Приветствую Вас Гость!
Воскресенье, 22.12.2024, 19:47
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Форма входа

Поиск

Календарь

Архив записей

Главная » 2012 » Март » 31 » Крещальная Литургия
21:17
Крещальная Литургия
Сегодня, 31-го марта в Иоанно-Предтеченском крестильном храме собора Святой Троицы г. Ижевска, по благословению Высокопреосвященнейшего Николая, митрополита Ижевского и Удмуртского, была отслужена Крещальная Литургия, за которой было совершено Таинство Крещения над 5-ю новыми членами Церкви Христовой. Литургию возглавил заместитель настоятеля собора, игумен Антонин (Напольских).

С недавнего времени в соборе введена практика огласительных бесед с теми людьми, кто желает осознанно подойти к Таинству Крещения. Бесед проводится четыре, три из которых проводит приходской катехизатор, консультант нашего собора Мария Стёжка, окончившая курсы «Основы православного вероучения» и продолжающая обучение на Высших богословских курсах «Православное богословие/Теология, методика преподавания» при МДАиС. Четвертая беседа носит покаянный и общий характер, ее проводит сам игумен Антонин.

Первые пять человек, прослушавшие полный курс бесед, вполне осознанно приняли решение стать новыми членами Православной Церкви, что на сегодняшней Крещальной Литургии и было совершено.
Атмосфера Литургии была удивительная, очень трогательная и молитвенная. Лица крестящихся были светлы и полны восторга и умиления.

В конце службы отец Антонин поздравил новопросвещенных рабов Божиих и подарил им просфоры.

О КРЕЩАЛЬНОЙ ЛИТУРГИИ
Переживаемое ныне в России духовное возрождение естественным образом связано с общим оживлением литургической, в частности – евхаристической, жизни. Эта эпоха, также как и предшествовавшие ей гонения на Церковь Христову, имеет много сходных черт с временами древнего христианства, что и побуждает современных христиан все чаще обращаться к древней традиции и искать в ней ответы на многие актуальные для наших дней вопросы.

Одной из важнейших проблем стало более полное выяснение православного учения о Таинствах, так как в предшествовавшие века оно подверглось значительным искажениям, отчасти под влиянием католицизма, отчасти – в связи с подменой подлинной христианской жизни обрядово-христианским бытом и потерей евхаристического духа. В течение долгого исторического периода в России причащались крайне редко, обычно один раз в год Великим постом. Крестили же только новорожденных детей. Весь народ считал себя православным, и потребность в катехизации полностью перестала осознаваться. Все это привело к тому, что совершение Таинств Крещения и Миропомазания превратилось в будничную требу, к тому же с усвоенным ей со стороны государства смыслом регистрации рождения.

Из-за отсутствия взрослых крещаемых в храмах остались только детские купели, из которых в период гонений пришлось обливать появившихся вновь великовозрастных крещающихся. В связи с большим недостатком храмов количество желающих креститься в каждом храме непомерно увеличивалось, и совершать чин крещения должным образом стало почти невозможно. Стали возникать произвольные сокращения и искажения чина Крещения. Крестившиеся таким образом во время гонений в большинстве своем не имели никакого представления о смысле совершаемого Таинства, иногда даже воспринимали Крещение как магический обряд, необходимый сам по себе, чтобы не болеть или уберечься от какой-либо беды. Воспитывать своих крестных детей в сознании необходимости настоящей церковной жизни, даже хотя бы в осознании себя верующими людьми, родители большей частью считали необязательным.

В результате всех этих трудностей в XX веке в России появился огромный крещеный, но не верующий в Бога народ. Возникла парадоксальная ситуация, когда стало привычной «нормой» поминовение на Литургии верных и отпевание неверующих людей, потому что они – крещеные.

Преодоление угрозы массовой профанации христианской церковной жизни видится в возрождении благоговейного отношения к Крещению и другим Таинствам в первоначальной, древней значительности и осмысленности. Необходима катехизация желающих креститься взрослых, а так же воцерковление родителей и восприемников крещаемых детей. Но не менее важно должное совершение Таинства, восприятие его не только в качестве обряда или требы, но и глубокое осмысление его в составе всей церковной жизни, в особенности – в связи с Евхаристией.

С этой целью в 90-х годах XX века в храмах Русской Православной Церкви стали строить баптистерии и было испрошено благословение Святейшего Патриарха Алексия II на совершение Крещальной Литургии подобной той, какая стала вновь совершаться во многих Поместных Церквах. В основу публикуемого чина Крещальной Литургии положен древний византийский чин. С учетом особенностей русского Служебника, а также принятого ныне в Элладской Церкви последования, он приспособлен к совершению в наши дни. Будучи благословлен к употреблению Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, этот чин более 10 лет (со 2 декабря 1993 года) используется при совершении Крещальной Литургии в крестильном храме св. равноапостольного князя Владимира при Православном Свято-Тихоновском Богословском институте.