19:44 Тематический семинар представителей ОНК Северо-Западного федерального округа |
10-11 июля 2013 года в Санкт-Петербургском
институте повышения квалификации работников ФСИН России состоялся тематический семинар с
членами Общественных наблюдательных комиссий (ОНК) Северо-Западного
федерального округа по вопросам медицинского обеспечения подследственных и
осужденных, содержащихся в СИЗО и исправительных учреждениях
уголовно-исполнительной системы России. Главная тема тематического семинара:
«Проблемы соблюдения прав граждан, содержащихся в местах принудительного
содержания, на медицинское обеспечение и эффективность принимаемых мер по их
разрешению».
В работе встречи приняли участие представители Общественной палаты Российской Федерации, Аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, помощники по правам человека руководителей территориальных органов УИС Северо-Западного федерального округа, сотрудники медицинского управления ФСИН России и руководства УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области и ФКУЗ МСЧ-78 ФСИН России. От Русской Православной Церкви в работе семинара в Санкт-Петербурге принял участие Преосвященный епископ Красногорский Иринарх, председатель Синодального отдела Московского Патриархата по тюремному служению, который выступил с докладом на тему: «Миссия Русской Православной Церкви по защите свободы совести, достоинства и прав человека в учреждениях принудительного содержания». Участники тематического семинара уделили особое внимание одному из главных аспектов реформы уголовно-исполнительной системы – повышению качества медицинского обеспечения в исправительных учреждениях и следственных изоляторах. Дело в том, что с 2011 года Федеральная служба исполнения наказаний России приступила к кардинальному реформированию медицины в местах лишения свободы. В случае удачного завершения «пилотного проекта», который в настоящее время осуществляется в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, медицинские части исправительных учреждений и следственных изоляторов ряда территориальных органов УИС планируется перевести в непосредственное подчинение ФСИН России. Медицинские части исправительных учреждений и СИЗО УФСИН России по Санкт-Петербургу еще три года назад, в порядке эксперимента, перешли на новую форму взаимоотношений. За прошедшее время они приобрели определенный опыт работы и самостоятельность при принятии решений относительно лечения обратившихся подследственных и осужденных. В первом полугодии текущего года произошло много событий, которые непосредственным образом окажут влияние на ход реформирования уголовно-исполнительной системы в нашей стране. Наиболее важным из них является встреча Президента Российской Федерации с Уполномоченным по правам человека Владимиром Лукиным, в ходе которой Глава государства согласился с предложением о необходимости корректировки положений Концепции развития уголовно-исполнительной системы России. В настоящее время создается авторитетная рабочая группа из числа ученых, практиков, представителей заинтересованных министерств и ведомств, а также правозащитного сообщества. Член Общественной палаты Российской Федерации, член Совета при Президенте России по развитию гражданского общества и правам человека Мария Каннабих в своем выступлении рассказала о работе членов Общественных наблюдательных комиссий при осуществлении контроля за обеспечением прав граждан, находящихся в местах принудительного содержания, на медицинское обеспечение. Она отметила, к примеру, что в соответствии с Приказом Министерства юстиции России на существующее количество подследственных и осужденных должно быть выделено 1640 единиц врачей-психиатров. В настоящее время численность врачей-психиатров в УИС составляет всего 577 единиц. То есть нагрузка на одного врача в 3 раза превышает положенное по приказу, что ведет к ухудшению качества лечения и удлинению его сроков. Во многих регионах складывается сложное положение с подготовкой кадров врачей-психиатров из-за невозможности прохождения бесплатной первичной специализации. В ряде случаев должности занимают врачи, не имеющие соответствующей подготовки, или же из-за отсутствия специалистов эти должности остаются вакантными. Поэтому членам ОНК под особый контроль необходимо брать истребование медицинских документов. Последнее связано еще и с тем, что человек, оказавшийся в местах лишения свободы – это человек с пониженной социальной ответственностью, с пониженной способностью прогнозировать последствия своих действий, с пониженной адаптивностью социально-позитивного характера. Епископ Красногорский Иринарх, председатель Синодального отдела Московского Патриарха по тюремному служению, в своем выступлении отметил, что «работа священнослужителя в ОНК, помимо защиты достоинства, свободы и прав человека, служит укреплению взаимоотношений Церкви и администрации учреждений УИС и преодолению существующего несовершенства законодательства, которое порой не позволяет быстро решать возникающие практические вопросы на правовой основе». Владыка рассказал также и о внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования деятельности религиозных организаций в учреждениях УИС и остановился на существующих на сегодняшний день проблемах: – «Переоценка взглядов на Русскую Православную Церковь в государственной политике в сторону признания ее положительной роли в социальном служении произошла в конце 80-х годов прошлого столетия, а в 1990 году успешно развивавшееся взаимодействие церковных и государственных организаций ознаменовалось принятием Закона СССР «О свободе совести и о религиозных организациях». В этом аспекте администрация исправительно-трудовых учреждений признавалась законодательно обязанной обеспечить реализацию права осужденного на свободу совести, для чего требовалось наладить рабочее сотрудничество с религиозными организациями. В свою очередь и религиозные организации должны были способствовать удовлетворению религиозных потребностей, социального общения и духовного самоутверждения лиц, содержащихся в условиях лишения (ограничения) свободы». – «Вместе с тем, наличие определенных коллизий с существующими нормами уголовно-исполнительного законодательства вызвало к жизни необходимость заключения специальных соглашений между структурными образованиями Русской Православной Церкви и государственными пенитенциарными организациями. Потребовалось и внесение в действующую законодательную базу изменений, которые начали разрабатываться и вноситься только в последние два-три года». – «Данными изменениями подробно регулируется порядок проведения религиозных мероприятий, обрядов, церемоний, а также личных встреч священнослужителей религиозных организаций с осужденными, а также с подозреваемыми и обвиняемыми». Далее епископ Иринарх коснулся проблемы выдвижения при очередных ротациях кандидатов из числа священнослужителей в члены ОНК: – «Также всем нам известны проблемы избрания священнослужителей в члены Общественных наблюдательных комиссий. …Сейчас в Государственной Думе рассматривается новый законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания»». У представителей Церкви он вызывает интерес в части наделения религиозных организаций правом напрямую (без посредников) выдвигать своих кандидатов в состав региональных Общественных наблюдательных комиссий, хотя надежды на это пока еще призрачны». – «Полагаем, что эти законодательные новшества, – продолжал Владыка Иринарх, – принесут определенную пользу православному тюремному служению и правовому положению лиц, содержащихся под стражей. Хотя и после их принятия потребуется немало правоприменительной нормативной работы по внесению изменений», к примеру – в «Правила внутреннего распорядка учреждений УИС» и другие подзаконные акты. С учетом приближающейся даты начала очередной ротации состава Общественных наблюдательных комиссий в 45 субъектах Российской Федерации, участники семинара касались также и темы обсуждения необходимости качественного подбора кандидатов в члены ОНК, включая вопросы выдвижения в ОНК представителей духовенства Русской Православной Церкви. Преосвященный Иринарх, епископ Красногорский, обратился к участникам тематического семинара с призывом содействовать выдвижению священнослужителей в члены ОНК в связи с начинающейся очередной ротацией и формированием ныне действующих Общественных наблюдательных комиссий по соблюдению прав человека в местах принудительного содержания. В настоящее время в состав региональных Общественных наблюдательных комиссий включены более 20 священнослужителей, представленных в основном руководителями епархиальных тюремных отделов. Это, конечно же, недостаточно и мы надеемся, что при очередной ротации осенью 2013 года представительство тюремного духовенства в них значительно увеличится. А в перспективе – в состав каждой ОНК должны быть включены православные священнослужители тюремных храмов. На протяжении пяти лет своей общественной деятельности члены ОНК – священнослужители Русской Православной Церкви исключительно добросовестно и ответственно выполняют взятые на себя обязанности, объективно оценивают работу персонала по обеспечению прав граждан, находящихся в местах принудительного содержания. Главной задачей Общественных наблюдательных комиссий в субъектах Российской Федерации является осуществление общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания, поэтому создание в регионах ОНК преследует следующие основные цели: – содействие реализации государственной политики в области обеспечения прав человека в местах принудительного содержания; – объединение усилий заинтересованных институтов гражданского общества, направленных на решение вопросов адаптации и ресоциализации лиц, возвращающихся в общество из мест принудительного содержания; – содействие в реализации и защите прав и законных интересов осужденных и лиц, находящихся в местах принудительного содержания, либо лиц, права и интересы которых затрагиваются данными сферами (например, сотрудники пенитенциарных учреждений и члены их семей). Миссия Церкви в защиту достоинства, свободы и прав человека в сфере тюремного служения касается всех участников уголовно-исполнительного процесса – заключенных, сотрудников учреждений и членов их семей. Осуществляя взаимодействие с ОНК в сфере защиты достоинства и прав человека в местах лишения (ограничения) свободы, Церковь способствует реализации права на свободу совести и вероисповедания заключенных. Церковь считает своим долгом в случае необходимости возвышать голос в защиту прав осужденных, что сформулировано в «Основах учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека». В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви»[1] говорится, что «православные священнослужители и миряне призваны участвовать и в преодолении социальных причин преступности, заботясь о справедливом устроении государства и экономики, о профессиональной и жизненной реализации каждого члена общества». Областями сотрудничества Церкви и государства являются, среди прочих, развитие совместных социальных программ и попечение о лицах, находящихся в местах лишения свободы. Церковь призвана принимать участие в устроении человеческой жизни во всех областях, где это возможно, и объединять соответствующие усилия с представителями светской власти. В циркулярном письме Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 31 марта 2009 года за № 1172, которое было адресовано «всем епархиальным Преосвященным Российской Федерации», было рекомендовано «в целях развития плодотворного сотрудничества между Русской Православной Церковью и Федеральной службой исполнения наказаний в области духовно-нравственного воспитания и пастырского окормления лиц, в темницах и узах пребывающих, а также сотрудников исполнительной системы, работающих в местах принудительного содержания, определить кандидатов из числа священнослужителей, ответственных в епархии за тюремное служение, которые вошли бы в состав формируемых Общественных Наблюдательных Комиссий» тогда еще первого созыва. Эти слова
свидетельствуют об особом внимании Святейшего Патриарха к процессам становления
духовно-пастырского тюремного служения и обеспечения прав человека в местах
принудительного содержания. В них содержится призыв
Его Святейшества, обращенный к носителям священного сана Русской Православной
Церкви, войти в состав Общественных наблюдательных комиссий, чтобы обеспечить в местах
принудительного содержания право каждого гражданина на
свободу совести и вероисповедания. Вместе с тем, в ряде регионов имеются затруднения с включением в состав ОНК священнослужителей, поскольку в Уставе Церкви, невзирая на огромные усилия и работу по защите достоинства, свободы и прав человека, специально не отражено направление церковной деятельности непосредственно в защиту прав человека. И только поэтому религиозные организации не наделены правом напрямую выдвигать кандидатуры в члены Общественных наблюдательных комиссий непосредственно от лица Церкви. В соответствии с существующими юридическими нормами епархиальным архиереям неоднократно давались рекомендации о способах представления кандидатур священнослужителей в ОНК, то есть через посредничество общественных организаций, в работе которых активно участвуют представители духовенства. 8 апреля 2013 года Советом Государственной Думы было принято решение о включении в примерную программу рассмотрение законопроекта № 239149‑6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания», который предусматривает наделение религиозных организаций правом выдвигать своих кандидатов в состав Общественных наблюдательных комиссий. Это позволит расширить представительство РПЦ в составе ОНК и, несомненно, пойдет на пользу общему делу. На Коллегии ФСИН России, состоявшейся 28 марта 2013 года, много говорилось на тему «о совершенствовании взаимодействия с институтами гражданского общества». Дело в том, что проблема духовной безопасности в сегодняшнем мире выдвигается на первый план в жизни личности, общественных институтов, государства, человечества и мира в целом, о чем заявлено в Концепции национальной безопасности Российской Федерации. В любом обществе должны быть свои национальные традиции и инновации. Ибо если в обществе не будет инноваций, то его поглотят иные – чуждые традиционной культуре инновационные общества. Но если общество будет состоять только из одних инноваций и в нем не будет объединяющих традиций, то оно будет разделяться на множество не связанных между собой, а зачастую и враждующих группировок. Именно посредством традиций осуществляется духовная связь поколений, стабилизация и воспроизводство общественных отношений через формирование духовных и нравственных норм, указывающих не примеры, а направленность поведения: честность и правдивость, простота и скромность, трудолюбие и бережливость и т.п. Необходимо изыскивать и создавать условия, при которых Церковь могла бы активнее участвовать в решении социальных проблем, а государство, со своей стороны, могло бы более эффективно помогать Церкви. Генерал-майор Потапенко Игорь Васильевич, начальник Управления ФСИН России по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области, выступил с докладом на тему: «Реализация Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года в учреждениях УФСИН России по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области». Игорь Васильевич рассказал общественникам о строящемся в Санкт-Петербурге новом следственном изоляторе на 4000 мест, который станет самым большим СИЗО в мире и будет запущен в эксплуатацию в 2015 году. В нем реализованы лучшие наработки не только практической, но и научной деятельности пенитенциарной службы. Начальник УФСИН рассказал также об акции «Взгляд изнутри», проводимой в пенитенциарной системе для представителей СМИ. Журналисты на один день становятся сотрудниками уголовно-исполнительной системы, чтобы каждый из них узнал изнутри работу системы исполнения наказаний. Генерал-майор Игорь Потапенко также доложил о вопросах медицинского обеспечения осужденным и подследственным. Проводимый эксперимент в области медицины в большей степени был удачен. Анализируя и сравнивая результаты 2010 и 2012 годов, докладчик отметил, что количество обращений граждан по медицинским вопросам уменьшилось на 11%. Также Игорь Васильевич заверил членов ОНК, что в учреждениях УФСИН есть все необходимые медицинские препараты и оборудование для лечения больных. Следующим выступил начальник ФКУЗ МСЧ-78 ФСИН России Тенгиз Мдивани. Он рассказал об основных подходах и промежуточных результатах эксперимента по переподчинению в непосредственное ведение медицинского управления ФСИН России в Москве медицинских частей исправительных учреждений УФСИН России по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Подводя итоги встречи, членам Общественных наблюдательных комиссий Северо-Западного федерального округа были разъяснены методики и технологии общественного контроля за обеспечением прав осужденных на получение медицинской помощи с учетом особенностей переходного периода реформирования медицины ФСИН. А также проработан вопрос по разработке предложений по взаимодействию ОНК регионов с медицинскими частями в исправительных учреждениях и руководством территориальных органов ФСИН России в части сокращения числа жалоб на действия медицинского персонала от лиц, содержащихся под стражей. Работа конференции продолжилась
выступлениями представителей региональных Общественных наблюдательных комиссий и
других участников встречи, прибывших в Санкт-Петербург из Северо-Западного
федерального округа. Все эти доклады были посвящены главной теме тематического семинара
– вопросам медицинского обеспечения подследственных и осужденных, содержащихся
в СИЗО и исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы России. Пресс-служба Синодального отдела Московского Патриархата
по тюремному служению 10 июля 2013 года Санкт-Петербургский институт повышения
квалификации работников ФСИН России
|