Сегодня, 31-го марта в Иоанно-Предтеченском крестильном храме собора
Святой Троицы г. Ижевска, по благословению Высокопреосвященнейшего
Николая, митрополита Ижевского и Удмуртского, была отслужена Крещальная
Литургия, за которой было совершено Таинство Крещения над 5-ю новыми
членами Церкви Христовой. Литургию возглавил заместитель настоятеля
собора, игумен Антонин (Напольских).
С недавнего времени в соборе введена практика огласительных
бесед с теми людьми, кто желает осознанно подойти к Таинству Крещения.
Бесед проводится четыре, три из которых проводит приходской катехизатор,
консультант нашего собора Мария Стёжка, окончившая курсы «Основы
православного вероучения» и продолжающая обучение на Высших богословских
курсах «Православное богословие/Теология, методика преподавания» при
МДАиС. Четвертая беседа носит покаянный и общий характер, ее проводит
сам игумен Антонин.
Первые пять человек, прослушавшие полный курс бесед, вполне
осознанно приняли решение стать новыми членами Православной Церкви, что
на сегодняшней Крещальной Литургии и было совершено.
Атмосфера Литургии была удивительная, очень трогательная и
молитвенная. Лица крестящихся были светлы и полны восторга и умиления.
В конце службы отец Антонин поздравил новопросвещенных рабов Божиих и подарил им просфоры.
О КРЕЩАЛЬНОЙ ЛИТУРГИИ
Переживаемое ныне в России духовное возрождение естественным
образом связано с общим оживлением литургической, в частности –
евхаристической, жизни. Эта эпоха, также как и предшествовавшие ей
гонения на Церковь Христову, имеет много сходных черт с временами
древнего христианства, что и побуждает современных христиан все чаще
обращаться к древней традиции и искать в ней ответы на многие актуальные
для наших дней вопросы.
Одной из важнейших проблем стало более полное выяснение
православного учения о Таинствах, так как в предшествовавшие века оно
подверглось значительным искажениям, отчасти под влиянием католицизма,
отчасти – в связи с подменой подлинной христианской жизни
обрядово-христианским бытом и потерей евхаристического духа. В течение
долгого исторического периода в России причащались крайне редко, обычно
один раз в год Великим постом. Крестили же только новорожденных детей.
Весь народ считал себя православным, и потребность в катехизации
полностью перестала осознаваться. Все это привело к тому, что совершение
Таинств Крещения и Миропомазания превратилось в будничную требу, к тому
же с усвоенным ей со стороны государства смыслом регистрации рождения.
Из-за отсутствия взрослых крещаемых в храмах остались только детские
купели, из которых в период гонений пришлось обливать появившихся вновь
великовозрастных крещающихся. В связи с большим недостатком храмов
количество желающих креститься в каждом храме непомерно увеличивалось, и
совершать чин крещения должным образом стало почти невозможно. Стали
возникать произвольные сокращения и искажения чина Крещения.
Крестившиеся таким образом во время гонений в большинстве своем не имели
никакого представления о смысле совершаемого Таинства, иногда даже
воспринимали Крещение как магический обряд, необходимый сам по себе,
чтобы не болеть или уберечься от какой-либо беды. Воспитывать своих
крестных детей в сознании необходимости настоящей церковной жизни, даже
хотя бы в осознании себя верующими людьми, родители большей частью
считали необязательным.
В результате всех этих трудностей в XX веке в России появился
огромный крещеный, но не верующий в Бога народ. Возникла парадоксальная
ситуация, когда стало привычной «нормой» поминовение на Литургии верных и
отпевание неверующих людей, потому что они – крещеные.
Преодоление угрозы массовой профанации христианской церковной жизни
видится в возрождении благоговейного отношения к Крещению и другим
Таинствам в первоначальной, древней значительности и осмысленности.
Необходима катехизация желающих креститься взрослых, а так же
воцерковление родителей и восприемников крещаемых детей. Но не менее
важно должное совершение Таинства, восприятие его не только в качестве
обряда или требы, но и глубокое осмысление его в составе всей церковной
жизни, в особенности – в связи с Евхаристией.
С этой целью в 90-х годах XX века в храмах Русской Православной
Церкви стали строить баптистерии и было испрошено благословение
Святейшего Патриарха Алексия II на совершение Крещальной Литургии
подобной той, какая стала вновь совершаться во многих Поместных Церквах.
В основу публикуемого чина Крещальной Литургии положен древний
византийский чин. С учетом особенностей русского Служебника, а также
принятого ныне в Элладской Церкви последования, он приспособлен к
совершению в наши дни. Будучи благословлен к употреблению Святейшим
Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, этот чин более 10 лет (со
2 декабря 1993 года) используется при совершении Крещальной Литургии в
крестильном храме св. равноапостольного князя Владимира при Православном
Свято-Тихоновском Богословском институте.
|