«Дорогие отцы, братия и сестры!
Паки поздравляю всех вас с праздником Рождества Христова. С нами
Бог, разумейте, языцы, и покаряйтеся, яко с нами Бог. Услышите и до
последних земли… Могущии покаряйтеся… Аще бо паки возможете, и паки
побеждени будете, яко с нами Бог.
Эти слова мы слышим на рождественском богослужении, и напоминают они
нам не о воинстве Израиля, которое похвалялось силой перед своими
врагами, но о том, что Бог с нами, Новым Израилем, — не потому, что Он
пришел к нам в силе и славе, а потому, что Отроча родися нам. Сын, и дадеся нам, Его же владычество на раме Его и мира Его несть предела.
Мы сегодня, как некогда израильское воинство, преодолевавшее жар
пустыни и различные ненастья, преодолеваем силы злобы, которые
ополчились на нас, движущихся по пути к Царствию Небесному. Мы знаем,
что с нами Бог, ибо Он воплотился и стал человеком, ибо Он пришел, чтоб
жить и умереть так, как мы живем и умираем. В наполненном скорбью,
страданиями, болезнями, испытаниями мире, в котором мы живем, и Он
захотел жить для того, чтобы разделить с нами нашу человеческую судьбу.
Если израильское воинство шло посреди пустыни или преодолевало реки и
моря, идя по дну, потому что Господь с высоты взирал на это воинство и
помогал ему в борьбе с врагами, то сегодня Господь идет вместе с нами.
Он как полководец, который не взирает откуда-то издалека с горы на свое
войско и отдает команды, а идет впереди нас, в нашем человеческом строю,
для того, чтобы вместе с нами одержать победу и чтобы мы вместе с Ним
одержали победу над врагом.
А кто такой сей враг? У каждого из нас он свой и в то же время этот
враг общий для всего человечества, потому что это тот, кто не хочет
нашего спасения. Он искушает каждого из нас разнообразными способами.
Все мы в глубине своей души знаем, кто наш враг и кто мешает делу
спасения. Как правило, это наше же собственное человеческое естество,
поврежденное грехом, наши дурные привычки и наклонности, способность к
совершению греха, отсутствие в нас любви к ближнему и многое другое, что
оскверняет и омрачает нашу жизнь, что мешает нам двигаться нам по пути к
победе.
Мы никогда, наверное, не одержали бы победу над грехом в самих себе,
над своими человеческими страстями и слабостями, если бы Господь не
помогал нам идти по пути ко спасению, преодолевая наши естественные
немощи, наши естественные влечения ко злу и пороку. Сам Господь идет
впереди человеческого воинства, Сам Господь помогает нам, Новому
Израилю, идущему по пути ко спасению.
А потому в сей день мы восклицаем с такой радостью и внутренним
сердечным ликованием: «С нами Бог, разумейте, языцы, и покаряйтеся, яко с
нами Бог».
В присутствии среди нас Самого Господа мы черпаем силу из Самого
Источника жизни через Его Божественные таинства для того, чтобы
следовать по нашему жизненному пути, преодолевать в себе влечение ко
греху, развивать в себе любовь и влечение к добродетельной жизни. В
особенности через таинство Святого Причащения мы получаем силы для того,
чтобы побеждать нашего противника — того самого, который гнездится
внутри нас и делает все для того, чтобы мы потерпели поражение, чтобы мы
пали в этой борьбе.
С нами Бог! Будем радоваться этому. Будем просить Господа,
чтобы Он всегда одерживал победу в нас самих и вместе с нами. Будем
просить Бога о том, чтобы нам всегда идти по Его пути, никогда от него
не отступая, не становясь на вражескую сторону, но всегда побеждая
вместе с Господом всех сопротивников.
Мы всегда будем чувствовать присутствие Божие среди нас, как
чувствуем его в эту Рождественскую ночь, в сей праздник Рождества
Христова.
Еще раз дорогие отцы, дорогие братья и сестры, поздравляю вас с этим
праздником, и пусть радость Рождественской ночи освещает весь наш
жизненный путь, как Вифлеемская звезда освещала путь волхвов. Пусть она
приведет нас к Самому Господу нашему Иисусу Христу. Аминь».