ТЕМАТИЧЕСКИЙ
СЕМИНАР
с членами Общественных наблюдательных комиссий (ОНК)
Северо-Западного федерального округа
по вопросам медицинского обеспечения подследственных и осужденных, содержащихся
в СИЗО и исправительных учреждениях
уголовно-исполнительной системы России
(10-11 июля 2013 года,
город Санкт-Петербург)
ВЫСТУПЛЕНИЕ
ЕПИСКОПА КРАСНОГОРСКОГО
ИРИНАРХА
ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СИНОДАЛЬНОГО
ОТДЕЛА МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА
ПО ТЮРЕМНОМУ СЛУЖЕНИЮ:
«Миссия Русской Православной Церкви
по защите свободы совести, достоинства и прав
человека
в учреждениях принудительного содержания»
Предисловие
Возрождение в человеке норм
общечеловеческих нравственных ценностей и исключение из взаимоотношений людей
поведения, унижающего человеческое достоинство лиц, содержащихся в условиях
принудительного содержания, на протяжении многих лет является камнем
преткновения для уголовно-исполнительных систем всех стран.
Немалую роль в
этом вопросе играет отношение к личности человека как в физическом, так и в моральном
аспекте. В Уголовном кодексе Российской Федерации более 50 статей посвящены
преступлениям против личности, туда же входят и преступления против жизни и
здоровья, против свободы, чести и достоинства, против семьи и
несовершеннолетних. Есть законы, охраняющие неприкосновенность и
конституционные права. Но соблюдение всех этих законов возможно лишь при
принятии их каждым человеком, независимо от его положения в обществе.
Известно, что в составе учреждений
ФСИН России медицинское обслуживание осужденных и подследственных
обеспечивают 133 больницы различного профиля, 59 лечебных исправительных
учреждений для больных туберкулезом, 9 лечебных исправительных учреждений для
больных наркоманией, а при каждом учреждении имеются еще и медицинские части
или здравпункты. Вместе с тем случаются инциденты, вызывающие иногда даже
международный резонанс, которые провоцируются, конечно, человеческим фактором.
При этом более трети лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, имеют
отклонения от психической нормы, то есть нуждаются в коррекции душевной
патологии.
Вместе с тем, с учетом сложности и
напряженности работы, длительного нахождения в обстановке социально-ролевой
враждебности и психологической атмосферы повышенной греховности, работники
учреждений тоже нуждаются в успокоении и восстановлении душевного комфорта.
Священноначалие Церкви не отставляет на
второй план вскрытие и осуждение недостатков сложившейся в мире современной
системы ценностей, а наоборот определяет конкретные задачи активного влияния на
существующее положение вещей и содействует вынесению порицаний творящим зло и
притеснения. В этих условиях возрождение морально-нравственных норм
человеческого общежития является основной задачей для священнослужителей как по
отношению к сотрудникам учреждений УИС, так и лиц, пребывающих в условиях
лишения (ограничения) свободы. Проповедничество, просветительство, увещевание,
призыв к творению добра и сопротивлению злу всегда были первостепенными в
пастырской душепопечительности духовных лиц.
1. Основы
учения Русской Православной Церкви
о достоинстве, свободе и правах человека
Среди основных направлений Миссии
тюремного служения Церкви, таких как духовно-нравственное
просвещение, богослужебная
деятельность и пастырское
душепопечение, содействующих духовному возрождению и реабилитации
(ресоциализации) лиц, содержащихся в местах принудительного содержания,
священнослужители считают своим долгом возвышать также и голос в защиту их прав. В документе: «Основы
учения Русской Православной Церкви о
достоинстве, свободе и правах человека» сказано:
– «С древних времен и до сего дня
Православная Церковь печалуется перед властью за людей несправедливо
осужденных, униженных, обездоленных, подвергаемых эксплуатации.
Милосердное ходатайство Церкви распространяется
и на тех, кто несет справедливую кару за преступления».
Эта миссия Церкви реализуется
привлечением внимания общественности к идее, поставленной перед
уголовно-исполнительной системой в духе новой редакции европейских тюремных
правил – обеспечению перехода исправительных учреждений России от задач
«исправления» к задачам «сохранения и развития личности».
2. Участие духовенства в работе
Общественных наблюдательных комиссий
В 2009 году, вскоре после вступления на
Патриарший Престол, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил
циркулярное письмо всем правящим архиереям Российской Федерации, в котором
рекомендовал «в целях развития плодотворного сотрудничества между Русской
Православной Церковью и Федеральной службой исполнения наказаний в области
духовно-нравственного воспитания и пастырского окормления лиц, в темницах и
узах пребывающих, а также сотрудников исполнительной системы, работающих в
местах принудительного содержания, определить кандидатов из числа
священнослужителей, ответственных в епархии за тюремное служение, которые вошли
бы в состав формируемых Общественных наблюдательных комиссий».
Именно поэтому Синодальным отделом по тюремному служению был взят курс на тесное
сотрудничество с Общественной Палатой Российской Федерации и расширение участия
священнослужителей в работе общественных организаций пенитенциарной
направленности. В течение всех трех последних лет епархиальным архиереям
регулярно направляются циркулярные
письма, напоминающие о проводимых ротациях в составе Общественных
наблюдательных комиссий и необходимости способствовать выдвижению
священнослужителей в состав ОНК.
В свою очередь участие духовенства в
работе Общественных наблюдательных комиссий всегда приветствовалось
Общественной Палатой России и самими членами ОНК, поскольку присутствие на
заседаниях священнослужителей действует
примиряюще и настраивает на деловой лад.
Положительно воспринимают
священнослужителей и «сидельцы», которые относятся к представителям Церкви,
чаще всего, с гораздо большим доверием, чем к представителям силовых структур и
официальных организаций.
3. Внесение изменений
в законодательные акты Российской Федерации
в части совершенствования деятельности религиозных
организаций
в учреждениях УИС
Работа священнослужителя в ОНК, помимо
защиты достоинства, свободы и прав человека,
служит укреплению взаимоотношений Церкви и администрации учреждений УИС
и преодолению существующего несовершенства законодательства, которое порой не
позволяет быстро решать на правовой основе возникающие практические вопросы.
Переоценка взглядов на Русскую
Православную Церковь в государственной политике в сторону признания ее
положительной роли в социальном служении произошла в конце 80-х годов прошлого
столетия, а в 1990 году успешно развивавшееся взаимодействие церковных и
государственных организаций ознаменовалось принятием Закона СССР «О свободе
совести и о религиозных организациях».
В этом аспекте администрация
исправительно-трудовых учреждений признавалась законодательно обязанной
обеспечить реализацию права осужденного на свободу совести, для чего
требовалось наладить рабочее сотрудничество с религиозными организациями.
В свою очередь и религиозные организации
должны были способствовать удовлетворению религиозных потребностей, социального
общения и духовного самоутверждения лиц, содержащихся в условиях лишения
(ограничения) свободы.
Вместе с тем, наличие определенных
коллизий с существующими нормами уголовно-исполнительного законодательства
вызвало к жизни необходимость заключения специальных соглашений между
структурными образованиями Русской Православной Церкви и государственными
пенитенциарными организациями. Потребовалось и внесение в действующую
законодательную базу изменений, которые начали разрабатываться и вноситься
только в последние два-три года.
В настоящий момент мы с интересом следим
за прохождением в инстанциях проекта федерального закона «О внесении изменений
в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и иные законодательные
акты Российской Федерации в части совершенствования деятельности религиозных
организаций в учреждениях уголовно-исполнительной системы», который создавался
при активном участии Юридического отдела Московской Патриархии и Синодального
отдела по тюремному служению. Законопроектом вносятся изменения и дополнения в
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, в Федеральный закон «О
содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», в
Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные
наказания в виде лишения свободы» и в Федеральный закон «О свободе совести и о
религиозных объединениях».
Данными изменениями подробно
регулируется порядок проведения религиозных мероприятий, обрядов, церемоний, а
также личных встреч священнослужителей религиозных организаций с осужденными, а
также с подозреваемыми и обвиняемыми.
4. Проблемы избрания священнослужителей
в члены ОНК
Также всем нам известны проблемы
избрания священнослужителей в члены Общественных наблюдательных комиссий. На
Всероссийской конференции «Социальная реабилитация заключенных в понимании
гражданского общества и Русской Православной Церкви – духовно-нравственные
аспекты и инструменты ресоциализации», проходившей в октябре 2011 года в
Троице-Сергиевой Лавре и в Общественной Палате Российской Федерации, было
выработано предложение «подготовить законодательную инициативу о внесении
изменений в ФЗ-76, уточняющую процедуру изменения в действующем составе ОНК,
при доборе или замене членов ОНК в период образованной в правомочном составе
ОНК».
Сейчас в Государственной Думе
рассматривается новый законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон
«Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах
принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах
принудительного содержания»». У представителей Церкви он вызывает интерес в
части наделения религиозных организаций правом напрямую (без посредников)
выдвигать своих кандидатов в состав региональных Общественных наблюдательных
комиссий, хотя надежды на это пока еще призрачны.
Полагаем, что эти законодательные
новшества принесут определенную пользу православному тюремному служению и
правовому положению лиц, содержащихся под стражей. Хотя и после их принятия
потребуется немало правоприменительной нормативной работы по внесению изменений
в подзаконные акты и те же «Правила внутреннего распорядка учреждений УИС».
5. Основополагающие документы,
определяющие направление развития
тюремного служения Церкви
Священным Синодом Русской Православной
Церкви в текущем 2013 году были приняты два основополагающих документа,
излагающие общецерковные взгляды на положение дел в области тюремного служения:
– «Миссия тюремного служения Русской
Православной Церкви и пенитенциарные учреждения» – документ, принятый в марте
сего года «в качестве руководственного в деятельности канонических
подразделений Русской Православной Церкви, имеющих среди своих задач
взаимодействие с пенитенциарными учреждениями, а также деятельности священнослужителей, окормляющих эти учреждения».
– «Положение о канонических
подразделениях Русской Православной Церкви, функционирующих на территории
учреждений уголовно-исполнительной системы» – документ, утвержденный Священным
Синодом на заседании 29 мая текущего года.
Заключение
Наши взаимоотношения с институтом
Общественных наблюдательных комиссий поступательно развиваются, но, несмотря на
то, что в настоящее время количество священнослужителей в региональных ОНК превышает
20 человек – сегодняшние результаты пока
еще не удовлетворяют нас. И, тем не менее, движение в данном направлении в
регионах постепенно крепнет и со вниманием воспринимается правящими архиереями,
так что надежды на его расширение весьма объективны.
Ряд Преосвященных архипастырей в епархиях
работает в тесном единении с представителями общественных организаций
пенитенциарной направленности, которые проводят совместные круглые столы и
семинары, подобные нынешнему. Все это вселяет надежду на прочное становление
идей гражданского общества в нашей стране и укрепляет в народе веру в
могущество нашего земного Отечества – России.
Епископ Красногорский Иринарх, викарий
Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, председатель Синодального отдела
Московского Патриархата по тюремному служению
10 июля 2013 года
Санкт-Петербургский институт повышения
квалификации работников ФСИН России
|