Приветствую Вас Гость!
Пятница, 22.11.2024, 14:48
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Июль 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Архив записей

Главная » 2012 » Июль » 12 » Ответы председателя Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви митрополита Меркурия
22:42
Ответы председателя Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви митрополита Меркурия

Председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий ответил на вопросы посетителей сайта Синодального информационного отдела.

— Как относится Русская Православная Церковь к оружию, как то: к изобретению, производству, торговле? (Геннадий, г. Калининград)

— Согласно христианскому вероучению, оружие, как и любой другой неодушевленный предмет, само по себе не подлежит нравственной оценке. Все зависит от того, в чьи руки оно попадает и как используется. Применять оружие против людей большое зло, но применять оружие ради спасения людей от преступников — может быть немалым благом. Об этом свидетельствует в Евангелии пророк и Предтеча Господень Иоанн Креститель. На вопрос пришедших к нему воинов: «А нам что делать?», он не предложил воинам сложить оружие и перестать выполнять свой воинский долг, а советовал никого не обижать, не клеветать и довольствоваться своим жалованием (Лк. 3:14). Святые апостолы прямо и решительно утверждают, что воины предназначены Богом для того, чтобы силой оружия ограждать спокойствие и безопасность людей от их врагов, защищать семью, Родину, святыни. В этом случае оружие выполняет роль гарантии мира и спокойствия. Мысли людей, настроенных на разрушение, жажду власти, стремление навязать, поработить, делают оружие инструментом убийства. Не нужно, наверное, говорить о том, что это нарушение заповеди и преступление перед Богом и людьми. Суть не в оружии, а в намерениях и поступках людей. Даже слово, незначительное действие, сказанное или сделанное в разрушительном ключе, может стать страшнейшим оружием.

— Здравствуйте! Я хочу крестить ребенка, но у меня, к сожалению, нет никого для роли крестной матери и крестного отца. Что мне делать, подскажите, пожалуйста. (Светлана, г. Хабаровск)

— Наличие восприемников (крестных родителей) не является обязательным условием для совершения этого Таинства. Бывают такие случаи, что Крещение приходилось совершать в таких условиях, что не только крестных найти было невозможно, но и воды не было (в пустыне крестили песком). Так или иначе, начните с посещения храма, общения со священником, он обязательно подскажет Вам выход из данной ситуации.

— Скажите, несет ли вред принятие электронных удостоверений, которые сейчас с огромной скоростью ввели во всем мире, а теперь и в России с Грецией собираются вводить? Я читала, что Паисий Святогорец в своем послании о знамениях времен предупреждал об этом, и что это будет опасно. (Кристина, г. Москва)

— Ни электронные удостоверения, ни паспорта, никакие иные документы не могут принести вреда человеку, искренне верящему в Бога и любящему Его творения. Не ищите сатану во всем, что Вас окружает, — лучше ищите Бога. Господь дал нам все для того, чтобы мы могли быть счастливыми, стремились познать Его и имели возможность исправлять свои прегрешения и радоваться всему, что Он нам дал. Вместо этого мы с трепетом ожидаем дьявола и во всем его ищем. Неужели пластиковая карта, которая является всего лишь носителем информации, может встать между Богом и стремящимся к Нему человеком?

Не стоит воспринимать творения любого духовного писателя как учение Церкви. Скорее, это ориентир на определенный положительный опыт, поучение. Паисий Святогорец, действительно, негативно относился к некоторым «веяниям времени», но это его частное мнение, к тому же произвольно толкуемое в определенном контексте.

— Ваше Высокопреосвященство! Вам как председателю Отдела религиозного образования и катехизации наверняка близка проблема ЕГЭ. Сейчас даже для поступления в семинарию требуются результаты ЕГЭ. Поэтому у меня вопрос: каково Ваше отношение к единому государственному экзамену? (Данила Колесников, г. Санкт-Петербург)

— Все нужно делать с умом. ЕГЭ — испытание для выпускников. Но оно не вполне объективно отражает способности, уровень эрудированности, опыта и багажа знаний, которыми обладает тот или иной ученик. Невозможно тестом выяснить, насколько человек развит. Думаю, дорога, по которой пошло Министерство образования и науки РФ только началась. Впереди еще много открытий, исправлений, переосмыслений. На мой взгляд, необходимо оставить частички «человечности» при сдаче экзаменов.

ЕГЭ — это, прежде всего, экзамен на выявление специальных сформировавшихся знаний у учеников, достигших определенной квалификационной ступени в своем обучении. И именно поэтому я очень надеюсь, что ОПК никогда не войдет в ЕГЭ как предмет.

Что же касается духовных училищ, семинарий, академий и православных вузов, то, разумеется, кроме ЕГЭ там проводятся обязательные собеседования на предмет выявления уровня знаний православной догматики, катехизиса, истории Церкви.

— Ваше Высокопреосвященство! С 2000 по 2009 гг. Вы управляли Патриаршими приходами в США, сейчас являетесь правящим архиереем Ростовской и Новочеркасской епархии. Ваш путь в чем-то напоминает путь митрополита Вениамина (Федченкова), который через какое-то время после возвращения из Америки на Родину тоже был назначен на Ростовскую кафедру. К сожалению, об американском периоде служения владыки Вениамина мы знаем очень мало, подробных воспоминаний об этом периоде он не оставил. Зная о Ваших литературных трудах (книга «Поле жизни» тому подтверждение), а также о том, что в одном из своих интервью Вы говорили о задумке издать книгу «200 писем из Америки», можно ли надеяться увидеть выход в свет данного издания в ближайшее или отдаленное (и на сколько) время? Спасибо. (Ростислав Просветов, г. Тамбов)

— Критику принимаю. Однако церковные послушания не оставляют достаточного времени для того, чтобы я мог сесть за стол и писать. Но издания планирую. Работаю над дополненным изданием книги «Поле жизни» — в него войдут как рассказы из предыдущего издания, так и новые — о реставрации нью-йоркского Никольского Патриаршего собора, воспоминания об отце Иоанне (Крестьянкине), о матушке игумении Варваре (Трофимовой) и другие. Надеюсь, что в скором времени получится издать и «Письма», и некоторые другие издания. Во всяком случае в планах они есть. Помолитесь, чтобы Господь содействовал мне в этом деле.

— Ваше Высокопреосвященство, владыка Меркурий! Хотел бы задать Вам вопрос относительно того, как устроен возглавляемый Вами Синодальный отдел религиозного образования и катехизации. (Андрей, г. Москва)

— В состав Отдела входит два общих и три профильных сектора. Информационно-аналитическая служба работает над системой распространения по епархиям информации Синодального отдела, получает и анализирует обращения, разрабатывает систему взаимодействия с епархиями и педагогическим сообществом, выпускает общецерковный журнал «Православное образование». Сектор организации конференций, чтений и конкурсов курирует три основных мероприятия, ежегодно проводимых Отделом — Международные Рождественские образовательные чтения, конкурс «За нравственный подвиг учителя» и «Красота Божьего мира», а также координирует другие мероприятия, проводимые Отделом или при его участии. Сектора ОПК и православного образования и катехизации, соответственно, ведут работу по направлениям. Всю работу Отдела координирует председатель, а в его отсутствие — заместитель. Структурные подразделения отдела представлены на нашем сайте http://otdelro.ru

— Батюшка, родители меня не крестили и в церковь не водили. В возрасте 23 лет я приняла крещение у «Свидетелей Иеговы», но через пару месяцев перестала посещать встречи этой организации и полностью ушла от общения с ними. Моя дочь в прошлом году в возрасте 18 лет самостоятельно изъявила желание и крестилась в Православной Церкви. Я уверена, что Православная Церковь — истинная Апостольская Церковь. Но сомневаюсь, нужно ли мне креститься вновь, не будет ли это повторно? То есть, является ли действительным мое крещение или нет для Господа? Батюшка, помолитесь за меня и ответьте, пожалуйста. (Елена, г. Орск Оренбургской области)

— Действо, которое «Свидетели Иеговы» называют «крещением», по сути является публичным заявлением о том, что новый член становится полноценным служителем Иеговы и Его видимой теократической организации. Естественно, ни о покаянии и прощении грехов во имя Иисуса Христа, ни, тем более, Крещении во имя Пресвятой Троицы, здесь речи не идет. Естественно, Церковь не признает истинности этого действия. Поэтому согласно церковным канонам Вам необходимо пройти подготовительные (огласительные) беседы и принять Таинство Крещения в Православной Церкви.

— Ваше Высокопреосвященство, добрый день! Я являюсь студенткой факультета церковных искусств Православного института «Содействие». Поступила туда, уже имея высшее образование. Институт дает дополнительное образование, что очень удобно, т.к. удается уделять больше времени профильным предметам и практическим занятиям. Мне кажется, что это хорошо — учиться богословским предметам вместе с какой-то конкретной профессией. Есть ли подобные учебные заведения в других регионах? (Валерия, г. Москва)

— Во многих крупных городах России существуют вузы, практикующие подготовку светских специалистов с одновременным обучением богословским дисциплинам. Для тех же, кто желает получить серьезное богословское образование, широко представлены православные духовные школы — училища, семинарии и академии.

— Владыка, существует ли официальный катехизис РПЦ, которым в данное время руководствуется Церковь? Если да, подскажите, пожалуйста, где с ним можно ознакомиться? (Василий, г. Тернополь)

— Уже почти 200 лет в Русской Церкви используется Пространный катехизис, составленный святителем Филаретом (Дроздовым). Его текст можно найти в библиотеке общецерковного информационного портала «Православное образование» (раздел «Материалы для педагога-катехизатора»). Кроме того, в настоящее время под руководством Высокопреосвященнейшего митрополита Волоколамского Илариона ведется большая работа по изложению современного Катехизиса Русской Православной Церкви.

— Здравствуйте, владыка Меркурий! У меня есть знакомые, которые учились в духовных семинариях в разных городах. Один закончил, другой бросил. Оба независимо друг от друга говорят, что тяжело выносить «изнанку» церковной жизни. Это их гордыня, или на самом деле все так плохо? (Ксения)

— Семинария — это начало духовного подвига, требующего от поступившего в нее семинариста постоянных трудов жертвенности и самоотдачи. Для кого-то это оказывается призванием, благословением на пастырское служение людям, а для кого-то — неудобоносимой ношей. Условия духовной жизни таковы, что новоначальный непременно сталкивается с испытанием. И чем дальше человек идет по выбранному духовному пути, тем активнее ополчаются против него силы этого мира, поскольку они злы и противятся правильному выбору человека. И, конечно, есть люди, которые не выдерживают, оставляют выбранное направление: не будем их осуждать. Возможно, они послужат Богу и Церкви в какой-то другой области, в чем-то, к чему они более всего приспособлены.

— Мне 38 лет. Я никогда не исповедовалась и не причащалась. В этом году выдержала Великий пост и постные дни недели. Как правильно приготовиться ко Причащению и как часто рекомендуется причащаться? (Наталья, г. Одесса)

— Время Великого поста для каждого православного христианина — это серьезное испытание души и тела, целью которого является духовный рост и приготовление к Пасхе. Связь Великого поста и Пасхи неразрывна. На Пасху мы празднуем Воскресение Христово. Пасха — это гораздо большее, чем один из праздников. Новая Жизнь, которая почти две тысячи лет назад воссияла из гроба, была дана всем верующим во Христа. Однако старую жизнь, жизнь греха, не так-то легко побороть и изменить. Даже апостолы, когда слушали своего Учителя, спросили: «Как это возможно?» На самом деле, нелегко отказаться от мелкого идеала жизни, состоящего из ежедневных забот, изысканий средств для обеспеченного существования, удовольствий, всего, что так далеко от цели — совершенства: «...будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48). Христос в Евангелии говорит нам: идите узким путем, путем борьбы и страдания, потому что это единственный путь к настоящему счастью. Мы живем так, как будто Христос никогда не приходил, как будто Христос не воскрес из мертвых. Иногда мы сознаем различные наши грехи и каемся в них, но мы не отдаемся той Новой Жизни, которую Христос открыл и даровал нам. Пост — это рука помощи, протянутая нам Церковью, школа покаяния, приготовляющая нас ко встрече Пасхи, к конечному переходу в Новую Жизнь во Христе и соединение с Ним в Таинстве Евхаристии. О необходимости причащения говорит Сам Спаситель: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6:53,56). Благодаря причастию Тела и Крови Господа Иисуса Христа у христианина есть возможность уже здесь, на земле, быть в непосредственном общении с Богом. Причащаясь, христиане становятся членами Тела Христова, которое и есть Церковь.

Сами себя отлучают от Церкви люди, которые, будучи здоровыми, долгое время не приходили на общую молитву в храм и не причащались. Согласно древним церковным правилам, не являются членами Церкви те, кто не приступал к Таинствам более трех недель. К причастию благочестивые христиане приступают после исповеди священнику и Таинства Покаяния. Сокрушение о соделанном, ненависть ко греху, решимость больше его не повторять, горячая молитва к Богу о прощении — вот ступени покаяния. Завершением этого духовного труда является исповедь, когда кающийся открывает свои душевные раны — грехи — перед священником, как перед врачом и свидетелем, данным от Бога (Мф. 18:18; Ин. 20:21-23).

Прочитайте дома покаянные каноны Господу Иисусу Христу, Богородице и Ангелу Хранителю из православного молитвослова.

Владыка, благословите. Можно молиться перед неосвященной иконой? Обязательно ли освящение иконы? (р.б. Алексий, г. Гомель)

На протяжении многих веков специального чина освящения икон не существовало. Икона создавалась в Церкви, была неразрывна с Церковью и признавалась святой своим соответствием иконописному канону, то есть своду правил, согласно которым определяется подлинность священного изображения.

Современный чин освящения икон возник в эпоху оскудения православного иконописания, во время заимствований из светской и западной живописи, которые привносились в православную икону, так что для подтверждения святости изображаемого такие иконы стали освящать. Собственно, данный чин можно понимать, как свидетельство Церкви о подлинности иконы.

Таким образом, в настоящее время в Церкви принята традиция, согласно которой икона после написания освящается в храме. Читаются особые молитвы и образ окропляется святой водой. Однако важно учесть, что если освящение любого другого предмета есть сообщение ему благодатной силы Духа Святого, что подразумевает непричастность предмета к благодати до освящения, то в отношении иконы ситуация иная. Икона свята потому, что изображает Господа, Пресвятую Богородицу, святых, к которым мы и обращаемся в молитве. К иконе до освящения необходимо относиться так же благоговейно и почтительно, как и после. Можно молиться перед ней. Но и освятить нужно.

Ваше Высокопреосвященство! Можно ли узнать, как обстоят дела с аккредитацией и лицензированием ОРОиК на местах? Школы сегодня работают под жестким контролем и могут заключать договоры о сотрудничестве только с организациями, действующими на основании юридических документов. (Татиана, г. Владивосток)

По уставу Синодальный отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви осуществляет только координацию деятельности епархиальных отделов, осуществляя рекомендательные функции, и не может в полной мере реализовать контроль над их работой. Мы помогаем в регионах правильно организовать деятельность православных гимназий, школ и детских садов, а все иные вопросы относятся к компетенции епархиального руководства.

Ваше Высокопреосвященство, владыка. На огласительных беседах перед Крещением, когда заходит речь о Страшном Суде и вечных муках, некоторые из тех, кто пришли послушать, задают вопрос, на который я затрудняюсь ответить. Вопрос следующий: «Вы говорите о вечных муках для грешников, а профессор Осипов по телеканалу "Союз" говорит, что это не так, что Господь всех помилует». Православный катехизис говорит одно, Осипов противоположное. И авторитет Осипова оказывается больше в глазах людей, которые хотят покреститься. Владыка, что отвечать, как быть? По моему мнению, все учение Осипова противоречит догматам веры. Он же настраивает против крещения младенцев. И случаются разногласия с людьми, которые смотрят Осипова по телевизору. Вот такая проблема. Как быть? (Даниил, Украина)

А.И. Осипов развивает не еретическое, а частное богословское мнение о всеобщем спасении святителя Григория Нисского. Его учение не было анафематствовано, хотя и не было принято и Восточными, и Западной Православными Церквями. Именно поэтому святитель Григорий не был включен в чин «Вселенских великих учителей». Присутствовало сходное учение и у Оригена. И в его изложении было анафематствовано V Вселенским Собором. Советую придерживаться и излагать традиционное церковное учение по этому вопросу. Как говорит святой Иоанн Златоуст: «Здесь представляется нам вопрос не маловажный, но касающийся предмета самого необходимого и исследуемый всеми людьми: будет ли иметь конец огонь геенский? Христос открыл нам, что: "червь их не умирает и огонь не угасает" (Мк. 9:46). Вижу, что вы содрогаетесь, слыша это; но что делать? Бог повелевает непрестанно возвещать это: "укажи", говорит, "народу Моему" (Ис. 58:1). Мы поставлены на служение слова, и потому нужно говорить и неприятное слушателям; хотя и вопреки желанию, а нужно. … Итак, Христос учил, что геенский огонь не имеет конца…» (Беседа 9 на 1-е Послание Коринфянам).

Владыка, благословите! Возрождается практика проведения огласительных бесед перед крещением. Какие рекомендации может дать ОРОИК для плодотворного проведения таковых бесед? (Альвиан, г. Волгоград)

Общие рекомендации по проведению огласительных бесед содержатся в документе «О религиозно-образовательном и катехизическом служении Русской Православной Церкви», утвержденном Священным Синодом 27 декабря 2011 года. Также планируется издание пособия для катехизаторов «Об оглашении на современном этапе» и «Настольной книги катехизатора», содержащих рекомендации по проведению оглашения. Ряд методик размещен на медиа-портале Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. Ежеквартально Отдел религиозного образования и катехизации выпускает журнал для педагогов и катехизаторов «Православное образование», в котором можно узнать о самых интересных разработках в том числе и по методике оглашения.

Вместе с тем надо учитывать, что каждая епархия имеет большую степень самостоятельности в определении форм и методов катехизации. Разнообразие таких методик это положительное явление, так как даже в каждом конкретном приходе условия разные: национальный состав, социальные группы и др., что требует различных подходов. Не стоило бы ограничивать свободу священнослужителя или катехизатора-мирянина в формах и методах катехизической деятельности, если, конечно, она согласуется с традициями, православным вероучением и подана в корректной форме.

http://www.patriarchia.ru/db/text/2337123.html