«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Память преподобного Варлаама празднуется на этом месте в течение уже
многих веков, потому что еще до того, как здесь был построен сей
величественный и благолепный храм в честь Преображения Господня, еще до
того, как сюда была принесена чудотворная икона Пресвятой Богородицы
«Всех скорбящих Радость», на этом самом месте стоял храм во имя
преподобного Варлаама Хутынского – святого, которого глубоко почитала
вся православная Русь, святого, слава которого пришла из Новгородских
земель в Московские земли, святого, который стал небесным покровителем
этого места и этого святого храма. Наш храм неоднократно перестраивался,
расширялся, и сейчас один из его приделов посвящен преподобному
Варлааму. Чудотворный образ угодника Божия бережно сохраняется в нашем
храме. Паломники притекают к образу, который является источником
исцелений для тысяч приходящих сюда людей.
В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали слова Господа Иисуса
Христа о том, какие люди блаженны. Эти слова в Новом Завете мы встречаем
дважды: в Евангелии от Матфея (см. 5. 1-12) в одном варианте и в
Евангелии от Луки (см. Лк 6. 20-23) − в другом, более кратком. В
Евангелии от Матфея говорится о том, что Господь взошел на гору и начал
Свою проповедь, обращенную к ученикам, со слов: «Блаженны нищие духом,
ибо их есть Царство Божие», а в Евангелии от Луки повествуется, что
Господь встал на ровном месте и, обращаясь к народу, сказал: «Блаженны
нищие духом, ибо ваше есть Царство Божие». Очевидно, что речь идет о
двух разных случаях, когда Господь говорил похожие слова. Если мы
представим себе Его жизнь и то, как Он ежедневно много раз проповедовал
перед разными людьми, то поймем, что Господь Иисус Христос по нескольку
раз в разных местах повторял одни и те же слова или одни и те же мысли. И
вот один раз Он обращался к Своим ученикам и говорил о блаженстве тех,
кто является нищими духом, алчущими и жаждущими правды, плачущими,
миротворцами, и говорил об этих людях в третьем лице. А другой раз Он
обращался к самим этим людям и говорил им, стоящим перед Ним, − нищим
духом, плачущим, миротворцам − о том, что они блаженны, что они
счастливы.
Наверное, эти слова вызывали удивление, потому что всегда люди были
склонны думать, что блаженны, то есть счастливы, не нищие, а богатые, не
плачущие, а веселящиеся, не гонимые, а те, кто пользуется почетом, не
несчастные и страждущие, а те, у кого в жизни все складывается хорошо и
успешно. Так думали люди в те времена, но и сейчас наши современники
уверены, что счастье заключается в том, чтобы жить весело, чтобы не было
проблем, не было болезней и скорбей, но все в жизни складывалось
хорошо, чтобы денег было много, чтобы карьера успешно развивалась. А
Господь говорит совсем о другом и даже прямо об обратном: блаженны как
раз те, у которых в этой жизни все не складывается, которых преследуют
несчастья, которые вместо того, чтобы радоваться, плачут, слова которых
воспринимают неадекватно, когда они проповедуют, которых не слушают,
презирают и гонят, оскорбляют, лишают жизни за правду.
Наверное, у многих эти слова Христа вызывали удивление. Наверное,
некоторые думали, что этот человек говорит какие-то безумные глаголы,
потому что они совершенно не соответствуют представлению людей о
счастье. А между тем, говоря так и обращаясь то к Своим ученикам, то к
народу, Господь Иисус Христос закладывал в ума и сердца людей совершенно
новую нравственность, совершенно новое восприятие окружающей
действительности. И если до Христа люди думали, что благословение Божие
выражается в богатстве и счастье, в успехе и в отсутствии страданий, то
теперь стало очевидно, что в этом падшем мире, где царствует не только
добро, но и зло, где человеческая праведность перемешана с человеческим
грехом как в судьбах многих людей и народов, так и в судьбе конкретного
человека, правда Божия не может торжествовать иначе, как через скорби,
страдания, несчастья, через духовный подвиг, а если необходимо, то и
через смерть.
Когда Господь Иисус Христос призывал Своих учеников последовать за
Ним, Он не говорил: «Последуйте за Мной, и Я сделаю вас счастливыми,
богатыми; вы сможете обеспечить свои семьи, вы достигнете успеха, у вас
будет блестящая карьера». Господь говорил им совсем об обратном:
«Последуйте за Мной, и вы должны будете оставить свои семьи, вы будет
гонимы, ваше слово не будут слушать, вас будут предавать страданиям,
казням и смерти». Тем не менее, они следовали за Спасителем, и не только
Его ближайшие апостолы, которых Он оторвал от рыбацких сетей и от их
семей и которые потом, каждый в своем месте, пострадали и умерли за дело
Христово, но также тысячи, десятки и сотни тысяч других людей, которые
из поколение в поколение откликались на зов Божий, следовали за Христом и
исполняли Его волю − иногда ценой своей собственной жизни. Такие люди
были всегда и будут всегда впредь. Именно на таких людях созидается
Церковь Божия, именно их мы прославляем как святых − не тех, которые
достигли успехов, прославились различными земными подвигами, были
богаты, а тех, которые страдали, были гонимы, умирали за Христа.
Это были и добровольные мученики − такие, как преподобный Варлаам
Хутынский и многие другие преподобные, отказывавшиеся от земных радостей
и наслаждений, от семейного счастья для того, чтобы в тесноте и скорби
приносить Господу молитвы, умерщвлять свою плоть и восходить от силы в
силу на пути духовного делания.
Это были и многочисленные священнослужители, монахи и миряне,
которые, может быть, совершенно не планировали стать мучениками, но
Господь призывал их через страдания войти в Свою небесную славу. Таких
было очень много в 20-е, 30-е годы XX века, когда обрушились гонения на
нашу Святую Церковь, когда государство поставило своей задачей
уничтожить Церковь, когда правители страны были воинствующими атеистами.
Пусть никто не смущает вас легендами о том, что якобы эти правители
втайне были христианами, что якобы они покаялись. Не покаялись они и
умерли без покаяния как безбожники и гонители, на руках и на совести
которых − кровь тысяч и миллионов неповинных людей. Имена этих людей
навсегда будут связаны с позором человечества.
А вот тех людей, которые от них пострадали, которые пролили свою
кровь за Христа, мы прославляем как новомучеников и исповедников. И один
из них − священномученик Константин − служил в нашем святом храме, был
его настоятелем. Из этого храма он был призван прямо на голгофу
Бутовского полигона, где вместе с ним были расстреляны многие другие
новомученики. Через мученический подвиг он взошел из этой многотрудной,
многоскорбной жизни в славу Божию и сегодня является одним из наших
небесных покровителей. Вместе с сонмом других новомучеников и
исповедников он молится о нас, научает нас тому, что блаженство нищих
духом, страждущих, плачущих, гонимых, миротворцев достижимо для человека
в этой жизни — только нужна решимость следовать за Христом.
Никто из нас не знает, как сложится в дальнейшем наша судьба, судьба
нашего града, судьба нашего Отечества. Но мы знаем, что в истории
человечества много раз наступали времена, когда Господь звал людей на
подвиг, в том числе и тех, которые, может быть, не были к этому готовы. И
вот тогда перед каждым из них вставал выбор: или отречься от Христа и,
может быть, за это получить какие-то материальные блага и сохранить свою
земную жизнь или не отрекаться от Христа, последовать за Ним и умереть в
этой земной жизни для того, чтобы наследовать жизнь вечную. Святые
избирали путь следования за Христом, и сегодня они являются
молитвенниками о нас и маяками в нашем плавании по волнам житейского
моря.
Будем обращаться к преподобному Варлааму Хутынскому и к
священномученику Константину, пресвитеру Московскому, с молитвой о том,
чтобы Господь помог нам быть верными Ему, соблюдать Его заповеди, быть
нищими духом, плачущими, алчущими и жаждущими правды, милостивыми,
миротворцами, а если понадобится, то и пострадать и отдать свои жизни за
Христа. Аминь».