Приветствую Вас Гость!
Пятница, 29.03.2024, 04:09
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Форма входа

Логин:
Пароль:

Поиск

Календарь

Архив записей

Главная » 2012 » Апрель » 11 » Интервью с начальником Управления по работе с верующими военнослужащими Вооруженных сил России Б.М. Лукичевым
00:30
Интервью с начальником Управления по работе с верующими военнослужащими Вооруженных сил России Б.М. Лукичевым

Вопросы присутствия духовенства в Российской армии с корреспондентами «Комсомольской правды» обсудил начальник Управления по работе с верующими военнослужащими Вооруженных сил РФ Б.М. Лукичев.

— Борис Михайлович, так сколько сейчас батюшек служит в Вооруженных силах?

— Что касается принятых в штат в армии и на флоте, сейчас мы имеем там всего 21 священника. Они заключили договоры с командирами и выполняют свои профессиональные обязанности. Из них 20 — православные священники и один — из мусульманской уммы — имам-хатыб Синдикаев. Он служит в Южном военном округе. Остальные распределены по округам и родам войск.

— Не так уж и много. Помнится, изначально было принято решение, что священнослужителей в армии будет гораздо больше…

— Решением министра обороны в 2010 году введено 240 должностей штатных военных священников и девять гражданских должностей. Первые священники появились в военных округах в составе управлений по работе с личным составом, в дивизиях и бригадах — как помощники командиров соединений и начальников вузов по работе с верующими военнослужащими. Их религиозная принадлежность зависит от того, какую веру исповедуют большинство военнослужащих (для назначения священника в часть верующие должны составлять там не менее 10% от общего числа). Этого, конечно, крайне мало, но это лишь первые шаги по возрождению духовности в армии.

— Как «боевые священники» распределены по стране?

— В первую очередь были заполнены должности священников в российских военных базах за рубежом. Люди в погонах там в сложных условиях, вдали от Родины, поэтому и помощь батюшки наиболее востребована. Нашим воинам за рубежом уже сейчас помогают штатные военные священники. В Севастополе это протоиерей Александр Бондаренко, в Гудауте (Абхазия) — иерей Александр Терпугов, в Гюмри (Армения) — архимандрит Андрей (Вац).

— Воинскую честь батюшке солдатам и офицерам по уставу отдавать нужно? В храмах им и генералы кланяются! И как обращаться к священнослужителю в армии, где сохранено слово «товарищ»? «Товарищ батюшка»?

— Честь воинскую отдавать батюшке не нужно, ему нужно уважение его священнического сана. И обращения обычные — «батюшка», «отец», «имам», «ребе»…

— Форма одежды для священника определена?

— Священник и в армии остается священником. Он прикомандирован к воинской части. Нанят на работу по договору. Но главная его задача — выполнять свои духовные обязанности. В повседневной жизни священнослужитель Русской Церкви в рясе, у мусульман — халат. Сейчас для священнослужителей прорабатываем норму вещевого довольствия, в поле он может быть и в полевой форме. Но при этом священник не является административно подчиненным командованию. И воинского звания у него нет.

— Кто и как отбирает священников в армию? Проходят ли они какой-то отбор?

— За последние 20 лет уже несколько тысяч священнослужителей, в основном Русской Православной Церкви, сотрудничают с воинскими частями. Многие из тех, кто уже по 5-7 лет взаимодействует и помогает, на учения ходит, отбираются для штатной работы в воинских частях.

Отбор происходит элементарно. Как правило, у него есть храм или часовня на территории воинской части. Таких людей отобрано уже более сотни человек. Даже командиры порой ходатайствуют, чтобы назначали таких священников в воинскую часть.

— Должен ли военный священник сам отслужить в армии?

— Желательно. Потому что ему легче входить в воинский коллектив, понятнее многие проблемы. Но это не является каким-то жестким правилом. У нас есть военные священники, которые отслужили только срочную службу или, может быть, получали высшее образование, оканчивали военные кафедры.

В целом в Российской армии до 70% военнослужащих считают себя верующими. Из них 80% — православные. Поэтому в основе своей у нас священнослужители православные. Особенно в тактическом звене. Пока в военных частях построено 200 культовых объектов. Они, как правило, все православные. Только четыре культовых объекта мусульманские — молитвенные комнаты.

Вот Евгений Нафиков служит на российской авиационной базе в Канте, в Киргизии. Большинство в части православные, но есть 25 мусульман. Он съездил в Кант, нашел мечеть, где имам хорошо относится к России. По пятницам командир дает автобус, и он везет этих ребят в мечеть. Имам их привечает, но и учит, говоря: поклоняйся Аллаху, но следуй за ведущим тебя, то есть за командиром.

— А какую зарплату получают батюшки в армии? И как решаете жилищный вопрос? Ведь многие прибывают с многодетными семьями.

— Мы пока стараемся нанимать на работу священнослужителей, которые уже давно взаимодействуют и живут, как правило, рядом с воинской частью. Но есть и такие, которые приезжают издалека. Их, как правило, обеспечивают жильем. Командование заинтересовано в том, чтобы обеспечить батюшку нормальными жилищными условиями, рабочим кабинетом, где можно индивидуально работать с солдатами.

Первичная зарплата — 10 тысяч рублей. Еще плюс 100% от этого — за сложность воинской службы. Плюс районный коэффициент, добавки за выслугу лет. Плюс премиальные. В среднем по России получается около 27-30 тысяч рублей. Если же это где-то на окраинах, где высокий районный коэффициент, там уже 35 тысяч рублей, за рубежом — больше.

— Как взаимодействуют друг с другом православный и, скажем, мусульманский священнослужитель?

— Штатный военный священник имам-хатыб Ильдар Синдикаев трудится в составе управления по работе с личным составом в Южном военном округе. И они вместе с протоиереем Леандром Кузнецовым ездят в войска. Один — в рясе, с крестом, в камилавке. Другой — в халате и чалме. Приходят в воинскую часть, и солдаты видят, какие взаимоотношения этих духовных лиц. Это очень сильно действует.

Церковь не внедряют в войска — она там востребована. И священники приезжают, потому что их там ждут — на Черноморском флоте, в Дальней авиации, в Космических войсках… И храмы строятся за счет людей, которые хотели, чтобы храм был на территории части.

В 1993 году, когда перевозили мощи Серафима Саровского из Петербурга в Саров, на каком-то этапе помогали и военнослужащие. Полевые кухни для паломников строили. И Патриарх Алексий сопровождал эти святые мощи. Увидел солдат и говорит: «Православные есть? Отойдите в сторонку». Он их благословил, иконки подарил. Мы стараемся следовать завету Патриарха.

— Борис Михайлович, а почему Вы при такой должности не в священном звании? Могли быть и отцом Борисом.

— На все воля Божия. Чтобы не было вопросов, какая Церковь какой деноминацией управляет, начальником управления стоит гражданское лицо.

Беседовали В. Сокирко, Е. Чинкова

Вестник военного и морского духовенства/Патриархия.ru