«Афонская обитель святого великомученика Пантелеимона
всегда привлекает взоры паломников из России и других стран Святой Руси.
И мы не случайно притекаем сюда, потому что на протяжении вот уже
тысячи лет здесь процветает монашеская жизнь. Для монашествующих,
священников, мирян этот монастырь всегда был и остается образцом
монашеской жизни. Мы взираем на вас, иноков Святой Афонской Горы, с
надеждой на то, что вы будете хранителями монашеской жизни,
продолжателями дела святых отцов и их учения, будете воплощать это
учение в жизнь, что вашими молитвами будет процветать монашество на
Святой Руси и продолжаться жизнь рода человеческого в этом мире.
Сегодня за Божественной литургией мы слышали слова апостола Павла,
который говорит: «Лучше было бы мне разрешиться и умереть и жить со
Христом, но необходимо мне ради вас оставаться в этой жизни» (см. Флп.
1. 23-24). И в другом отрывке из апостола Павла мы слышали слова: «Я
ношу мертвость Господа Иисуса Христа в теле моем» (см. 2 Кор. 4. 10).
Эти слова напоминают нам о монашеской жизни и о долге умерщвления нашей
плоти и нашей воли. Умерщвление плоти в монастыре происходит
естественным образом: питание подобрано таким образом, чтобы плоть
истощалась; режим дня в монастыре такой, что основные молитвенные труды
инок совершает ночью. Тело человека быстро привыкает к этому, и нет
ничего особенного в том, что иноки не только здесь, на Святой Афонской
Горе, но и во многих других монастырях несут телесный подвиг
постничества, умерщвляя свою плоть.
Самое трудное в монашеской жизни – это умерщвление человеческой воли,
потому что, сколько бы человек ни смирялся перед другим человеком,
собственная воля все равно остается где-то в глубинах его сердца. Подчас
проходят многие годы и десятилетия, прежде чем человек, проживший это
время в постничестве и благоговении, по-настоящему почувствует, что воля
Божия для него важнее своей, воля начальствующих важнее, чем достижение
собственных целей.
Гораздо труднее усмирять человеческую волю, нежели умерщвлять тело с
его страстями и похотями. Есть только одно средство по-настоящему
почувствовать, что воля человеческая преодолена: все свое бытие, весь
живот свой предать Христу Богу, то есть почувствовать, что Его
Божественная воля для нас важнее нашей собственной человеческой воли и
что мы больше надеемся на Бога, чем на свои силы.
Когда приходит к человеку сознание того, что Господь лучше нас знает,
что нам нужно, тогда вместе с тем приходят в сердце человека мир,
покой, радость о Духе Святом. Вместе с этим мы обретаем все плоды
Святого Духа, о которых говорит апостол Павел. Усмирению своей воли учат
нас и святые апостолы, и святые отцы, поэтому для иноков очень важно
поучаться в законе Господнем, вслушиваться в слова богослужения,
ежедневно читать Священное Писание и творения святых отцов, которые
прежде нас прошли путем иночества и достигли на этом пути больших
духовных высот. В своих творениях они научают нас, в чем заключается
суть иноческого жития. Это святые отцы, чьи творения вошли в
«Добротолюбие», отцы аскеты и пустынники, творения которых переведены на
русский язык и сегодня для нас, монашествующих, являются путеводителем
ко Христу.
Всем вам, дорогие братия, хочу пожелать, чтобы Господь просвещал и
умудрял вас на монашеском пути, чтобы ваш путь был восхождением от силы в
силу. Идя по этому пути, пути ко спасению, не забывайте о том, что за
пределами этой обители, за пределами Святой Горы живут тысячи и миллионы
людей, которые нуждаются в вашей молитве. Многие из них еще не познали
Христа, многие еще не знают, что значит умереть для этой жизни, чтобы
воскреснуть со Христом. Они нуждаются в вашем молитвенном
предстательстве и в вашей молитвенной помощи. А когда некоторые из них
попадают сюда, на Афонскую Гору, чтобы приобщиться к подвигу, что вы
несете, то старайтесь относиться к ним с любовью, с благожелательностью.
Не скрывайте свои сокровища, делитесь ими с людьми, которые сюда
приходят, чтобы свет, который вы приобретаете через монашеское житие,
через участие в богослужениях и Таинствах Церкви, через сопричастность к
тысячелетнему укладу монашеской жизни Афонской Горы, передавался этим
людям, чтобы они далее передавали этот свет тем, к кому возвращаются в
мир.
Всем вам, дорогие братия, желаю помощи Божией».