«В Крещенский сочельник мы вспоминаем святого пророка,
Предтечу и крестителя Господня Иоанна, к которому приходили люди
принимать крещение во отпущение грехов, крещение покаяния. Иоанн
Креститель проповедовал людям и говорил им, прежде всего, чтобы они
выполняли свои гражданские обязанности и были честными. Так он говорил
воинам, сборщикам налогов — всем, кто приходил к нему. Принимая от него
крещение, люди омывались физически в воде, духовно же омывались слезами
покаяния и приносили Богу обет начать новую жизнь.
Но крещение Иоанново не давало отпущения грехов. Оно было крещением
покаяния и ожидания. Иоанн говорил приходящим к нему людям: «Я крещу вас
в воде в покаяние, но Идущий за мной сильнее меня; я недостоин понести
обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Мф. 3; 11. См.
Мк.1; 7). Иоанн Креститель был Предтечей, то есть предшествовал Тому,
Кто пришел крестить людей во очищение грехов и во спасение. Когда
Господь Иисус Христос пришел на воды Иорданские, Он принял крещение от
Иоанна не для того, чтобы очиститься от грехов, ибо у Него грехов не
было, но для того, чтобы Своим Божественным присутствием и погружением
во Иордан освятить естество вод. Он был Тот, Который крестил Духом
Святым и огнем.
Тысячи, миллионы и миллиарды людей с того времени были крещены Духом
Святым и огнем, ибо Сам Господь совершил это Таинство крещения и
совершает его над всеми, кто вступает в Церковь. Мы с вами все приняли
крещение: кто-то принимает его в сознательном возрасте, кто-то — в
бессознательном, кто-то помнит свое крещение, кто-то — нет. Но для
каждого из нас, вне зависимости от того, при каких обстоятельствах
совершалось Таинство крещения, оно стало приобщением к жизни вечной,
приобщением к источнику жизни, к той воде, которая течет в жизнь вечную
(см. Ин. 4; 14) и бурным потоком несет к ней нас с вами. Сам Господь
Иисус Христос — Тот, Кто крестил нас Духом Святым и огнем, — дает силы
нам нести наше христианское послушание и идти по пути ко спасению.
Господь установил для нашего спасения не только Таинство крещения, но
и таинство освящения воды, которое дано нам для обновления духовной
жизни и служит ежегодно воспоминанием нашего крещения, воспоминанием
Крещения Господа Иисуса Христа.
Святая вода — великая святыня, которую христиане хранят на протяжении
всего года, употребляют ее внутрь, окропляют ею свои дома для того,
чтобы через это получить освящение и благодатную помощь Божию.
Мы сегодня совершим великое освящение воды и будем использовать ее во
исцеление души и тела в течение всего года. Завтра мы вновь совершим
согласно Преданию и уставу церковному освящение воды. Вода, которую мы
освящали сегодня, и та, которая будет освящена завтра, — одна и та же.
Вода, освященная в день праздника, не является более святой, чем
освященная в Крещенский сочельник. Неверным является мнение, будто есть
вода богоявленская, а есть — крещенская, есть вода Сочельника, а есть
вода праздника Крещения Господня. Великое освящение воды в Крещенский
сочельник и в самый день праздника — одно и то же священнодействие, оно
совершается дважды для того, чтобы люди, которые не успели на нем
присутствовать в один день, присутствовали в другой: молитвы - одни и
те же, вода — одна и та же и Святой Дух, Который сходит на воду, — Один и
Тот же.
Будем хранить святую воду с благоговением, будем употреблять ее,
когда болеем или когда здоровы, но чувствуем необходимость в помощи
Божией для укрепления наших телесных сил. Окропим этой святой водой наши
жилища для того, чтобы изгнать из них всякого злого духа и всякое злое и
нечистое действо. Будем обновляться духом, приобщаясь к святыням,
которые дает нам Господь, приобщаясь к святой воде, которая будет нас
очищать не так, как очищала вода Иорданская тех, кто приходил креститься
к Иоанну, но так, как Сам Святой Дух очищает всякую человеческую
скверну. Будем просить Господа, чтобы Он всегда очищал нас от всех
грехов, и обновлял к жизни вечной. Аминь».