31 июля 2013 года по благословению
Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялась первая – предварительная
встреча Преосвященного епископа Красногорского Иринарха, председателя Синодального
отдела Московского Патриархата по тюремному служению, с представителями Синодального
отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными
учреждениями и Синодального отдела по церковной благотворительности и
социальному служению. Данная встреча носила характер предварительного Совещания
в силу отсутствия двух руководителей Синодальных отделов – членов Рабочей
группы, правомочных вносить исправления и дополнения к документам, в которые
ранее уже были внесены замечания и поправки всех членов Высшего Церковного
Совета (ВЦС) путем переписки (согласно
Положению о Высшем Церковном Совете
участвовать в его заседаниях могут только члены ВЦС – руководители Синодальных
отделов и Патриарших комиссий Русской Православной Церкви).
Совещание проходило в границах полномочий
Рабочей группы по изучению проектов документов, разработанных Синодальным
отделом Московского Патриархата по тюремному служению в соответствии с
указаниями Святейшего Патриарха и предназначенных для руководства в
деятельности канонических подразделений Русской Православной Церкви, имеющих
среди своих задач взаимодействие с органами государственной власти и управления
в области социальной реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения свободы,
а также социальной адаптации несовершеннолетних правонарушителей:
– Концепция создания, функционирования и
развития районного реабилитационного центра для освободившихся из мест лишения
свободы;
– Организационные принципы работы православного
районного реабилитационного центра для освободившихся из мест лишения свободы.
– Концепция создания, функционирования и
развития реабилитационных центров для несовершеннолетних, оказавшихся в трудной
жизненной ситуации, а также освободившихся из мест лишения свободы;
– Организационные принципы работы
православных воспитательных центров для несовершеннолетних, находящихся в конфликте
с законом.
В соответствии с резолюцией Святейшего
Патриарха Кирилла от 06.07.2013 года председателям трех Синодальных отделов –
по тюремному служению, по церковной благотворительности и социальному служению
и по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями
предписано «образовать … совместную Рабочую группу, в которой доработать
проекты документов» по реабилитации заключенных, в которых «должны быть четко
очерчены границы этапов заботы трех Синодальных учреждений об этих лицах».
На встрече присутствовали: от
Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и
правоохранительными учреждениями – протоиерей Александр Шестак, заведующий
сектором МВД и учебных заведений; от Синодального отдела по церковной
благотворительности и социальному служению –
М.В. Васильева, заместитель председателя по линии социального
служения; Н.Л. Смирнова – старший юрист Отдела по благотворительности;
сотрудники Синодального отдела по тюремному служению.
Во вступительном слове епископ Иринарх
отметил, что работу над документами необходимо завершить до начала сентября –
до очередного заседания Высшего Церковного Совета, но при этом важно участие в
работе председателей Синодальных отделов, высказывания которых в качестве
членов Рабочей группы и членов Высшего Церковного Совета являются определяющими
при исполнении поручений Священноначалия.
Вкратце ознакомив присутствующих с
историей создания и редактирования документов, председатель Синодального отдела
по тюремному служению пояснил, что дальнейшее исполнение поручения Святейшего
Патриарха обременено проблемами отсутствия единения с Синодальными отделами по
взаимодействию с правоохранительными учреждениями и по социальному служению, на
которых возложено сотрудничество с государственными структурами и органами
местного самоуправления в данных направлениях.
Юрисдикция уголовно-исполнительной
системы (сотрудничество с которой
является прерогативой Синодального и Епархиальных отделов по тюремному служению) весьма ограничена на стадиях
следственных действий с подозреваемыми и обвиняемыми в совершении преступлений,
и полностью прекращается при освобождении осужденного из мест отбывания
наказания. Дальнейшее трудовое и бытовое устройство лиц, освободившихся из мест
лишения свободы, возлагается на органы внутренних дел, взаимодействие с
которыми не входит в компетенцию службы исполнения наказаний, а соответственно
Синодального и Епархиальных отделов по тюремному служению. Поэтому вопросы
создания и функционирования реабилитационных центров для заключенных после
освобождения оказываются за границами полномочий Синодального отдела по
тюремному служению.
Независимое в обход параллельных
синодальных структур обращение к МВД и иным правоохранительным и социальным
органам вызывает непонимание с их стороны и дезавуирует достигнутый уровень
взаимодействия с ними. В то же время представители Церкви и, в первую очередь –
священнослужители, которым не следует, да и не свойственно возлагать на себя
обязанности государственных правоохранительных учреждений, не могут
самостоятельно проводить работу с лицами, преобладающая часть из которых отличается
своеобразным поведением и требует подчас специального надзора со стороны
органов правопорядка.
В этой связи целый ряд категорий лиц,
указанных в обсуждаемых документах, требует внимания со стороны всех трех Синодальных
подразделений, сотрудничающих с соответствующими государственными учреждениями
и общественными организациями, задействованными в работе с указанными группами
риска. А с учетом предполагаемого создания службы пробации и изменений в
международном и российском уголовно-исполнительном и уголовно-процессуальном
законодательстве перечень вовлеченных синодальных подразделений может еще более
расшириться.
Таким образом, выполненное по
благословению Святейшего Патриарха поручение, потребовавшее значительных затрат
рабочего времени со стороны Синодального отдела по тюремному служению,
оказывается лишь частью работы, к тому же не относящейся в полной мере к его
компетенции.
В выступлениях представителей
Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению прозвучало
полное понимание проблем деятельности православных реабилитационных центров, их
финансирования и охраны. В связи с нежелательностью внесения кардинальных
изменений в тексты, фактически отредактированные путем переписки и принятые членами
Высшего Церковного Совета, было выдвинуто предложение подготовить совместный
документ в виде пояснительной записки к проектам рассматриваемых документов с
указанием сфер применения усилий каждого из синодальных подразделений. Заявлено
принципиальное согласие с тем, что в деятельности реабилитационных центров для
различных категорий лиц, нуждающихся в социальной поддержке, не имеется каких-либо
кардинальных отличий. В то же время нередко контингент этих центров отличается
всплесками противоправного поведения и потому требует определенного надзора со
стороны правоохранительных ведомств.
Представителем Синодального отдела по
взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиереем
Александром были высказаны определенные критические замечания по
концептуальному поводу, поскольку основной сферой своей деятельности
Синодальный отдел по взаимодействию с правоохранительными учреждениями полагает
работу с сотрудниками курируемых учреждений, облеченных погонами и властью, а
не с объектами их трудовой деятельности. По мнению выступающего, именно это
принципиально зафиксировано в уставе организации и Синодальный отдел по
взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами не видит
направлений своего участия в организации реабилитационных центров для лиц,
подопечных органам внутренних дел, ибо под контролем полиции находится все
население России. Кроме того, статус этих формирований законодательно не
определен.
В ответ на выступление священнослужителя
епископ Иринарх заметил, что на постсоветском пространстве Церковь уже более
двух десятилетий работает с лицами, нуждающимися в социальной опеке –
наркоманами, алкоголиками, бывшими заключенными, по отношению к которым недостаточно
одних волевых и увещевательных усилий церковных работников, поскольку здесь необходимы
также и специалисты, обладающие профессиональными знаниями и опытом работы с
такими индивидуумами. Возникает и необходимость взаимодействия с органами
внутренних дел, под контролем которых пребывают лица, освободившиеся из
заключения, а также привлечения специалистов из различных сфер социальной,
психологической, а иногда и психиатрической помощи. Не секрет, что по некоторым
статистическим данным где-то до 30% лиц, содержащихся в исправительных
учреждениях, страдают довольно серьезными отклонениями в психике. Существует
необходимость участия правоохранительных органов (следственных и судебных инстанций, полиции и пр.) при организации
деятельности центров реабилитации для бывших заключенных, а, следовательно, и
взаимодействующих с ними Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными
силами и правоохранительными органами и аналогичными региональными епархиальными
образованиями.
Лица,
вовлеченные в конфликты с законом или вышедшие из-под юрисдикции
уголовно-исполнительной системы под надзор органов внутренних дел, а также контингент, курируемый инспекциями
полиции по делам несовершеннолетних, не могут быть лишены
пастырско-душепопечительной заботы, требующей от священнослужителей весьма
специфических навыков. Социальная поддержка, оказываемая институтами
Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению,
весьма важная в делах милосердия и благотворительности, в данном случае не в
полной мере соответствует миссии церковного душепопечения о
социально-дезадаптированных личностях.
Было отмечено также, что в настоящее
время в России уже действует определенное количество реабилитационных центров
Русской Православной Церкви, для которых не существует препятствий быть
самостоятельными организациями или же частью структуры канонической организации
(монастыря, подворья или прихода). Что же касается законодательного определения
статуса реабилитационных центров, то отставание нормативно-правовой базы на
постсоветском пространстве и коллизия существующих государственных актов
вызывает необходимость разработки специальных соглашений и взаимных
обязательств. Именно этим и призваны заниматься сотрудники Синодальных отделов
РПЦ, если мы хотим, чтобы часть таких людей прошли через социальную адаптацию и
возвратились в общество, не увеличивая его криминализацию.
Все
вышеизложенное основано на Постановлении Освященного
Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 5 февраля 2013 года, в пункте 39 которого для
всех канонических подразделений нашей Церкви ясно отражена неотложная
необходимость «иметь попечение о реабилитации и ресоциализации
лиц, освободившихся из мест лишения свободы».
С учетом неукоснительности исполнения
поручений Священноначалия участникам предварительного Совещания было предложено
довести материалы встречи до своих руководителей и подготовить до 20 августа
сего года конкретные предложения председателей Синодальных отделов – членов
Рабочей группы и Высшего Церковного Совета для Пояснительной записки к
рассматриваемым документам по функциональным направлениям, относящимся к
деятельности всех трех Синодальных отделов в соответствии с установлениями по
разграничению сфер ответственности различных канонических подразделений Русской
Православной Церкви.
Пресс-служба Синодального отдела
Московского Патриархата по тюремному служению
31 июля 2013 года
город Москва
Малый зал Синодального отдела по тюремному
служению
См. документ «Миссия тюремного служения
Русской Православной Церкви и пенитенциарные учреждения», принятый на заседании
Священного Синода РПЦ 12 марта 2013 года (журнал № 27).
|