«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодня, дорогие братья и сестры, мы слышали евангельскую притчу о
том, как сеятель вышел в поле и начал разбрасывать семена. Некоторые
семена упали при дороге, где птицы поклевали их, иные − в терние, где
начали было возрастать, но потом терние заглушило ростки, иные же − на
каменистую почву, где не могли взойти, потому что некуда было пустить
корень, а иные − на добрую почву, где взошли и принесли добрый плод.
Господь, отвечая на вопрос учеников о значении этой притчи, говорит,
что семя есть слово Божие, которое сеется по всей земле, но люди, сердца
которых можно сравнить с той или иной почвой, по-разному принимают это
слово. Есть такие, которые принимают слово Божие как будто с радостью,
но потом диавол похищает у них это слово. Есть такие, сердце которых
подобно каменистой почве, и слово Божие они слышат, но нет в них корня
для того, чтобы оно принесло плоды. Есть такие, в сердцах которых терние
земных забот, попечений или наслаждений заглушает ростки семени слова
Божия. Но есть те, говорит Господь, которые принимают это слово, и оно
ложится на их сердца, как на плодородную почву. Такие люди приносят плод
свой в терпении. «Кто имеет уши слышать, да слышит!», − такими словами
заключил Господь притчу (см. Лк. 8. 8).
Конечно, эта притча актуальна во все времена, потому что и в ту пору,
когда Сам Господь сеял семена слова Своего на израильской земле, и во
времена апостолов, когда они разошлись по многим странам мира для того,
чтобы посеять там семя евангельской проповеди, и во все последующие дни
вплоть до настоящего времени слово Божие сеялось и продолжает сеяться
Божественным сеятелем − Господом Иисусом Христом.
Это спасительное сеяние совершается Им через Его учеников: апостолов,
епископов, священников, через всякого проповедника евангельской вести
вне зависимости от сана, поскольку и многие миряне в истории Церкви
явились сеятелями слова Божия. Святой равноапостольный Константин был
мирянином и только перед смертью принял крещение. Но его не случайно
назвали равноапостольным: свою политическую и государственную власть
император Константин использовал для того, чтобы семя слова Божия
распространялось по всей подвластной ему Римской империи. Святой князь
Владимир, принявший крещение и уверовавший во Христа, тоже был сеятелем
слова Божия, и Церковь назвала его равноапостольным, потому что по всему
лицу земли Русской он посеял это спасительное евангельское семя.
В истории христианства было много тех, кто отдавал свою жизнь, дабы
слово Божие дошло до как можно большего числа людей. И в наше время,
когда Церковь наслаждается свободой, когда для каждого христианина
открывается много возможностей проповедовать слово Божие, мы должны
использовать их и проповедовать Христа не только в стенах наших храмов,
но также через средства массовой информации и всеми другими доступными
нам средствами. Мы должны не только проповедовать Христа на словах, но и
собственной жизнью являть пример для подражания, чтобы люди видели, что
исполнение заповедей Христовых – это не какая-то недостижимая цель,
чтобы на нашем собственном примере они убеждались: спасительное семя
слова Божия может приносить реальные плоды в тех людях, которые
воспринимают его и приносят плод в терпении.
Я хотел бы, чтоб вы обратили внимание на эти слова Господа Иисуса
Христа. А почему именно в терпении приносят плод? Почему это, а не
какое-то иное качество указал Господь как необходимое для тех, чьи
сердца являются плодородной почвой и приносят плод? А потому что
терпение необходимо, чтобы семя выросло и превратилось в дерево, чтобы
со временем дерево стало плодоносить. Никогда человек не достигнет
успеха, если не будет обладать терпением подобно садоводу, который на
протяжении многих дней, месяцев и лет ухаживает за растениями, в нужный
момент обрезает их ветки, поливает их и терпеливо ждет, пока эти
растения принесут плоды.
Так же и мы должны с очень большим терпением относиться к себе и к
окружающим нас людям, поскольку нужно понимать, что слово Божие – как
семя, которое падает на разную почву. Оно может быстро возрасти, если не
пустит корень, но потому же оно быстро и погибнет. А для того, чтобы
семя слова Божия пустило корни в жизни человека и изменило ее, от
каждого из нас требуется очень большое терпение. Мы должны быть
терпеливы к окружающим нас людям, особенно к тем, к кому пытаемся
обратить слово Божие. Не следует ждать скорых плодов − надо терпеливо
ждать, пока удобрится почва человеческого сердца, пока брошенное семя
пустит корень и пока из этого корня начнет произрастать растение. И
тогда надо будет очень терпеливо ухаживать за ним, поливать его,
обрезать, когда надо, ветви, чтобы это растение принесло большие плоды.
Но нужно терпеливо относиться и к самим себе. Иной раз хочется
достичь всего сразу, порой у нас руки опускаются, если не удается
достичь в духовной жизни того, к чему стремились. Мы должны не
отчаиваться и не опускать руки, но терпеливо ждать того момента, когда
семя слова Божия принесет в нас достойный плод. Однако надо не пассивно
ожидать этого, а трудиться подобно садоводу, который ежедневно ухаживает
за своими растениями, потому что иначе они погибнут. Вот так и мы
должны каждый час, каждый день заботиться о том, чтобы земля нашего
сердца была взрыхлена и удобрена, чтобы растения, которые Сам Господь
насадил в саду нашего сердца, росли и приносили добрый плод. Мы должны
набраться терпения для того, чтобы дождаться плодоношения, и не
рассчитывать, что плод появится на следующий день после того, как семя
упало в землю, или сразу после появления первых ростков. Надо дождаться,
пока дерево вырастет, на нем появятся почки, затем распустятся листья, а
потом, даст Бог, и плоды оно принесет.
Каждый из нас − Божие насаждение. Господь насадил нас на этой земле,
не для того, чтобы мы, словно бесплодная смоковница, только ветви и
листья произращали, а для того, чтобы мы приносили плоды. А для этого
необходимо не только наше собственное усилие, не только наше собственное
терпение, но, прежде всего, присутствие Бога в нашей жизни, потому что
если мы растения, то Бог – это садовник, который бросил сначала семя в
землю, а потом заботится и ухаживает за ним.
Будем просить Господа о том, чтобы Он дал нам терпение в христианской
жизни и помог приносить добрые плоды, которые Он ожидает от нас, дабы
наша добрая христианская жизнь стала примером для окружающих нас людей.
Аминь».