«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали слова Господа Иисуса
Христа о любви. Слышали о том, что нам следует любить не только тех, кто
нас любит, потому что точно так же поступают и язычники, и люди,
живущие вне Церкви. Если мы делаем добро только тем, кто добр к нам, то
ничего особенного не совершаем, но делаем то же самое, что и все прочие
люди. Только в том случае, если проявляем любовь по отношению к людям,
которые нас не любят, нам вредят, нас ненавидят, мы в полной мере
исполняем заповедь Господа нашего Иисуса Христа.
Эта заповедь учит тому, что наша любовь должна быть бескорыстной и
жертвенной и не зависеть от того, любят нас или ненавидят, делают нам
добро или же причиняют зло. Она должна зависеть только от нашего
внутреннего произволения. Тогда встаёт вопрос: а как же нам достичь этой
любви, как ее добиться? Ведь мы не можем искусственным образом «выжать»
из себя любовь, если ее в нас нет. Мы не можем заставить себя любить
людей, если в сердце нет любви.
И вот здесь на помощь нам приходят святые отцы, которые учат, что
любовь не является чувством или качеством, которое человек мог бы
выработать в себе путем упражнений, самовнушения, путем насилия над
своей личностью. Любовь – это то, что приходит к нам от Бога, когда мы
этого просим, когда мы этого жаждем, когда мы надеемся на милость и
помощь Божию.
Один из святых отцов, которые приходят нам на помощь, − преподобный
Исаак Сирин. Он говорит нам о том, что любовь – это риза Божества, то
есть это одежда, в которую Господь одеялся. Все действия Господа по
отношению к человеческому роду от сотворения мира и вплоть до настоящего
времени мотивированы чувством неизреченной и безграничной любви Бога к
человеческому роду. Эта любовь, говорит преподобный Исаак, не делает
различия между праведниками и грешниками, потому что Господь любит нас
не за наши добрые дела и хорошие качества. Господь любит нас, потому что
Он нас любит, потому что Он нас создал, потому что Он привел нас в этот
мир для того, чтобы даровать нам Свои неизреченные блага и чтобы мы
были причастниками Его любви.
В Его любви, говорит преподобный Исаак Сирин, нет большего или
меньшего. У Него нет более любимых или менее любимых сынов или дочерей.
Он любит не поровну всех, а всех любит абсолютно, так что невозможно
сравнить Его любовь к одному человеку с Его любовью к другому.
Более того, если человек согрешает, уклоняется от Бога, перестает
любить Его, если он не отвечает Богу на Его любовь, то любовь Бога к
человеку от этого не становится меньше. Просто такие люди своим
поведением, своим отношением к Господу и друг к другу приносят Богу
страдания. Господь страдает за нас из-за того, что нам не хватает этой
ответной любви, что мы не можем почувствовать эту любовь Бога к нам и
ответить Ему тем же.
Для того, чтобы полюбить ближнего, надо прежде всего полюбить Бога.
Преподобный Исаак Сирин говорит, что невозможно полюбить ближнего, если
человек не будет по-настоящему любить Бога, потому что любовь к ближнему
проистекает от Бога − не та естественная любовь, которая возникает у
людей, когда они делают друг другу добро, заботятся друг о друге или же
являются родственниками, но любовь сверхъестественная, которая подается
людям как Божественная благодать, как Божественный дар. Эту любовь мы не
можем получить иначе, кроме как непосредственно от Самого Бога. Она
приходит к нам, когда мы живем в Боге, когда Евангелие становится
законом нашей жизни, когда Христос живет в наших сердцах, душах и даже в
наших телах.
Вот почему столь важно как можно чаще причащаться Святых Христовых
Таин, ведь причастие не просто приближает нас к Богу, но соединяет нас с
Ним. Оно вводит Бога внутрь нашего человеческого естества, помогает нам
быть Божиими органами, так что Бог действует через нас. И уже не наша
человеческая скудная любовь проявляется по отношению к другим людям, но
та Божественная любовь, которая вместе с Телом и Кровью Христовыми
вселяется в нас, пронизывает наше естество, преображает его и изменяет к
лучшему все наши человеческие качества.
Сердцевина христианской жизни − в этом таинстве соединения человека с
Богом. В этом таинстве обретения человеком Божественных качеств и
заключается то таинство обожения, о котором говорили святые отцы.
Когда Господь вселяется в нас, силой Божией преображается все
человеческое естество, и это неизбежно должно сказываться и на наших
человеческих качествах: мы вдруг обретаем в себе силы любить не только
тех, кто любит нас, делать добро не только тем, кто проявляет доброту к
нам, но любить людей той Божией любовью, какой Господь любит каждого
человека. Эта любовь не зависит от поведения человека − ее Господь нам
изобразил в притче о блудном сыне, в которой отец любил своего младшего
сына вне зависимости от того, как тот поступал по отношению к своему
родителю, вне зависимости от того, находился ли сын рядом или был на стране далече.
Так и Бог любит нас не только когда мы рядом с Ним, но и если мы
отдаляемся от Него, потому что Господь всегда близок к нам, всегда
внутри нас. Мы должны чувствовать эту любовь, должны как можно чаще
приступать к Самому Источнику любви – Господу и Спасителю нашему Иисусу
Христу, Который по Своей любви к человеческому роду взошел на Крест, по
любви к каждому из нас претерпел крестные страдания и смерть, Который
Свою любовь дарует нам, когда мы этого захотим. Господь не просто
заповедует нам любовь, но дает ее нам, не просто требует от нас
исполнять Его заповеди, но подает благодать, Божественную помощь,
которая нам необходима для этого.
Поэтому в своей жизни, в своих взаимоотношениях с людьми никогда не
будем надеяться на собственные силы, не будем думать, что сможем
избавиться от врагов лишь благодаря нашему хорошему поведению или
доброму отношению к ним, − всегда будут оставаться люди, которые нас не
любят, которые нас ненавидят, которые делают нам зло, которые нам
завидуют. Будем просить Господа о том, чтобы Он дал нам необходимые силы
для того, чтобы любить этих людей, как Он Сам любил не только любивших
Его, но и ненавидевших и распинавших Его».
Владыка Иларион особо приветствовал присутствовавших в этот день в
храме участников Первой международной патристической конференции
Общецерковной аспирантуры и докторантуры, которая была посвящена
преподобному Исааку Сирину и его духовному наследию. «Преподобный Исаак
Сирин − святой отец, которого на протяжении многих веков читали
монашествующие и миряне на разных языках в разных странах. Многократно
его творения переводились на русский язык», − напомнил архипастырь,
подчеркнув, что и сегодня творения преподобного Исаака читают для того,
чтобы научиться истинам христианской жизни.
«Так случилось, что до позавчерашнего дня не было ни одной научной
конференции, посвященной изучению трудов этого великого отца Церкви, −
продолжил митрополит Волоколамский Иларион. − Мы эту конференцию
собрали. Приехали ученые из разных стран – те, которые изучают творения
преподобного Исаака Сирина, те, которые публикуют его тексты, переводят
его творения на иностранные языки, в том числе и на русский. Вместе мы в
течение двух дней обсуждали его духовное наследие».