«Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Всех вас, дорогие отцы, братья и сестры, поздравляю с престольным
праздником нашего храма − днем Преображения Господня. В этот праздничный
и солнечный день мы должны задуматься о том, почему на небе так ярко
светит солнце и что оно дает нам? Наблюдая за жизнью природы, мы видим,
что весь природный цикл подчинен солнцу, что растения, животные — все,
что существует на земле — зависят от солнца. Каждый раз, когда приходит
весна − а приходит она потому, что солнце прогревает землю в тех или
иных местах − распускаются на деревьях почки, вырастают из земли цветы и
произрастают новые плоды. Всякий раз, когда утром восходит солнце,
цветы и листья обращаются к солнцу для того, чтобы впитать его энергию и
по мере того, как светило движется, цветы и листья двигаются вслед за
ним. А когда солнце заходит, цветы закрываются, превращаются в бутоны
для того, чтобы следующим утром снова раскрыться навстречу солнцу.
От солнца зависит жизнь этого мира — всех его растений, животных, а
также и человека. Мы с вами нередко чувствуем: когда на небе нет солнца,
тучи, то и душе скорбно, а когда солнце выходит, то на душе радостно и
жизнь кажется краше. Если б вдруг солнце погасло, вся жизнь на земле
прекратилась бы в мгновение ока, потому что все, что живет и движется на
ней, движется благодаря солнечной энергии, хотя, быть может, мы не
отдаем себе отчета в этом и не задумываемся о том, что если бы не было
солнца, не было бы и земли.
В духовном мире есть свое Солнце — Господь Бог. Если бы Бог не создал
этот мир, если бы Он чудесным и Божественным Своим промыслом не думал
об этом мире каждую минуту и секунду, если бы Его Божественным и
животворным присутствием не было пронизано все живое, каждая клеточка
каждого живого организма, то не было бы жизни на этой земле, не было бы
нас с вами и всего, что нас окружает.
Не все люди это понимают. Некоторые думают, что Бога не существует
или что Бог где-то далеко, что Он когда-то создал этот мир, а теперь не
заботится о нем. Но на самом деле для мира нашего Бог — как солнце. Он
податель жизни, питатель всего живого. Мир существует до тех пор, пока
Бог этого хочет. А когда Ему будет угодно, история человечества и всего
мироздания совьется, как свиток, и прекратится, потому что Бог переведет
этот мир и нас всех в иную жизнь, еще более прекрасную.
Это Божественное животворное присутствие наполняет собой нашу жизнь в
Церкви. Когда Господь Иисус Христос пришел во плоти, то многие думали,
что это обычный человек, и не сразу ученикам Спасителя − тем, которых Он
избрал на служение Богу − открылась тайна Божества, сокрытая за
завесой человеческой плоти Господа Иисуса Христа. Не сразу они прозрели
Божественную тайну воплощения Бога Слова, Который изначально вне времени
существовал с Отцом и Которому угодно было во времени воплотиться и
стать человеком.
Для того, чтобы уверить Своих учеников в том, что Он сам, Господь наш
Иисус Христос, является Солнцем правды, для того, чтобы укрепить их в
вере перед тем, как Он будет предан в руки человеческие и распят на
Кресте, Спаситель берет трех самых близких Своих учеников и восходит с
ними на гору. И они видят, как лицо Господа преображается и становится
ярче солнца, одежды Его становятся белыми, как свет, все вокруг
преображается и Божественные лучи, исходящие от Иисуса Христа, озаряют
всю землю. Ученики пришли от этого в такой страх и такой трепет, что
упали на землю и закрыли свои лица. А затем Петр, преисполненный
радости, говорит Спасителю: «Хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем
здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии», − потому что и
эти два великих праведника явились на горе и беседовали с Господом о
предстоящем Его исходе (см. Мф. 17. 1-9). Это славное видение навсегда
запечатлелось в умах учеников Спасителя, и апостол Петр, как мы слышали в
сегодняшнем апостольском чтении, на исходе своей жизни, готовясь к
смертному часу, вспоминал ни о чем другом, как об этом событии, когда
ему и двум другим ученикам было во всей славе явлено Божество Господа и
Спасителя нашего Иисуса Христа (см. 2 Пет. 1. 17-18).
Мы живем в мире, который пронизан солнечной энергией, и нам хорошо в
нем. Иной раз мы хотели бы сказать: «Сотворим здесь три кущи, останемся
здесь навсегда. Зачем нам переходить в какую-то иную жизнь, неизвестную и
непонятную, когда и на этом свете так хорошо?» Но для человека,
верующего в Бога, знающего, что помимо материального солнца есть Солнце
духовное, которое озаряет собой всю человеческую жизнь и всякую
человеческую плоть, откровение Божие является, прежде всего, движущей
силой, ведущей его по жизненному пути.
Такой человек понимает, что в этом материальном мире солнце Бога как
бы скрыто за тучами и тучи эти разойдутся, когда каждый из нас перейдет в
мир иной, где уже нет туч, где солнце сияет для всех праведников, для
всех, кто в своей земной жизни служил Господу своими делами, словами и
всем своим образом жизни. Это солнце никогда не заходит, этот
Божественный свет никогда не иссякает.
Мы здесь, в этой земной жизни, приобщаемся к Божественному свету −
каждый в своей мере. Кто-то, подобно апостолам Христовым, восходит на
гору и созерцает Божественный свет, как это случилось с Симеоном Новым
Богословом и другими отцами Церкви, описавшими свои видения
Божественного света. Кто-то во время молитвы или беседы сам
преображается этим светом, как это случилось с преподобным Серафимом
Саровским, когда он беседовал с обычным человеком − купцом Николаем
Мотовиловым: этот купец неожиданно для себя вдруг увидел лик
преподобного преобразившимся, подобно Христу на Фаворе, увидел одежды
его белыми, как снег, увидел, как все вокруг наполнилось теплом, светом и
благоуханием, хотя была зима и сидели они в дремучем лесу.
Каждый из нас приобщается к Божественному свету, прежде всего, через
участие в церковных Таинствах. Нередко мы ощущаем за богослужением, что
небо разверзается для нас, что тучи исчезают, что этот свет прямо в наше
сердце проливает свои Божественные лучи. Мы это ощущаем, когда
собираемся вместе для совершения Божественной литургии, когда
причащаемся Святых Христовых Таин. И тогда свет этот светит на нас не
откуда-то издалека или извне, но приходит внутрь нас, начинает светиться
изнутри нас и просвещает все наше человеческое, плотское, земное
естество своей Божественной энергией.
Вот то чудо Преображения, которое произошло с Господом и которое в
Церкви происходит с людьми. Вот то чудо, которое происходит благодаря
нашему участию в Таинствах церковных.
Будем дорожить этим чудом, будем просить Господа, чтобы Он и нам
сотворил кущи, в которых мы сможем пребывать здесь, в Церкви Христовой,
наслаждаясь Божественным присутствием и купаясь в лучах Божественного
света. Будем молиться, чтобы и нас озаряла радость, которую узнали
ученики на святой Фаворской горе и чтобы Божественный свет вел нас по
нашему жизненному пути до того момента, когда мы перейдем в жизнь иную,
где солнце будет светить для всех и где Сам Христос будет Солнцем и где
Он ожидает каждого из нас в Своем спасительном Царстве. Аминь».