Приветствую Вас Гость!
Пятница, 22.11.2024, 14:46
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Июль 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Архив записей

Главная » 2012 » Июль » 9 » Слово Святейшего Патриарха Кирилла перед открытием II Общецерковного съезда по социальному служению
22:47
Слово Святейшего Патриарха Кирилла перед открытием II Общецерковного съезда по социальному служению

9 июля 2012 года, перед открытием II Общецерковного съезда по социальному служению, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя молебен на начало доброго дела.

По окончании молебна Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

Сегодняшней Божественной литургией и этим торжественным молебном мы открываем съезд руководителей епархиальных социальных отделов, духовников и старших сестер сестричеств, а также участников фестиваля «За жизнь — 2012».

Это самое большое мероприятие в рамках Русской Церкви, которое объединяет людей, вовлеченных в церковную социальную работу; и вы хорошо знаете, что именно с Архиерейского Собора 2011 года начались большие перемены в организации социальной работы в Русской Православной Церкви. Собор единогласно принял решение, что социальная работа в Церкви должна осуществляться строго в соответствии с принимаемыми церковными документами и быть обязательной для всей Церкви. Это постановление отталкивалось от соборной традиции многовековой давности. Может быть, место социальной работы в жизни Русской Православной Церкви никогда не определялось так ясно и конкретно, но мы знаем, что Церковь наша всегда заботилась о нуждающихся, о болящих, об одиноких, об инвалидах, о заключенных. И это было частью общецерковных трудов, к которым призывается каждый верующий, — не по должности, не по положению, не по указанию Священноначалия, а по ясному требованию Самого Христа Спасителя, ибо именно совершением добрых дел, как свидетельствует Евангелие, и связано оправдание или осуждение людей в вечности.

Современный быстро меняющийся мир, несмотря на многие достижения в области медицины и социальной деятельности, постоянно сталкивается со все возрастающими угрозами человеческой личности и самому бытию человеческого общества. Эти угрозы многоразличны. Большинство из них проистекает от внутреннего нравственного кризиса человеческой личности. Когда традиции, несущие вековую мудрость, освященную Божественным авторитетом, перестают быть обязательными, тогда каждый человек, пребывая вне всякой традиции, а значит, не имея ясного и четкого критерия, пытается отвечать на то, с чем он сталкивается по жизни, — и ответ этот порой бывает страшным.

Мы знаем, чтО сегодня происходит в сфере семейных отношений: как велико количество разводов, как велико количество абортов, как велико количество сирот, в том числе так называемых социальных сирот, то есть сирот, обретших этот печальный статус при живых родителях. Можно продолжить эту тему и в связи с теми испытаниями и бедами, которые постигли наше Отечество. Это страшные катаклизмы — то пожары, удушающие большие города и сжигающие поселки и деревни, то страшные проливные дожди, буквально за несколько минут обрушивающие на людей страшный удар водной стихии.

По официальным данным, 171 человек, действительно за несколько минут, погиб на юге России. Все это также требует от человека — от каждого человека — своего собственного личного ответа. Мы можем пройти мимо так называемого бомжа, замерзающего на улице большого города, не обратив на него внимания, или сделать все, чтобы человек не замерз. Мы можем сегодня смотреть передачу по телевидению, в лучшем случае ужасаясь случившемуся, но палец о палец не ударить, чтобы реально помочь людям. Всякий раз, когда мы сталкиваемся с неким беспорядком, с неким разладом, будь то разлад в жизни человека, семьи или общества, у нас всегда есть возможность выбора — принять этот вызов или от него отстраниться. Но христианская традиция, которая приносит в нашу современную культуру совершенно определенное свидетельство Евангелия о необходимости разделять страдания с другими, не оставляет для христианина никакого шанса — он обязан идти навстречу человеческой скорби.

Правда, скорбь стала значительным компонентом жизни даже благополучных людей. Неудачи на работе, в семье, болезни — мало ли что надрывает душу современного человека, даже среднеблагополучного, и невольно возникает мысль: «с меня хватит, я и так слишком перенапряжен, меня уже ни на что не хватает, я не могу протянуть руку помощи другому». Вот таким людям я хотел бы сегодня сказать: попробуйте протянуть руку помощи, и вы увидите, какими будут последствия, — уйдет ваша внутренняя личная скорбь, и вы обретете огромный смысл в том, что совершили, потому что будете делать это не по принуждению, а по прямому указанию Господа, выполняя Его волю, Его заповедь, Его закон. А подлинное исполнение заповеди осуществляется только тогда, когда человек свободно принимает эту заповедь.

Наше общество было бы иным, если бы мы научились не проходить мимо человеческих бед, страданий и скорбей. Вот почему в 2011 году Архиерейский Собор и принял решение, чтобы подвести итог всему тому, что делалось в Церкви, провести некую инвентаризацию наших усилий. А когда эта работа была проведена, оказалось, что у Церкви часто не хватает тех инструментов и механизмов, той организации, которая помогала бы людям, решившим не проходить мимо беды другого человека, осуществить свое доброе намерение. Ведь очень часто люди говорят: «что я могу сделать? чем я могу помочь?» А в ответ на это мы видим по телевизору бегущую строку с трудноразличимыми и малопонятными номерами банковских счетов. Как их запомнить? А уж пойти в банк, что-то оформить — для некоторых людей это просто физически невозможно. Я привел этот пример только для того, чтобы сказать: мало доброго намерения, мало готовности человека откликнуться на беду, в чем Церковь должна воспитывать свою паству и весь народ, — нужно создавать также удобные, быстродействующие, хорошо организованные и прозрачные инструменты оказания помощи. И я надеюсь, что Церковь наша вступила на путь создания такой общецерковной системы социальной работы.

Сегодня в этом храме присутствуют руководители епархиальных социальных отделов, на которых возлагается особая ответственность по организации социального служения в рамках епархий, что непременно предполагает оптимизацию социальной работы, в первую очередь, благочиний, где, как вы знаете, должны быть оплачиваемые социальные руководители, так же, как и на крупных приходах. Но и слабые приходы нужно вовлекать, через работу крупных приходов и благочиний, в это общее церковное социальное действие, направленное на то, чтобы исполнить заповедь Спасителя — накормить, напоить, одеть, посетить.

Я полагаю, что во время съезда хорошо было бы обменяться опытом того, как сегодня работают наши епархиальные социальные службы — открыто, спокойно, не опасаясь никаких репрессий, — и честно поговорить о том, что есть и чего нет. Получая отчеты епархиальных архиереев, я вижу, что есть и очень большие перемены к лучшему, но иногда между строками читается отсутствие всяких перемен. Мы с вами собираемся сегодня в Москве, в том числе для того чтобы стимулировать дальнейшее развитие епархиальной социальной деятельности, чтобы решения Архиерейского Собора 2011 года не были неким шумом по крыше здания, внутри которого, спрятавшись, сидят люди, ожидая, что ветер скоро пройдет, а вместе с ветром — и всякие претензии и требования. Знаю, что и такое иногда происходит — отсиживаемся и ждем, что новомодное дело захлебнется, уйдет в трубу, в красивые слова, и все будет так, как было раньше. Уверяю вас, что по милости Божией так, как было раньше, не будет, потому что мир изменился до неузнаваемости, буквально за несколько лет, и потому наше социальное действие должно быть хорошо организованным, богословски обоснованным, пастырски вдохновленным и, что очень важно, — представленным в современном информационном пространстве не ради бахвальства, а ради того чтобы люди могли обмениваться опытом, черпать силы в трудах других людей.

Я полагаю, что вы обсудите все эти вопросы, потому что жду от нашего съезда реальных — не фантастических, а реальных — предложений того, что Церковь может сделать для усовершенствования всей социальной работы. Мы собираемся сегодня обсудить в качестве главной темы вопрос отношений Церкви и государства в плане оказания помощи семьям. Семейная проблема — это проблема номер один. Семья формирует личность либо, отказываясь это делать, отдает формирование личности иным силам — улице, средствам массовой информации, произведениям кинематографии, подчас низкопробным. Мы должны бороться за то, чтобы семья продолжала сохранять эти важные функции, неся главное бремя воспитания подрастающего поколения; но для этого семья сама должна быть образцом отношений мужа и жены, детей и родителей.

Неблагополучие семьи — это неблагополучие всей нации. Неблагополучие семьи — это некий общий вызов колоссальной негативной силы. Сейчас много усилий употребляется для того, чтобы повысить уровень экономики, сделать ее более эффективной, развить производство, возобновить научные исследования, поднять уровень образования, совершенствовать транспортную инфраструктуру. Всё это задачи большой государственной важности, которые направлены, в том числе, на освоение земель, остающихся неосвоенными, на перенос технологий туда, где практически нет никаких технологий, на то, чтобы стимулировать интеллектуальный и материальный рост жизни людей. Так вот, ничего не получится, если мы не спасем наши семьи, потому что если нет здоровой семьи, то дети не рождаются или рождаются неполноценные дети.

Демографическая ситуация в России сегодня как бы замерла в ожидании некоего роста благодаря известным усилиям со стороны государства. Но всех этих усилий еще совершенно недостаточно. В результате абортов мы теряем такое количество детей, которое превышает количество рождаемых, если принимать во внимание не официальные, а реальные цифры этого национального бедствия. И потому одна из самых главных наших задач — это оказание помощи матерям, тем, кто не уверен, должны они или не должны рожать ребенка. Нужно сделать все для того, чтобы склонить женщину к рождению, и добрых слов для этого мало. Мы должны создавать свою собственную систему социальной поддержки тех, кто отказывается от абортов, и я уверен, что государство будет нас поддерживать, потому что это реальная работа, направленная на изменение демографической ситуации к лучшему. За последние два года мы имеем определенные положительные сдвиги; в частности, в наших епархиях создаются семейные центры для молодых мам, где осуществляется забота о сохранении семей, о сохранении детей.

Я пожелал бы всем вам осознать, что прошло время деклараций, особенно возмущенных деклараций по поводу того, что кто-то где-то чего-то не делает. Наше внимание должно быть обращено в первую очередь на самих себя — что мы делаем, какова реально наша отдача. Мы должны со вниманием изучать успешный опыт епархий, монастырей и пытаться расширить этот опыт, перенести его в те регионы, где его еще нет, и, конечно, мы обязательно должны иметь тесные взаимоотношения с социальными службами, с государственной системой здравоохранения, потому что, принимая на себя эти функции, Церковь осуществляет не только внутрицерковное доброе дело, но и важную государственную миссию, и мы выражаем надежду, что эта социальная работа Русской Церкви будет поддержана и государством, и обществом.

Я хотел бы пожелать всем вам, мои дорогие владыки, отцы, братья и сестры, плодотворной работы. Дай Бог, чтобы в результате этой работы мы имели некий план действий на ближайшие годы. Я уже ознакомился с некоторыми проектами, которые вам будут представлены, и считаю, что в принципе они заслуживают внимания; но очень важно, чтобы любой документ, даже принятый единогласно, учитывал реальные возможности Церкви и общества и стал реальным вкладом в преодоление трудной ситуации, сложившейся в стране.

Когда я говорю «в стране», я имею в виду не только Российскую Федерацию. Я приветствую всех участников, прибывших к нам из Украины, Белоруссии, иных стран СНГ, а также из дальнего зарубежья, потому что проблемы, о которых мы сегодня говорим, — это общие проблемы для всех чад Русской Церкви, где бы они ни жили, а в более широком смысле — это общие проблемы для всего рода человеческого.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси