Приветствую Вас Гость!
Воскресенье, 22.12.2024, 20:11
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Форма входа

Поиск

Календарь

Архив записей

Главная » 2012 » Октябрь » 3 » Итоги и перспективы апробации курса «Основы религиозных культур и светской этики»
20:52
Итоги и перспективы апробации курса «Основы религиозных культур и светской этики»

28-30 сентября 2012 года в Болгарии прошла I Национальная конференция по религиозному образованию «Духовно-нравственное воспитание учащейся молодежи в современной Болгарии». С докладом «Итоги и перспективы апробации курса "Основы религиозных культур и светской этики"» выступил заведующий сектором ОПК Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви Г.В. Демидов.

Ваше Святейшество, Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства, уважаемые коллеги!

Инициатива введения курса принадлежит Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу и была поддержана государственным руководством Российской Федерации: Президентом и Премьер-министром. В связи с этим 2 августа 2009 года было опубликовано Поручение Президента Российской Федерации, а Министерством образования и науки России был предложен план мероприятий по его реализации. Апробация курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) была начата в 3-й четверти 2009-2010 учебного года в 19 субъектах Российской Федерации в 9 729 школах. В апробации приняли участие 236 545 учащихся 4-х классов и 15 145 учителей. В 2010-2011 учебном году апробация курса продолжилась уже в 21 субъекте РФ, в 9 980 школах. В ней приняли участие 242 902 учащихся и 16 266 учителей.

Модуль «Основы светской этики» выбрали для изучения своими детьми 42% родителей, 30% — «Основы православной культуры», 18% — «Основы мировых религиозных культур», 9% — «Основы исламской культуры». 1% — «Основы буддийской культуры» и менее 1% — «Основы иудейской культуры». Более 90% родителей позитивно относятся к новому курсу, отмечая, что у детей возрос интерес к семейным традициям, уважение к старшим. Эксперимент завершился.

К 1 августа 2012 года выбор учебных модулей курса ОРКСЭ по Российской Федерации в целом завершен. По данным Министерства образования и науки России с 1 сентября 2012 года «Основы светской этики» будут изучать 557 507 обучающихся (42,7%), «Основы православной культуры» — 428 955 обучающихся (31,7%), «Основы мировых религиозных культур» — 286 050 обучающихся (21,2%), «Основы исламской культуры» — 54 275 обучающихся (4%), «Основы буддийской культуры» — 4 996 обучающихся (0,4%), «Основы иудейской культуры» — 690 обучающихся (0,1%). Во многом эти показатели являются объективным свидетельством того, что органы управления образованием, родительское сообщество в сотрудничестве с представителями Церкви правильно оценили главную задачу курса ОРКСЭ — воспитание свободной личности, укорененной в культурных религиозных традициях своей семьи и народа.

Наиболее значимым результатом экспериментального этапа введения в школах России предметов по религиозным культурам и светской этике можно считать выработку механизмов эффективного взаимодействия всех участников проекта на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, а также активную общественную дискуссию, в ходе которой была четко обозначена позиция Церкви и других религиозных конфессий по вопросам духовно-нравственного воспитания в школе.

В регионах созданы органы содействия введению нового учебного курса: координационные советы, методические объединения учителей и рабочие группы.

Интересен опыт сотрудничества некоторых епархий Русской Православной Церкви с областными институтами повышения квалификации педагогов. Например, в Ярославле (экспериментальный регион, вступивший в апробацию ОРКСЭ в 2010 году) для учителей были организованы учебно-методические семинары в монастырях Ярославской епархии, экскурсии по наиболее значимым памятникам древнерусской православной культуры, а также поездка в Иерусалим для учителей-наставников.

Творчески отнеслись к участию в эксперименте представители Томской епархии, при непосредственном участии которых был разработан проект «Богоявленский кафедральный собор города Томска. 3D-экскурсия». Интернет-адрес проекта — www.3dhram.ru. Данный проект реализован силами епархии и на безвозмездной основе передан в Томский областной институт повышения квалификации работников образования и распространен среди всех учителей, преподающих модуль ОПК. Экскурсия построена таким образом, что на конкретных примерах можно узнать о строении и убранстве православного храма, о Таинствах, священнослужителях Православной Церкви, о главных праздниках и святынях Богоявленского собора г. Томска.

Практически во всех епархиях, принявших участие в апробации курса ОРКСЭ в 2009 -2011 годах наработан свой богатый опыт сотрудничества с органами управления образованием, образовательными учреждениями с тем, чтобы сделать «Основы православной культуры» по-настоящему интересным и значимым предметом для учителей, детей и родителей. Познавательные обзорные экскурсии по православным храмам и музеям, постоянно действующие при монастырях и храмах консультативные центры, курсы повышения квалификации с участием представителей религиозных конфессий, авторские методические разработки — эти и другие формы совместного участия в проекте систематизированы Синодальным отделом религиозного образования и катехизации и стали не только общецерковным достоянием, но и активно используются при подготовке педагогов на федеральном уровне Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО), Федеральным институтом развития образования (ФИРО).

Большое значение в становлении системы равноправного сотрудничества, выработке механизмов обсуждения, согласования и совместного принятия наиболее важных решений о перспективах курса ОРКСЭ имеет работа Межведомственного координационного совета по развитию преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики» при Министерстве образования и науки РФ. При непосредственном участии министра образования и его заместителей за период апробации прошло 7 заседаний МКС, в ходе которых принимались решения по наиболее значимым проблемам организационно-содержательного характера, находились пути взаимопонимания всех участников проекта. Представители Синодального отдела религиозного образования участвовали во всех заседаниях и могут в полной мере разделить ответственность за принятые в ходе апробации решения.

В ходе апробации курса ОРКСЭ при Отделе религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви создан и в настоящее время функционирует Экспертный совет, который, в частности, осуществляет контроль качества всех учебных пособий по «Основам православной культуры», используемым в образовательном процессе школы. В настоящее время вырабатывается механизм согласования государственной федеральной и конфессиональной экспертизы учебников по религиозным культурам.

Эксперимент завершен, во исполнение Поручения Президента России с 1 сентября 2012 года началось повсеместное изучение религиозной культуры и этики пока только в четвертом классе. В настоящее время идея о распространении практики преподавания религиозной культуры по всем ступеням среднего школьного образования, неоднократно высказывавшаяся представителями Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, находит все больше сторонников в среде педагогической общественности, представителей органов управления образованием, других традиционных религиозных конфессий. Концептуальная позиция руководства Отдела заключается в создании системы непрерывного православного образования от детского сада до вуза, в рамках которой школьному образованию отводится ключевая роль. Вполне возможно, что в ближайшем будущем мы станем свидетелями ее реализации в контексте развития позитивного опыта апробации курса «Основы религиозных культур и светской этики».

На сегодняшний день, очевидно, что практика изучения религиозной культуры по выбору в школе нашла общенародную поддержку и будет только расширяться, содействуя более глубокому изучению в школах родной религиозной культуры, а также внимательному отношению к представителям иных религиозных традиций. С точки зрения развития межкультурного и межрелигиозного диалога было бы оправдано, чтобы при расширении рамок курса и переходе к преподаванию религиозной культуры на основной ступени среднего общего образования предусмотреть возможность сравнительного изучения различных модулей курса, но это совершенно не значит, что такое знакомство с другими религиозными культурами должно в конечном итоге привести к слиянию всех модулей в один религиоведческий курс, построенный на принципах атеистической науки советского периода.

Проект введения в программу общеобразовательной школы предметов по религиозной культуре призван консолидировать педагогическую и родительскую общественность, представителей конфессий и органов управления образованием в деле нравственного, патриотического, духовного воспитания детей и как результат — вернуть в систему образования воспитательную составляющую, на основе традиционных религиозных ценностей.

Перспективы и направления дальнейшего развития опыта изучения религиозной культуры в общеобразовательной средней школе пока еще остаются предметом активного обсуждения, общественной дискуссии, в результате которых школьное религиозно-культурологическое образование должно превратиться в повседневную, обычную практику, при которой дети и их родители смогут свободно и осознано делать свой выбор и полном объеме получать знания о своей религиозной культуре, а также лучше узнавать традиции своих сверстников, руководствуясь советом и помощью любящих и знающих свой предмет педагогов.

На основании мониторинга результатов эксперимента можно сделать некоторые важные выводы о дальнейших перспективах преподавания религиозной культуры в общеобразовательной школе:

Отсутствие в ходе апробации курса ОРКСЭ негативного опыта возникновения разобщения и конфликтов на религиозной почве свидетельствует о богатом воспитательном потенциале курса и возможности беспрепятственного расширения практики преподавания религиозной культуры на всех ступенях среднего образования. Напомню, что и Министерство образования, и Общественная палата России проводили свои независимые исследования хода эксперимента. По их данным ни в одном из регионов, где в тестовом режиме вводились новые предметы по религиозным культурам, не было зафиксировано ни одного случая разногласий или конфликтов по мотивам религиозных или этнических различий.

Взаимодействие органов управления образованием, педагогической и родительской общественности, традиционных религиозных организаций в ходе апробации является ярким примером общественной консолидации в достижении образовательных задач, нравственного возрождения российского общества и нуждается в активной государственной поддержке и развитии.

Активное, заинтересованное сотрудничество родительской общественности, представителей традиционных религиозных организаций в обеспечении свободного, информированного выбора модулей по религиозной культуре, в свою очередь, свидетельствует о необходимости сохранения и развития практики изучения религиозной культуры в рамках школьной программы по выбору и недопустимости слияния всех модулей в один религиоведческий курс.

Отвечая на запрос Правительства РФ относительно итогов апробации 2009-2011 годов и дальнейших перспектив преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики» председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий предложил вариант поэтапного перехода к преподаванию религиозных культур и этики, начиная с первого класса школы и до последнего, используя в качестве отправной точки Поручение Президента России от 8 августа 2009 года о введении преподавания в школах новых предметов по выбору: «Основ православной культуры», «Основ исламской культуры», «Основ иудейской культуры» и других.

В соответствии с этим предложением расширение преподавания религиозных культур и этики по выбору семьи школьника по всем ступеням обучения может проводиться в два этапа. Для этого на первом этапе организуется разработка необходимых методических материалов для начальной школы на 135 учебных часов в 1-4 классах по 5-ти учебным предметам. Это 4 традиционные религиозные культуры и этика. Готовятся примерные программы, комплекты учебников, программы подготовки учителей.

На втором этапе с участием конфессий готовятся учителя, учебники и программы для основной и старшей ступеней школы примерно на 210 учебных часов для 6-11 классов. Вносятся соответствующие изменения в образовательные стандарты. Предметная область ОРКСЭ сохраняется в 5-м классе и становится переходной между начальной и основной ступенями общего образования. Изучение сравнительного курса религиоведения (модуль «Основы мировых религиозных культур» в ОРКСЭ) было бы более целесообразно на старшей ступени школы, так как для правильного понимания всего многообразия религиозных традиций, в первую очередь, необходимо глубокое и основательное знание родной культуры, правильное, последовательное воспитание в детях внимания и уважения к собственным религиозным памятникам.

Такая стратегия отвечает требованиям педагогической целесообразности и обеспечивает качественный уровень преподавания каждой отдельной религиозной культуры и предметной области или комплексного учебного курса в целом. Об этом говорил в своем выступлении В. В. Путин на встрече со Святейшим Патриархом Кириллом и лидерами других традиционных религиозных общин России 8 февраля 2012 года: «Важно, чтобы этот предмет в будущем не превратился в формальный ликбез, и поэтому преподавать подобные дисциплины, конечно, должны хорошо подготовленные люди — это либо теологи, либо священники. И в этой связи здесь тоже необходима будет помощь государства».

В этой связи возникает еще один важный вопрос, без решения которого невозможно в перспективе рассчитывать на поступательное развитие преподавания религиозной культуры в общеобразовательных учебных заведениях — это вопрос о подготовке тех, кто сам будет заниматься духовно-нравственным воспитанием детей. Речь, в данном случае, идет о теологическом образовании в высшей школе, которое, по сути, является продолжением изучения православной культуры в системе профессионального образования, а также о духовных учебных заведениях. Получая полноценные религиозно-культурологические знания, обладая опытом реальной духовной жизни и послушания Церкви, выпускники духовных академий и семинарий могли бы быть полезны обществу не только в качестве священно- и церковнослужителей, но и как квалифицированные специалисты в православном богословии, культуре, традиции, в том числе преподавать ОПК в средней общеобразовательной школе. Для этого в настоящее время необходимо, чтобы дипломы высших Церковных учебных заведений были признаны на государственном уровне.

С учетом активного участия Церкви в доработке нового «Закона об образовании», включающего отдельную главу, посвященную религиозному образованию, институализации различных форм и методов получения знаний о Православии сегодня можно открыто говорить о создании в России системы непрерывного православного образования от детского сада до вуза, как об этом неоднократно заявлял на Международных Рождественских образовательных чтениях Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Эта система, имеющая колоссальный, многовековой потенциал духовно-нравственного воспитания может совершенствоваться, адаптируясь к требованиям времени, но при этом, всегда субстантивно дополняя государственную составляющую в области духовно-нравственного воспитания, в части сохранения национальной культурной и религиозной самобытности, делая более жизнеспособным и конкурентноспособным национальное образование всех уровней. Благодарю за внимание.

Портал «Православное образование»/Патриархия.ru