Вечером 30 апреля 2013 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь в Домодедовском районе Московской области, где принял участие в вечернем богослужении в канун Великой среды.
По окончании богослужения Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с проповедью.
Ваше Преподобие, матушка Екатерина! Дорогие отцы, братия и сестры! Сестры святыя обители сея!
Я хотел бы выразить глубокое чувство радости и удовлетворения тем, что имею возможность молиться сегодня вместе с вами. Сейчас мы совершили богослужение, которое называется утреней Великой среды. День Великой среды, то есть завтрашний день, посвящен замечательному событию — тому, как Господь накануне Своих страданий посетил дом человека по имени Симон (см. Мф. 26:6-13). И вот во время вечерней трапезы в этот дом пришла женщина плохого поведения и, разбив сосуд с драгоценным миром, возлила его на Господа и Спасителя.
Обычно миром помазывали царей на царство. Эта жидкость стоила огромных денег — может быть, все, что скопила эта женщина, она вложила в то, чтобы это миро приобрести. С точки зрения здравого смысла — поступок безрассудный. Недаром Иуда, который был человеком скупым, нечестным, который запускал руку в ящик, куда складывались общие деньги всех апостолов, вознегодовал, — потому что совершенное женщиной не соответствовало его внутренним жизненным установкам. Но Господь, обращаясь к апостолам, сказал: «То, что совершила эта женщина, будет известно всему миру, везде, где будет проповедано Евангелие». И сегодняшним богослужением мы прославляли этот поступок, прославляли заблудшую женщину, которая через свое жертвоприношение получила оставление грехов. Грехи были прощены ей, она душу свою очистила, помазав тело Спасителя, идущего на страдания и смерть.
Нам иногда кажется, что в жизни всё следует делать исключительно разумно, подчиняя свои поступки логике, рациональному подходу к проблемам, с которыми мы сталкиваемся. Однако живущие по такому принципу люди нередко осознают к концу жизни, что многого лишены — лишены внутренней радости, мира, покоя. Эти люди порой достигают больших успехов в карьере, в бизнесе, когда результатом работы является получение прибыли, — они не разбивают драгоценных сосудов с миром, они складывают деньги для чего-то другого.
Но ведь есть и те, кто поступает, с точки зрения большинства, безрассудно — наверняка есть такие и сейчас среди нас. Одни, отказываясь от всего, что дорого, близко, понятно большинству людей, уходят в монастырь и всю свою жизнь посвящают Богу, молитве, совершению добрых дел. Этот поступок до сих пор многие наши современники не могут ни понять, ни правильно оценить. А ведь этот поступок сродни тому, что совершила женщина. Она все свои средства вложила в драгоценное миро, а человек, переступая монастырскую ограду и становясь монашествующим, всю свою жизнь посвящает Господу.
Но мы знаем, что подобное нередко совершается и в миру, светскими людьми, которые, преступая логику и рационализм в своих действиях, совершают нечто, что одни называют героизмом, а другие — безрассудством. Мы знаем, что в тяжкие моменты, когда над Родиной нашей нависала смертельная опасность, многие, не задумываясь, отдавали за Родину жизнь. Этот поступок практически необъясним с точки зрения так называемого здравого смысла, которым сегодня живут очень многие, но именно благодаря героизму наших воинов мы обрели победу в страшной войне.
И в мирное время совершаются такие «безрассудные» поступки. Когда высокий начальник, который мог бы отсидеться в своем кабинете, находит смерть, спасая людей из пылающего огнем дома, он с точки зрения очень многих совершает безрассудный поступок. Но если бы этот замечательный человек остался жив, то на вопрос, почему он поступил так, а не иначе, он наверняка бы ответил: «Иначе поступить было нельзя».
Мы должны научиться совершать поступки, которые идут как бы против общего течения жизни. Сейчас большинство людей заботится о материальном благополучии, о том, чтобы потреблять как можно больше материальных ценностей. Для многих это становится единственной целью, а средства массовой информации, телевидение, Интернет нередко делают из таких людей национальных героев, создавая тем самым абсолютно ложную систему ценностей, в которую погружены наши современники, в том числе молодежь.
Способность совершать героические поступки, принося в жертву самого себя, или то, что тебе дорого, или то, что ты скопил за долгие годы, трудясь во имя высших целей; способность жизнь свою отдать за ближних своих, как призывает нас Господь; способность посвятить свою жизнь Богу, отказавшись от многих ценностей мира сего — всё это и есть безрассудные поступки, которые обретают величайшую ценность в очах Божиих.
Бог никогда не бывает у нас в долгу — мы у Него бываем в долгу. И если мы что-то делаем ради Него, особенно если мы проявляем заботу о тех, кто в ней нуждается, — о больных, несчастных, сиротах, пожилых, престарелых, одиноких людях — то Господь приклоняет к нам Свою милость.
Сегодня я получил замечательное письмо от одного богатого человека, который много денег тратит на то, чтобы помогать бездомным. И вот он пишет: «Мы привыкли поклоняться Богу, взирая на прекрасные иконы. А я учу себя поклоняться Богу, взирая на несчастных людей, потому что в них отображается лик страдающего Спасителя». Эти замечательные слова я привел вам сегодня для того, чтобы стало ясно: мы становимся христианами, подлинными учениками Спасителя, когда мы, совершая безрассудные, с точки зрения многих, поступки, на самом деле отдаем себя ближним своим, служа тем самым Богу. Пусть Господь всех нас укрепит именно в таком образе жизни, в таких мыслях и в таких делах.
Я хотел бы особенно пожелать Вам, матушка, и сестрам сохранять горячее желание служить Господу. Вы несете здесь не самое легкое послушание. Монастырь требует огромного внимания, забот, сил. Нужно все восстановить, вернуть первозданную красоту этому месту. Само по себе это место прекрасно, но какие же жестокие раны остаются до сих пор на лике этой обители!
Знаю, что возрождение обители сопрягается в ваших трудах со многими непростыми обстоятельствами, и поэтому хотел бы от всего сердца пожелать помощи Божией Вам и всем сестрам, уверенности в правильности сделанного выбора, и укрепить вас в понимании того, что иноческое служение есть равноангельское житие — чтобы вы могли, когда становится особенно скорбно и тяжело, вспомнить слова, которые я вам сегодня сказал, и обрести спокойствие и уверенность в том, что вы идете по спасительному пути во славу Божию.
Всем же паломникам, всем тем, кто посещает это святое место, я также хотел бы пожелать помощи Божией в вашей жизни, мира душевного, крепости сил, радости в преддверии Святой Пасхи и особенно — Божественной радости в светозарную ночь Христова Воскресения.
Пусть свет Воскресения, пусть радость общения с Воскресшим Господом укрепляют нас на наших жизненных путях. Аминь.