В очередном выпуске авторской программы «Слово пастыря», вышедшем в эфир 9 марта 2013 года, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл ответил на вопрос телезрителя о церковной оценке роли Дома Романовых в российской истории.
Доброе утро, дорогие телезрители!
После некоторого перерыва мы возвращаемся к ответам на вопросы, которые вы направляете нам в письмах.
«Скажите, пожалуйста, Ваше Святейшество, как в свете 400-летия Дома Романовых Православная Церковь оценивает годы правления этой династии? Стоит ли это событие праздновать, а также легитимны ли претензии отпрысков этой династии на Российский престол?» Из письма Владимира Петровича Сурова, г. Саратов.
Отвечая Владимиру Петровичу, хотел бы в первую очередь сказать о том, что у Церкви взгляд на историю может быть только с позиции той миссии, которую она осуществляет. Нередко корреспонденты СМИ, представители общественности требуют от Русской Церкви немедленного комментария на все политические события, которые происходят в стране. И если Церковь, особенно в лице Патриарха, не комментирует немедленно, то это вызывает недоумения, вопросы, сожаления, а иногда и обвинения в неправильной позиции.
В своей проповеди к народу Церковь обращает внимание, в первую очередь, на все то, что имеет отношение к спасению. Исторические события могут иметь отношение к человеческому спасению — по их последствиям, но сам по себе факт события чаще всего никак не связан с Евангелием. Вот почему от Церкви не следует ожидать немедленных комментариев на события, которые происходят в политической жизни. Церковь — это не орган политического комментария, и мы не ставим перед собой задачи немедленно давать оценку всему тому, что происходит в стране, в обществе, в мире. Но, тем не менее, у Церкви может быть свой — опять-таки сотериологический, то есть с точки зрения спасения людей, — взгляд на историю. Именно с этой точки зрения я и хотел бы прокомментировать Ваш вопрос.
Нельзя оторвать правление Романовых от правления Рюриковичей. Нельзя говорить о Романовых, не говоря о князе Владимире, об Александре Невском, о Димитрии Донском, об Иване III — собирателе Руси, об Иване IVГрозном, сыгравшем огромную роль в становлении нашего государства. И то, что осуществляла династия Романовых, было в продолжение этого царского служения Родине и народу. Если повнимательнее посмотреть на всю историю русской монархии, то мы можем сказать, что в центре этого служения было, несомненно, благо стране и народу. В каждую эпоху делаются специфические акценты на понимании того, что есть благо. Одно дело — средневековье, другое — новое время. Поэтому чисто формально, с внешней точки зрения, служение Петра Iотличалось, конечно, от служения Ивана Грозного, но с точки зрения государственной пользы эти служения, несомненно, очень походили друг на друга. Действительно, не было ни одного царя, при котором бы сократилась площадь нашего государства — при каждом из царей она лишь увеличивалась. Конечно, были какие-то временные завоевания, как, например, при Елизавете Петровне наши войска дошли до Кенигсберга и оккупировали Восточную Пруссию, а потом по повелению Петра III остановились и вовсе покинули оккупированную территорию. Но не об этом идет речь. Речь идет, конечно, о преумножении государства Русского, и патриотическое служение династии Романовых совершенно очевидно.
Но вот еще о чем хотелось бы сказать. Когда мы оцениваем деятельность государя и любого государственного деятеля такого масштаба, то ведь в первую очередь оцениваем ее с точки зрения результатов: что было сделано для страны, для народа, для развития жизни общества; но мы забываем о личных качествах — они находятся в тени.
Нужно сказать, что среди Романовых не было ни одного святого, кроме последнего царя, который был прославлен в лике святых не как государственный деятель, не как полководец, не как политический лидер, а как страстотерпец. Поэтому, говоря о династии Романовых, мы не должны забывать и о том общекультурном фоне, на котором развивалась их деятельность. И вот в этом общекультурном фоне не все было благополучно. Мы знаем, какие тлетворные влияния оказывались на жизнь нашего народа в XVIII веке — несомненно, при попустительстве тех же государей, которые сами оказывались увлеченными духом этого времени. Были проблемы и в веке XIX. Поэтому, при всем уважении, которое Церковь всегда испытывала перед государственной властью, в соответствии с евангельскими наказами, тем не менее следует отметить, что существовала определенная дистанция между духовной жизнью народа и духовной жизнью нашей аристократии.
Говоря обо всем этом, я еще раз хочу сказать, что, как теперь говорят, на выходе, в качестве результата деятельности царей, принадлежавших к романовской династии, мы имеем несомненные, огромные положительные достижения. И в этом смысле думаю, что первое чувство, которое мы сегодня должны испытывать к тем, кто возглавлял наше Отечество на протяжении 300 лет, — это чувство благодарности, признательности за то, что было сделано. Но при всем том эта признательность не должна быть лубочной, картинной, искусственной. Мы должны понимать также, что и определенные серьезные ошибки были сделаны в формировании идеалов жизни нашей интеллигенции, нашего просвещенного класса, что, несомненно, отражалось на жизни всего народа. Поэтому у Церкви, с той точки зрения, с которой она оценивает исторический процесс, есть как положительная, так и сдержанная оценка деятельности царей, принадлежащих к династии Романовых.
И все-таки, завершая, я бы хотел сказать, что все познается в сравнении. И если сравнивать государственную деятельность царей с деятельностью тех, кто затем разрушил великую Россию, разорвал ее, с деятельностью тех, кто в XXвеке нанес огромный ущерб общенациональным интересам, то, несомненно, личность царей из династии Романовых представляется нам высоким и замечательным образцом заботы о государстве и о народе.
Ну и вторая часть Вашего народа: а легитимны ли претензии, как Вы говорите, отпрысков Романовых на Российский престол? Хотел бы сразу сказать, что никаких претензий не существует. Сегодня никто из лиц, принадлежащих к потомкам Романовых, не претендует на Российский престол. Но в лице Великой княгини Марии Владимировны и ее сына Георгия сохраняется преемственность Романовых — уже не на Российском императорском престоле, а просто в истории.
И я должен с благодарностью к этой семье и ко многим другим Романовым отметить их сегодняшний вклад в жизнь нашего Отечества. Мария Владимировна поддерживает очень много добрых инициатив, она посещает Россию, она встречается с людьми, она возводит в дворянское достоинство самых простых людей, которые чем-то отличились. Я хорошо вспоминаю, как на Смоленской земле в дворянское достоинство была возведена старушка-крестьянка, которая так много сделала для тех, кто был рядом с ней в тяжелые годы войны и в послевоенное время. Поэтому культурный вклад этой семьи продолжает быть очень заметным в жизни нашего общества.
Ну, и теперь та часть вопроса, которая касается празднования: а нужно ли праздновать? Да, конечно, нужно. Это замечательная историческая дата. Вне зависимости от отношения людей к монархии, к возможности ее восстановления в нынешнее время, сам факт 400-летия дает нам возможность проанализировать историю; с благодарностью, как я уже сказал, вспомнить труды тех, кто возглавлял Русское государство, великие достижения в освоении земель, в создании огромной государственной инфраструктуры, включая транспортную инфраструктуру, в развитие науки, искусства, промышленности. Ведь достаточно сказать, что накануне Первой мировой войны Россия была почти на втором месте по уровню ВВП в мире, и если бы не военные события, то, несомненно, достигла бы этого второго места. Все это свидетельствует о том, что государи внесли действительно огромный вклад в развитие нашей страны, и празднование естественно.
Празднование не будет иметь государственного статуса, но это важная историческая дата, и Церковь отметила ее — 6 марта в Успенском соборе Кремля была совершена торжественная Литургия, на которой мы вспоминали всех Романовых, начиная от Михаила Феодоровича, Алексия Михайловича — великого собирателя земли Русской, Петра I и до святого страстотерпца Николая II. Мы молитвенно вспоминали этих людей, с благодарностью к Богу об их трудах и с молитвой, чтобы Господь упокоил души их в селениях праведных.
Замечательно и то, что средства массовой информации, наше телевидение откликаются на эту дату. Сейчас можно видеть много интересных исторических фильмов, материалов, дискуссий на эту тему. Поэтому не на государственном, но на общественном уровне празднование совершается довольно широко.
Но Церковь, еще раз хочу сказать, по-своему комментирует историю и по-своему отмечает исторические даты, и в день празднования 400-летия династии Романовых мы будем в первую очередь возносить Господу молитвы об упокоении их душ.
На этом я заканчиваю нашу передачу, и Божие благословение пусть пребывает со всеми вами.