Приветствую Вас Гость!
Понедельник, 23.12.2024, 14:26
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Ноябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Архив записей

Главная » 2013 » Ноябрь » 9 » Слово Святейшего Патриарха Кирилла на церемонии закрытия X Международного кинофестиваля «Лучезарный ангел»
22:05
Слово Святейшего Патриарха Кирилла на церемонии закрытия X Международного кинофестиваля «Лучезарный ангел»

8 ноября 2013 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял участие в церемонии закрытия юбилейного X Международного благотворительного кинофестиваля «Лучезарный ангел», состоявшейся в московском кинотеатре «Художественный». Предстоятель Русской Церкви, являющийся духовным попечителем фестиваля, обратился со словом к участникам торжественного вечера.

Уважаемая Светлана Владимировна! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Уважаемые дамы и господа, братья и сестры!

Я с большим удовольствием принимаю участие в завершении X Международного благотворительного кинофестиваля «Лучезарный ангел». Кино — а это уже всем хорошо известная истина — оказывает очень сильное воздействие на умы, на сердца людей, на их мировоззрение, на их мироощущение, на формирование этического начала в человеке, на поведенческие навыки — другими словами, на формирование человеческой личности. С другой стороны, кино ведь создают люди. И, как и все, что создают люди, — будь то в сфере искусства, политики, экономики, — кино неразрывно связано с внутренним миром человека.

Когда мы говорим о том, что общество погружается в кризисы и начинаем их перечислять — банковский, финансовый, экологический, экономический, политический и т.д. — мы не можем найти их общей причины и понять, почему эти кризисы происходят одномоментно. Ответ лежит только в личностном измерении, о котором мы очень часто не думаем. Если человеческая личность переживает кризис, то в кризис погружается эпоха. И это легко доказать. Крушение Римской империи, Палеологовское возрождение в Византии, затем крушение Византии, западноевропейское Возрождение, эпоха революций и войн в Западной Европе и, наконец, наш мятущийся ХХ век. Даже то, что я сейчас навскидку перечислил, уже дает ясную картину связей между внутренним состоянием человека, контекстом, в котором человек живет, и искусством. И все те эпохи, о которых я сейчас сказал, отмечены определенными художественными стилями, определенной манерой выражения, которую использовали художники.

Сегодня мы живем в эпоху, которую нельзя назвать эпохой перемены. Это эпоха множества перемен. Начиная со второй половины ХХ века человечество вошло в совершенно новый тип и способ своего общественного существования, когда перемены стали перманентными, когда за ними не уследить, когда все происходит мгновенно, когда в перемены погружается одна часть общества, а другая еще не погружается, потому что не владеет навыками, технологиями и для нее еще скрыто то, что открыто для других. Эти перманентные перемены, которые происходят с разной скоростью и которые не охватывают одномоментно всех людей, порождают огромные внутренние противоречия, в том числе в общественных отношениях. 

Когда мы говорим о том, что наше искусство сегодня в кризисе, мы говорим правду. Но для кого-то это кризис, а для кого-то — откровение, опять-таки, потому, что развитие происходит не одномоментно. Для одних то, что происходит, — развитие, а для других — регресс. И как же обрести точку опоры во всем этом броуновском движении? На что опереться? Что взять в качестве критерия? 

Есть вещи незыблемые, которые подвергаются деформации с внешней стороны, со стороны сил, влияющих на человека, но которые все-таки остаются неизменными, и в первую очередь это касается нравственной основы человеческой личности. Может быть, опасность нашей эпохи и в том, что внешние воздействия разрушают эту незыблемую опору человеческой личности — нравственность от Бога, как бы ни пытались доказать это люди, в Бога не верующие. Нравственность абсолютна, как бы ни пытались нам доказать, что она относительна. Нравственность — не только система неких ценностей и убеждений, но удивительная внутренняя сила, которая познается через голос нашей совести. И еще существует это объединяющее нас начало, которое помогает людям иметь некую общую точку зрения, общий критерий, хотя, конечно, поле этого критерия все более и более сужается. 

Но я верю в моральный консенсус морального большинства. Моральный консенсус морального большинства не совпадает с консенсусами тех или иных печатных или интернет-изданий, критических статей. Однако этот моральный консенсус морального большинства является силой, которая поддерживает и наш народ, а в широком смысле слова — весь род человеческий, не давая ему духовно погибнуть. 

Я говорю обо всем этом именно потому, что нельзя оторвать произведение искусства от художника. Художник передает свой внутренний мир вовне, и его произведения влияют на формирование людей, в том числе влияют на состояние человеческой нравственности. То, что делает доброе кино, — великое и большое дело. Оно поддерживает нравственное начало в человеке и, в каком-то более широком смысле, поддерживает само существование человеческого общества. Наше доброе кино делает, может быть, самые первые шаги такого рода в новейшее время. Но ведь из этого доброго кино нельзя выкинуть и прекрасные советские фильмы, наш замечательный советский кинематограф, который, может быть, прямо не говорил о Боге, но имплицитно поддерживал и веру, и нравственность, неся такое светлое послание людям. 

Я думаю, что нравственное кино не всегда напрямую связано с религией. Религиозные и нравственные идеи могут имплицитно содержаться в произведении, которое тематически, сюжетно напрямую как бы не связано с верой. Я сейчас не буду перечислять киноленты, которые несут в себе эту духовную силу, этот духовный заряд, потому что в перечислении всегда есть риск — об одном скажешь, о другом не скажешь, кто-то обидится… Но, слава Богу, в нашем кинематографе это есть. 

Каково же значение «Лучезарного ангела»? Он дает людям возможность посмотреть это доброе кино, на собственном опыте почувствовать его воздействие на себя. Вот почему 60 тысяч и пришли — при всем том, что у нашего с вами фестиваля практически не было никакой рекламы. 

Вот об этом тоже нужно подумать. Мы живем в обществе, которое не считает событие событием, если оно не стало событием информационным. Конечно, о «Лучезарном ангеле» должны узнавать все больше и больше людей, и он должен объединять все больше и больше художников, которые не стеснялись бы участвовать в фестивале, символом которого является изображение ангелов. Ведь это тоже символ. Кто видел ангелов? Кто знает, как они выглядят? Никто не знает. Это явление сверхчувственного мира, это явление потустороннего мира. Но то, что этот образ является символом фестиваля, — это замечательно. И потому не стоит стесняться участвовать в этих фестивалях, выставлять свои картины даже в том случае, даже если они прямо не связаны с религиозной верой человека, но если они отражают духовные запросы современников, если в них раскрывается нравственное начало человеческой личности и если они говорят о подвиге, любви, жертвенности, если они говорят о человеческой доброте. 

Не буду вас дальше затруднять своими словами. Я хотел просто поделиться теми мыслями, которые у меня возникли, пока я ехал в машине. Мне подготовили какие-то тезисы к выступлению, но, как видите, у меня в руках нет никаких тезисов, говорю о том, что мне пришло в голову. А ехал я по нашему проспекту Калинина, смотрел на этот мятущийся современный мир и думал о том, как замечательно, что в центре Москвы, в кинотеатре «Художественный» сегодня состоится закрытие Х Международного благотворительного кинофестиваля «Лучезарный ангел». Успеха вам всем желаю!

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси