Приветствую Вас Гость!
Пятница, 22.11.2024, 14:16
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Форма входа

Поиск

Календарь

Архив записей

Главная » 2012 » Октябрь » 24 » Коммюнике совместного cеминара-диалога (17 октября 2012 года, Брюссель)
22:31
Коммюнике совместного cеминара-диалога (17 октября 2012 года, Брюссель)

По итогам Совместного семинара, организованного Комитетом представителей Православных Церквей при Европейском Союзе и Европейской Комиссией в лице Бюро европейских политических советников, прошедшего 17 октября 2012 года в Брюсселе, было принято коммюнике.

Семинар-диалог «Продвижение солидарности в условиях нынешнего экономического кризиса: вклад Православной Церкви в европейскую социальную политику»

Сегодня состоялась историческая встреча Бюро политических советников Европейской комиссии (BEPA) и Комитета представителей Православных Церквей при Евросоюзе (CROCEU). Создание CROCEU является очень значимым событием, поскольку демонстрирует общеправославное единство, а первый семинар, организованный совместно с Еврокомиссией, является живым примером фактической реализации статьи 17 Лиссабонского Договора. Подобные встречи усиливают важность анализа и наблюдений, которые Православная Церковь предлагает государству и обществу в целях формирования должной социальной и экономической политики. Православные Церкви в ЕС, несомненно, являются серьезным и активным партнером по развитию действенных и устойчивых решений на местном, региональном, национальном и европейском уровнях в условиях сложных экономических и социальных вызовов.

Выступления и дискуссии, состоявшиеся в ходе семинара, наглядно показали, что причины нынешнего экономического кризиса сложны и многомерны. Мы признаем и подтверждаем, что решение таких сложных проблем в долгосрочной перспективе не может быть найдено без учета как исторической обусловленности, так и тех очевидных проявлений, которые мы имеем в настоящем. Ответ Православной Церкви пронизан, главным образом, состраданием и мудростью. С самого начала экономического кризиса в Европе в 2008 году, Православная Церковь быстро реагировала на острые социальные нужды. Во время обнищания, дискриминации, индивидуализации и ослабления связей между людьми и народами Православная Церковь, верная своей миссии, усилила благотворительность и взаимовыручку на уровне своих приходских общин, а также через созданную ею социальную инфраструктуру. Таким образом, она подтвердила свой статус надежного партнера в артикуляции и реализации социальной политики, нацеленной на смягчение страданий, вызванных экономическими потрясениями, особенно среди самых незащищенных членов общества. Известное высказывание Николая Федорова «наша социальная программа — это Святая Троица» полностью подтверждается Православной антропологией, сотериологией и эсхатологией.

Вклад такого уровня — не единственный, который Православная Церковь может сделать, — мы предлагаем большее. С нашей точки зрения болезни общества кроются, прежде всего, в расстройстве отношений человека: с Богом, с самим собой, с ближними и окружающим миром. Таким образом, кризис ценностей не вызывает удивления, поскольку в европейском обществе, которое обладало такими замечательными свойствами как честность, упорядоченность, строгость, компетентность, стабильность, честь и ответственность, мы теперь находим инстинкт игры, неоправданный риск, спекуляции, некомпетентность и безответственность. Поскольку опыт Православия лежит, прежде всего, в сфере внутренних, духовных проблем, стоящих перед человечеством, мы определили важные связи между ними и внешними проблемами, такими как финансовый кризис, политические потрясения и ломка социальных связей, так часто наблюдаемая в мире сегодня. Православная Церковь располагает уникальными возможностями для помощи в излечении глубинных причин болезней нашего общества, предлагая общинную взаимопомощь, смирение, умеренность, щедрость, служение, а самое главное — жажду познания Христа посредством более глубокой рефлексии и общения. Для тех, кто не разделяет нашей веры, мы будем использовать эти атрибуты в качестве социальной модели и продвигать мир и диалог в тех сообществах и сферах влияния, где может прозвучать наше свидетельство. Мы полностью осознаем, что, несмотря на все стремление к совершенному человечеству, мы вряд ли сможем избавить мир от эгоизма, безразличия и жажды власти. Однако, без фундаментального подхода к этим задачам, любые методы контроля, введенные для достижения финансовых и социальных результатов, будут сведены к нулю новым, пока еще невиданным злом.

Состоявшийся Диалог-семинар отражает реальную необходимость в создании экспертно-аналитической платформы для диалога между Православными Церквями и европейскими институтами, основанного на принципе соборности. Более того, добавленная стоимость в создании подобного диалогового формата заключается в том, что он может вносить свой вклад в содержательную сторону повестки дня ежегодной встречи на высшем уровне между руководством ЕС и европейскими религиозными лидерами. В связи с этим предлагается проводить экспертные семинары в данном формате на регулярной основе перед ежегодными встречами на высшем уровне.

Очень важен факт признания CROCEU со стороны Европейской Комиссии в качестве одного из своих стратегических партнеров. И хотя ясно, что Православные Церкви не могут подменить собой Институты ЕС при решении социальных вопросов и не имеют такого намерения, однако, могут внести значительный вклад в борьбу против дегуманизации и атомизации нашего общества и помочь европейским институтам определить необходимую степень вовлеченности. Недостаточно просто говорить о ценностях, но крайне необходимо свидетельство об экзистенциальных истинах Христианства, имеющих универсальный характер и подобный вывод не наивен применительно к задачам, которые ставит перед нами идеал нашей веры. Хотя невозможно сделать за человека выбор в философских и мировоззренческих вопросах тем не менее, мы считаем, что наши ценности умеренности, смирения, мира и созидания общества могут служить моделью и основой для его преображения. Мы не защищаем какого-либо рода духовный эскапизм, но следим за настоящим, живя в эсхатологической перспективе будущего.

Следуя данному подходу, мы можем заметить, что ответственность за испытания и невзгоды, через которые проходят народы, невозможно столь легко и ясно возложить на кого-то. Болезненные последствия проходят через несколько стадий: первородный грех и падшая природа мира, диавола, стремление людей к удобствам и наживе, стремление сообществ контролировать или отвергать своих членов, неспособность правителей положить конец коррупции, промышленность, истощающая ресурсы ради выгоды, неспособность различных вероисповедных традиций воодушевить каждое новое поколение на поиск блага и распознание зла: «ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1 Ин. 2:16). Если кто и считает руководителей различных частей общества ответственными за сложившуюся ситуацию, тому следовало бы умерить грев, помянув о преизобилующей благодати, «ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблудшие, были рабы похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга» (Тит. 3:3). Нам определено жить в мире сем, но нам никогда не нужно следовать только лишь мирской парадигме. В результате, концепция спасения тесно связана именно с восстановлением этого утраченного единства, которое достигнет своего свершения в конце времен, но которое, тем не менее, реализуется уже здесь и сейчас, в истории.

Итак, Православная Церковь предлагает прощение всем, кто уклонился от своей человечности посредством себялюбия и выбора в пользу индивидуализма и жадности. Мы оступились в прошлом, теперь страдаем, но устремляемся вперед, поскольку на этих встречах мы являем нашу надежду на будущее. Наше желание — видеть всех людей любимыми бескорыстно, живущими в справедливости и мире. Рекомендации, нацеленные на обуздание определенного рода поведения или принуждение, скорее всего, будут иметь лишь ограниченный эффект, если не будут сочетаться с пониманием глубинной причины проблем: духовным состоянием человечества в падшем мире. Верный подход предполагает целостный взгляд на человеческую личность, заключающийся в принятии во внимание всего многообразия нужд человека и устранении искусственного разделения между материальными и духовными потребностями, принятого почти что повсеместно. Только у такого подхода есть реальный шанс что-то серьезным образом изменить в сегодняшнем контексте. В сочетании с правительственными усилиями, Церкви сосредотачивают все свои ресурсы для помощи отдельным лицам и социальным группам, оказавшимся в наиболее бедственном положении: живущим за чертой бедности, безработным, престарелым и одиноким, без друзей и родных или, наоборот, молодым и энергичным, но без возможностей получить образование. Многие из этих людей обращаются к социальным программам Церкви, которые она организует при своих весьма ограниченных возможностях. В свете нашего общего понимания трудностей, Церковь рассчитывает на синергию с правительствами в деле ее миссии, которая ведется не вне, а в рамках исторического процесса.

По ходу приближения 2013 года — Европейского Года Граждан — Православная Церковь солидаризируется с теми, кто также избрал гармонию между народами, личностную рефлексию, вдумчивый подход к жизни и трудится для обеспечения нужд оставленных и забытых. Поэтому мы подтверждаем послание о том, что диалог является ключом к развитию; диалог не только между цивилизациями, но внутри собственной европейской культурной и цивилизационной среды, диалог между различными поддерживающими наше общество основаниями, которые порой даже не принимают и не признают друг друга. Пусть Христос просветит наш путь и даст нам мужество и мудрость преобразить этот мир.

В заключение, мы еще раз хотим поблагодарить Европейскую Комиссию, руководство которой через свое Бюро европейских политических советников общими усилиями организовало и провело сегодняшнюю встречу, являющуюся осуществлением доброй инициативы по расширению видения будущего европейской социальной политики.

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru