одежда — дай тому, у кого нет (Лк. 3: 11). Мы забыли об этой простейшей заповеди. Ты знаешь, что есть бедные — так сделай что-нибудь доброе и для них, и для самого себя — чтобы не оказаться в роли богача из притчи о нищем Лазаре (Лк. 16: 19-31).
Диакония.ru/Патриархия.ru