30 сентября 2013 года в Общецерковной аспирантуре и докторантуре
имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия состоялась встреча
ректора учебного заведения, председателя ОВЦС митрополита Волоколамского
Илариона с учащимися.
На встрече присутствовали проректор Общецерковной аспирантуры и
докторантуры протоиерей Владимир Шмалий, помощник ректора иеромонах
Иоанн (Копейкин), секретарь Ученого совета аспирантуры А.И. Мраморнов,
заведующие кафедрами: библеистики − М.Г. Селезнев, богословия − А.Р.
Фокин, древних и новых языков − иеромонах Иоанн (Гуайта), истории − А.Ю.
Андреев, управления и канонического права − С.Л. Кравец,
церковно-практических наук − иерей Михаил Желтов, церковных искусств и
археологии − протоиерей Стефан Ванеян, а также заместитель заведующего
кафедрой внешних церковных связей протоиерей Сергий Звонарев.
Митрополит Иларион приветствовал собравшихся. Говоря о специфике
Общецерковной аспирантуры и докторантуры, владыка отметил, что еще пять
лет назад такого учебного заведения не существовало − была аспирантура
Московской духовной академии при Отделе внешних церковных связей.
В самом начале первосвятительского служения Святейшего Патриарха
Московского и всея Руси Кирилла по его инициативе на заседании
Священного Синода было принято решение о создании Общецерковной
аспирантуры в качестве отдельного учебного заведения, которое готовило
бы специалистов в разных областях церковных наук.
Аспирантура является высшим звеном в системе церковных наук, в нее
поступают выпускники либо духовных академий, либо светских вузов при
условии, что они имеют диплом магистра и достаточные знания в области
богословских наук. И все-таки некоторые учащиеся не владеют в
достаточной степени навыками научной работы, с сожалением отметил
митрополит Иларион. Именно для того, чтобы готовить кадры для
Общецерковной аспирантуры, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла
при ней начала действовать магистратура.
Ректор рассказал о задачах, которые ставятся перед студентами
Общецерковной аспирантуры на современном этапе: «Учебный процесс
рассчитан не только на то, чтобы вы усвоили какие-то сведения в области
церковной истории, богословия, внешних церковных связей. Наша задача
заключается в том, чтобы воспитать из вас людей, от которых Церкви будет
реальная польза в том качестве, в каком вы будете служить ей, − в
качестве священнослужителей, преподавателей, работников на ниве
церковной дипломатии или еще в каких-то сферах. Мы готовим, прежде
всего, людей для работы в Церкви и ставим перед собой в хорошем смысле
слова амбициозную задачу: подготовить новое поколение церковных людей,
которые благодаря обучению в нашем учебном заведении не просто усвоили
бы какую-то сумму знаний, необходимых для дальнейшей работы, но
научились бы думать, самостоятельно работать с научным материалом,
научились тому, что называется научным методом или научным подходом».
За четыре года работы Общецерковной аспирантуры был накоплен
достаточный опыт, проанализированы успехи студентов и сделаны выводы о
том, какие меры нужно принять для повышения эффективности учебного
процесса.
Одним из важных критериев, по которым оцениваются успехи студентов,
является изучение иностранных языков. Знания оцениваются по конкретной
шкале с использованием тестов. С каждым семестром учащийся должен
переходить на новый уровень. Самым успешным студентам предоставляется
возможность повысить свой языковой уровень за рубежом, а также шанс
продолжить обучение одновременно в аспирантуре и ином учебном заведении,
в том числе на Западе.
На этапе магистратуры от студентов требуется усвоение имеющегося
материала, овладение навыками работы с источниками и литературой,
абсорбирования и критической оценки материала. От учащихся аспирантуры и
докторантуры ожидаются самостоятельные научные исследования, основанные
на качественно иных подходах к уже разработанным в этой области научным
темам, или открытие новой темы, внесение серьезного вклада в ее
изучение. В процессе обучения магистранты, аспиранты и доктора переходят
от изучения широкого круга предметов к более узкой специализации,
рассказал ректор.
Владыка Иларион призвал студентов активнее взаимодействовать со
своими научными консультантами и подчеркнул важность мотивации на
постоянное улучшение своих знаний, повышение общей эрудированности и
грамотности.
Архипастырь пожелал участникам встречи успехов в учебе.
Затем ректор вуза митрополит Волоколамский Иларион и проректор протоиерей Владимир Шмалий ответили на вопросы учащихся.
В завершение встречи ректор подарил всем учащимся диски с записью многосерийного документального фильма «Церковь в истории».
Служба коммуникации ОВЦС |