Приветствую Вас Гость!
Четверг, 14.12.2017, 07:34
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Форма входа

Логин:
Пароль:

Поиск

Календарь

«  Декабрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей

Храм при отделе

Храм святителя Николая в Заяицком
 
Храм святителя Николая в Заяицком
Расписание: По праздн. и воскр. Литургия в 9 ч.30 мин.., накануне всенощное бдение в 17 ч.

– Литургия для родственников заключенных с сугубой молитвой "о всех в темницах и узах пребывающих" - последнее воскресенье каждого месяца в течение всего года - начало в 9-00 утра (летние месяцы) или в 10-00 утра в остальное время года;

– Молебен о здравии и милосердии по отношению к заключенным и их семьям, с пением Акафиста святителю Николаю Мирликийскому Чудотворцу и сугубой молитвой "о всех в темницах и узах пребывающих" - каждый четверг в течение всего года - начало в 17-00;

– Богослужение возглавляет председатель Синодального отдела тюремного служения, викарий Московской епархии епископ Красногорский Иринарх


26 января 2011 года в храм святителя Николая в Заяцком на Раушской набережной переданы мощи раннехристианского мученика Вонифатия Тарсийского и святой великомученицы Анастасии Узорешительницы.

Святыни помещены в раку и отныне всегда будут находиться в храме, доступные для поклонения каждое воскресенье без перерывов.


Адрес: 2-й Раушский пер., 1-3/26, стр.8

Проезд: М. "Новокузнецкая", трамв. 3, 39, ост. "Садовническая улица"

Ближайшее метро: Метро "Новокузнецкая"

Сайт храма: http://svnikolahram.ru/

Священнослужители при храме:

протоиерей Вячеслав Куликов

иерей Андрей Гринев


диакон Максимиан Танцуров


      Церковь святителя Николая, что в Заяицком, расположена в Замоскворечье, на правом берегу реки Москвы, в северо-западной части квартала, образованного пересечением проездов Раушской набережной, 2-го Раушского переулка, Садовнической улицы и Устьинского проезда. Весь район, прилегающий к правому берегу реки Москвы, между Каменным и Устьинским мостами, в древности занимали садовнические слободы. Здесь жили садовники, обслуживающие царские сады, устроенные по приказу Ивана III в конце XV столетия и тянувшиеся полосой вдоль берега реки, напротив Кремля.
      Название храма Николая Заяицкого давно привлекало историков и топонимов. Так, И. Кондратьев, историк конца XIX века, высказывал по его поводу несколько предположений: «Говорят, что здесь жили заяицкие татары, торговавшие в Москве бухарскими товарами. По другим известиям видно, что храм назывался Заяицким потому, что во время нашествия ляхов в начале XVII столетия вызван был на отражение врагов казацкий полк с реки Яика (современная река Урал), который на том месте, где ныне стоит каменная церковь, построил деревянную церковь во имя святителя Николая Чудотворца и поставил в ней образ этого угодника. Затем есть еще предание, что в приходе жил иконописец Андрей Заяизский, который писал в означенном храме образ Николая Чудотворца и расписывал все стены храма. Наконец, некоторые предполагают, что древний образ святителя Николая привезен с Заяицкого острова, принадлежащего Соловецкой обители, и помещен в означенном храме».
      Предположение о заяицких татарах, давших название церкви, высказано и в «Историческом путеводителе по знаменитой столице государства Российского», изданном в начале XIX века. К нему же склоняется и современный автор Александр Шамаро: «Само по себе прилагательное «заяицкий» ничего загадочного не представляет. Заяицкий — за Яиком, большой рекой, протекающей по Южному Уралу и Прикаспийской низменности и разделяющей Европу и Азию. Как известно, в 1775 году матушка-государыня Екатерина Алексеевна, едва оправившаяся после глубоких душевных потрясений, связанных с гигантским крестьянским бунтом во главе с Емельяном Пугачевым, и пребывавшая в гневе на яицких казаков, этот пожар и запаливших, распорядилась переименовать реку Яик в реку Урал и соответственно Яицкое казачье войско в Уральское. А значит, то, что оставило по себе память в названии Никольского храма, надо искать в истории, предшествовавшей переименованию. Да, должно быть, в Смутном времени — лихолетье 1605—1612 годов, времени иноземной интервенции, всеобщего разорения, голода, бессчетных смертей. Ибо только тогда могли побывать на Москве казачьи отряды с берегов далекого Яика.
      И потому более верной кажется иная топонимическая версия. Она, можно сказать, обращена в диаметрально противоположную сторону — не к войне, а к миру, не к убийству, грабежам, пожарам, а к торговле с дальними странами. Об этой гипотезе кратко сообщает И. Ф. Токмаков: «Может быть, некоторые любители московской старины пожелают знать причину, почему храм этот называется «что в Заяицкой»; не можем ответствовать достоверно, но предполагаем, что жили здесь заяицкие татары, торговавшие в Москве бухарскими товарами. Через улицу от набережной есть одна улица, носящая имя Татарской; это доказывает, что в этой части обитали татары...». Правдоподобна ли эта версия в историческом плане? Караванные пути пересекали земли, населенные восточными славянами, и предки наши, естественно, тоже участвовали в этой торговле. В XVI—XVIII столетиях главным поставщиком азиатских товаров в Москву и Нижний Новгород, в Московское государство, ставшее Российской империей, было Бухарское ханство. Широкую торговлю вела и Хива. Из Бухары и Хивы одно за другим отправлялись посольства, которые, конечно, были одновременно и торговыми экспедициями. И всем этим послам и купцам необходим был в первопрестольной достойный их безопасный приют. Говоря по-русски — постоялый двор, или подворье. Он вполне мог быть создан на москворецком берегу, против устья Яузы, поблизости от расположенной южнее Татарской слободы. Вполне понятно желание гостей из Туркестана останавливаться в славянском и христианском городе поближе к братьям по вере, говорившим на родственном языке. Ну а что касается выражения Токмакова «заяицкие татары, торговавшие в Москве бухарскими товарами», то следует напомнить, что в дореволюционной России татарами называли представителей самых разных тюркских народов. И вполне вероятно, что прозвание Никола Заяицкий обозначало Никольский храм, что в Заяицкой слободе — у Бухарского подворья». По этому самому можно отнести и эту местность к эпохе монголо-татарского господства».
      И все же наиболее вероятная версия высказана известным историком конца прошлого века И. Ф. Токмаковым, который считал, что название церкви произошло оттого, что в начале XVII века заяицкими казаками был пожертвован образ святого чудотворца Николая, во имя которого строен правый придел теплой церкви. Эта версия подтверждается и недавно найденным архивным документом. Храм Николы Заяицкого (с главным приделом Преображения Господня) находился в Нижней Садовнической слободе. Первоначальная церковь, стоявшая на этом месте, была деревянной и впервые упоминается в Новгородской летописи 1518 года. В документах XVII века встречается запись: «Церковь вел. Чудотворца Николы Заяицкого 1625 и 1628 гг. по окладу 16 алтын 4 деньги платил поп Ефрем». В 1639 году в ее приходе было четыре двора причта и «подле кладбища белые дворы садовников». По одним данным, к 1657 году церковь стала каменной, но через сто лет настолько обветшала, что ее решили снести и построить новую во имя Николая Чудотворца. По другим, каменная церковь впервые выстроена в 1652г.
Храм Знамения был построен рядом с храмом Николы в Заяицком в 1670 году (каменный с 1718 года, освящен 25 ноября), разобран во второй половине XVIII века. Знаменский престол в последний раз упомянут в документе 1778 года. В 1870-х годах был проект восстановить Знаменский придел в колокольне, но разрешение не было дано, так как «ход туда тесен и неудобен».
      В «Строельной книге» за 1657 год указываются размеры церковной земли и двух кладбищ при Николо-Заяицком храме, огороженных заборами. В приходе жили в основном садовники (насчитывалось 47 дворов), а «кругом церкви» находились «садовой слободы огородные заборы». В 1699 году после ревизии «годовых денежных доходов» Петр I против церкви Преображения Господня с приделом Николая Чудотворца Заяицкого сделал помету: «кормиться приходом». С этого времени все работы по ремонту и перестройкам должны были осуществляться на средства прихожан, без дотаций со стороны церковных ведомств.
В марте 1741 года «Московских питейных сборов компанейщик Емельян Яковлев сын Москвин» обратился в канцелярию Синодального правления с просьбой дать разрешение на слом старой приходской церкви и строительство новой — во имя Преображения Господня с приделами Николая Чудотворца и Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца, «что в Нижних Садовниках, зовомое Заецкого».
25 мая состоялась торжественная закладка церковного здания, по поводу чего был отслужен молебен. Церковное «строение было уже зачато и немногое число построено», когда два месяца спустя скончался Москвин. В сентябре недостроенные стены церкви накрыли деревянными щитами и возвели палатку, отапливаемую печью, в которой в зимнее время тесали блоки белого камня.
      По сообщению в контору Синода, к марту 1742 года стены церкви возвели «по нижния окны и выше вывели». В марте 1742 года по Указу Синода архитектору Ивану Мичурину было приказано осмотреть строительство церкви, «что словет Заяицкого», и составить смету на ее достройку, однако обследовал он церковь лишь через год. В «Доношении» Мичурин сообщал, что «оную церковь достроить надлежит в вышину 12 сажень, колокольню в вышину на 15 сажень... а как убирать стены надлежит оное, все значится на сочиненном чертеже». В составленной им смете перечислены необходимые материалы. Планировалось также изготовление «двадцати четырех статуй разных» для украшения фасадов. В интерьер на полы церкви предполагалось купить чугунные плиты. Строительство подходило к полному завершению, когда в ночь на 11 сентября 1743 года храм внезапно обрушился, о чем священник Петр Кириллов тут же и сообщил в контору Синода. Так как деньги, завещанные Москвиным, уже кончились, контора Синода стала взыскивать по долговым векселям. С одного из должников Москвина было получено 500 рублей. Их отдали священнику, который нанял рабочих для разборки упавшего здания и приступил к покупке строительных материалов.
      Из записи от 30 марта 1745 года известно, что подрядчик крестьянин Иван Стефанов «с товарищи» полностью разобрал старый фундамент, а другой подрядчик, Андрей Степанов, с бригадой каменщиков выложил «фундамент новый под церковь». Эта запись опровергает мнение многих исследователей, считавших, что новое здание возводилось на старом фундаменте.

Храм при отделе      Работы возобновились с весны 1749 года, но из-за постоянной нехватки средств их окончание затянулось на несколько лет. Новый этап истории храма связан с именем прославленного русского зодчего князя Д. Ухтомского. 18 января 1748 года контора Синода издала указ, по которому Ухтомскому поручалось составить «ведомость» необходимых материалов на достройку церкви. Аналогом храма Николы Заяицкого обоснованно считают храм Никиты Мученика на Старой Басманной. Оба они близки и по времени строительства, и по участию в нем Д. Ухтомского, и по архитектурному облику в стиле «елизаветинского барокко». Церковь Николы Заяицкого решена в традиционной для барокко композиции, состоящей из последовательного соединения храма, трапезной и колокольни, причем более динамичная, устремленная ввысь многоярусная колокольня контрастирует с приземистым массивным четвериком основного объема церковного здания. Четверик завершается восьмигранным куполом, каждая грань которого прорезана высоким окном-люкарной, обрамленным по сторонам колонками и увенчанным лучковым фронтоном. В центре купола помещен световой барабан с луковичной главой. Использование разнообразных по форме окон, в том числе круглых, а также многочисленных белокаменных декоративных элементов и окраска стен, контрастирующая с белым декором, усиливают ощущение праздничности.

      Строительство в основном завершилось к 1754 году, а окончательная отделка интерьера — к 1759 году. 24 октября 1754 года Преосвященный Филимон, епископ Грузинский, освятил правый придел, во имя Николая Чудотворца, а 31 июля следующего года — левый, во имя преподобного Сергия Радонежского. Главный, Преображенский придел был освящен лишь 22 августа 1759 года. Таким образом, от начала строительства храма до его полного завершения, включая убранство интерьера, навеску колоколов и прочее, прошло долгих восемнадцать лет.
      Площадь храма составляла 200 квадратных сажень, а территория погоста — 1572. Одночастный алтарь выступал на 4,5 сажени и был на 2 сажени уже основного объема. Общая длина церкви, трапезной и колокольни равнялась 19 саженям, при ширине последней в 6 сажень. Первый план погоста церкви датирован 1748 годом. Его территория имела Г-образную конфигурацию; протяженная западная граница тянулась вдоль современного 2-го Раушского переулка, на который выходил торец колокольни; параллельная ей граница шла вдоль смежного двора, северная же тянулась вдоль реки Москвы. Первый ярус колокольни представлял собой открытую с трех сторон паперть с рядом арок с крестовыми сводами (в дальнейшем их заложили). В арках были устроены ступени для отмостки, а также белокаменные ступени перед входами в церковь с южного и северного фасадов. Николо-Заяицкий храм был небогат. В 1771 году в его приходе состояло 30 дворов.
Во время пожара 1812 года огонь пощадил храм, но его утварь оказалась разграблена французами. Благодаря пожертвованиям прихожан утраченную утварь заменили новой и 19 сентября 1812 года освятили придел Николая Чудотворца, а чуть позже и остальные. В 1820-е годы вдоль северной границы участка выстроен сарай, рядом с которым было решено построить каменные лабазы. В 1850 году на погосте появились многочисленные деревянные и каменные одноэтажные сараи.
      С начала XIX века жизнь в приходе активизировалась, чему способствовали купцы, жертвовавшие на благоустройство храма.
      На средства потомственного почетного гражданина домовладельца Афанасия Александровича Мошнина были заказаны две изящнейшие серебряно-вызолоченные ризы на храмовые иконы святителя Николая и преподобного Сергия в приделах их имени, он же пожертвовал образ великомученика Пантелеимона высокого художественного письма в серебряно-вызолоченной ризе и металлической раме. В 1887 году была составлена «Метрика» церкви, в которой, в частности, отмечено, что храм построен «из кирпича, нижняя часть облицована белым камнем. Кладка стен и кирпичи обыкновенные. Стены сохранились в первобытном виде... Наружные стены гладкие, украшений никаких, кроме колонок в окнах купола. Барабан с пролетами, цельный без украшений, устроен над сводами. Главы две, на востоке и западе, позолочены. Кресты восьмиконечные, медные. Окна продолговатые, вверху дугообразные, помещенные над цоколем. В алтаре шесть, в один свет, с прямыми перемычками; над окнами кокошники, наличники валиками; окна имеют отливы вовнутрь, решетки железные, кольцеобразные, ставни простые. Дверей три, с северной, южной и западной стороны; железные, украшений нет, наличники без резьбы». Интерьер главной церкви имеет вид «квадратной палаты, алтарь отделяется каменной стеною с тремя пролетами. Приделов два; западный притвор в виде палаты, отделяется глухой стеной с пролетами. В главной церкви своды в виде круговой дуги без опоры на столбах; в придельных покоятся на четырех столбах. К востоку устроено средостение с одним полукруглым пролетом... В приделах потолок украшен лепными рамками и головками херувимов. В главной церкви пол мозаичный, в приделах из чугунных плит. Алтарь без разделений... помост возвышен на одну ступень. Горнее место в углублении под полукруглым сводом. Солея каменная на одну ступень выше помоста храма и отделена медною решеткою.
      Церковь внутри украшена живописью... главная церковь расписана вся, есть изображения русских князей в княжеских костюмах, в коронах... Колокольня вместе с церковью, основание четырехгранное, верх осьмигранный, каменная. Колоколов восемь... самый древний относится к 1834 году, остальные все принадлежат к позднейшему времени. Надписи на колоколах обыкновенного содержания». Впоследствии колоколов стало девять. Главный — «во славу Святой, Единосущной и Нераздельной Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа» в 356 пудов весом, полиелейный в 165 пудов, повседневный и семь разного веса.
      Из древностей, хранившихся в храме, достойны внимания старинная икона святителя Николая Чудотворца Заяицкого в приделе его имени за правым клиросом, которая была пожертвована Заяицкими казаками, в серебряной вызолоченной ризе, устроенной в 1814 году вдовою, купеческой женою Софьей Елисеевной Свешниковой. Другая икона святителя Николая в иконостасе Преображенского придела — копия с пожертвованной казаками, с отдельными вверху и внизу иконы житием и чудесами святителя Николая, принадлежащими к подлинному образу, который на этом месте вставляем был на лето. Икона «Утоли моя печали», в серебряной вызолоченной высокой работы ризе с венцами, устроенной в 1853 году усердием купеческих девиц Татианы и Ирины Забелиных, имевших в приходе свой дом, в котором они и жили. У левого столба находилась икона «Тихвинской Одигитрии», точная копия с подлинной, в серебряной вызолоченной ризе, устроенной в 1820 году усердием всех прихожан. Икона «Иверской», в серебряной вызолоченной ризе, сделанной усердием бывшего церковного старосты московского купца Афанасия Васильевича Саврасова в 1859 году. В левом приделе «Казанская» икона, в серебряной вызолоченной ризе, устроенной в 1821 году купцом Родионовым. Древняя замечательного письма икона святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, с житием его по сторонам, в серебряной вызолоченной ризе. Местная икона Божией Матери «Феодоровской», в главном Преображенском храме, в серебряной вызолоченной ризе чеканной работы, сделанной в 1879 году по завещанию прихожанина, московского купца Матвея Дмитриевича Брюшакова (Брюшанова).
      В приделе во имя Николая Чудотворца имелся также местночтимый образ «Знамения», первой половины XVI века, в серебряной вызолоченной, чеканной работы ризе, из соседнего Знаменского храма (с 1933 года икона находится в Третьяковской галерее). Издавна по благословению Преосвященного Митрополита Платона день Знамения Пресвятой Богородицы 27 ноября/10 декабря праздновался одинаково с храмовыми и престольными праздниками и сопровождался хождением причта с крестом и святой водою по приходу.
      К началу XX века вся церковь была «расписана по стенам и в куполе различными живописными картинами. Низ западной стены в настоящей церкви и низ той же стены и прилежащие к ней части южной и северной стороны до окон в трапезной церкви обиты сукном», при двух пилонах в трапезной «утверждены алтарные иконостасы».
      6 мая 1893 года по разрешению епархиального начальства на средства, собранные по подписке с прихожан, открылось Николо-Заяицкое благотворительное братство.
В 1894 и 1907 годах вдоль набережной Москва-реки на погосте было выстроено несколько каменных и один деревянный сарай; их сдавали в аренду под склад товаров. Весной 1898 года причт и староста церкви обратились в духовную Консисторию с просьбой разрешить устройство в подвале холодного центрального придела духового отопления. Необходимость таким образом «расширить храм» объясняли тем, что при большом скоплении прихожан в церкви бывает душно, «отчего на потолке образуется капель, со стен течь и портятся стенная живопись и позолота на иконостасах». Означенные работы Консистория разрешила. Сделав каменные сходы в подвал, в нем устроили отопление, после чего все приделы церкви стали теплыми.
      В 1901 году на средства А. В. Мошниной для церковно-приходской школы было выстроено одноэтажное каменное здание по проекту архитектора А. Никифорова. Преподавали в новой школе диакон и псаломщики. Через пять лет к зданию пристроили двухэтажный каменный дом по проекту В. Кашина и в нем устроили квартиры, сдававшиеся внаем. В 1907 году средства от доходных квартир пошли на надстройку второго этажа над школой и богадельней. Декоративное оформление фасада здания выполнено по проекту гражданского инженера В. Дубовского в характерном для того времени псевдорусском стиле. Весной 1908 года храм пострадал от наводнения. 9 апреля, в Великую Среду, вода в Москва-реке, Яузе и Водоотводном канале стала прибывать с неимоверной быстротой. У Бабьегородской плотины, которая с 1836 по 1937 год перегораживала Москва-реку выше Большого Каменного моста, между Пречистенской и Берсеневской набережными, утонул ломовой извозчик. Лошадь оказалась счастливее хозяина — ее удалось вытянуть на канатах. Вода все прибывала и прибывала вплоть до субботней полуночи. За трое суток уровень в Москва-реке взметнулся почти на 9 метров выше ординара. Под водой оказалось 16 квадратных километров городской территории — 226 улиц, переулков, набережных, 2500 домов с 180 000 жителей. Москва-река слилась с Водоотводным каналом, образовав единый поток шириной до полутора километров. На Кремлевской набережной вода поднялась так высоко, что на столбах уличного освещения видны были одни лишь газовые фонари. Кремль выглядел со стороны затопленного Замоскворечья островом Буяном из пушкинской сказки. В полночь с субботы на пасхальное воскресенье 13 апреля наводнение достигло высшей точки. Панический страх охватил жителей приречных кварталов. Нечто невообразимое творилось в церквах, стоящих по берегам Москва-реки и Водоотводного канала. Грязная ледяная вода врывалась в храмы, превращая их в каменные бассейны. Священники и богомольцы передвигались вброд, стояли в воде по колени, по пояс, а в Тихвинской церкви на Дорогомилове — даже по грудь. Крестные ходы вокруг храмов прерывались, люди с хоругвями и иконами поспешно забирались на крыши. Песнопения пасхальной заутрени в церкви Георгия, что в Ендовах, прервал обвал штукатурки, рухнувшей со свода на молящихся. Отметив, таким образом, Светлое Христово Воскресение, паводок стал спадать. И лишь неделю спустя можно было хотя бы приблизительно определить ущерб, причиненный по меньшей мере двенадцати московским храмам. В храме Николы Заяицкого все иконостасы были попорчены, книги подмочены; в ризнице и алтарях пострадало до 25 дорогих облачений.
      В июне 1917 года причт и прихожане церкви обратились с прошением в Консисторию о разрешении ремонта храма «без всяких его изменений». Подрядчиком назначили О. А. Кашурина (Кощурина). Из составленной им сметы виден характер произведенных работ: кровля, купола, карнизы и подзоры церкви и колокольни были вычинены новым двенадцатифунтовым железом; кровля и купола окрашены медянкой. Заменили ветхие желоба трапезной. На стенах фасадов, площадью 785 квадратных сажень, была исправлена штукатурка, а затем «весь храм и колокольню снаружи за два раза» покрасили «в прежний цвет красным колером на химическом составе».
Переворот 17-го года положил начало новому этапу в истории храма Николы Заяицкого. 24 ноября из Исполнительного комитета Замоскворецкого районного Совета рабочих и крестьянских депутатов пришло Предписание № 1026 с пометкой «срочно»: церковь Николы Заяицкого обязывалась представить в Юридический отдел опись церковного недвижимого имущества, денежные отчеты за 1917 и 1918 годы, расписки о сдаче в банк процентных бумаг и наличных денег, причем в жесткой форме заявлялось, что виновные в неисполнении подвергнутся аресту и будут преданы суду за неисполнение распоряжений Советской власти.

Читать дальше »