Приветствую Вас Гость!
Суббота, 23.11.2024, 23:25
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Форма входа

Поиск

Календарь

Архив записей

Главная » 2013 » Апрель » 17 » Слово митрополита Волоколамского Илариона к братии Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря
21:51
Слово митрополита Волоколамского Илариона к братии Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря

14 апреля 2013 года, в неделю четвертую Великого поста, председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в соборном храме Свято-Пантелеимонова монастыря на Святой Горе Афон. Ему сослужили викарий Киевской митрополии епископ Бородянский Варсонофий, игумен обители архимандрит Иеремия, братия монастыря и члены паломнической группы в священном сане. На уставной трапезе председатель ОВЦС обратился к братии со словом назидания.

Сердечно приветствую вас от имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, который просил меня передать всем вам свое Первосвятительское благословение и надеется, Богу содействующу, в скором времени посетить сию святую обитель, дорогую его сердцу. Еще до того, как стать Патриархом Московским и всея Руси, он многократно посещал Свято-Пантелеимонов монастырь, а также другие обители и скиты Святой Афонской Горы.

Сегодня мы празднуем память святого Иоанна Лествичника. Неслучайно Святая Церковь установила это празднование в дни Великого поста, когда мы сугубо трудимся для преуспеяния в духовной жизни. В эти дни мы также особо задумываемся о смысле жизни монашеской. Преподобный Иоанн Лествичник в своей книге, которую прочитали многие поколения иноков на протяжении многих веков, изображает весь путь монашеской жизни как лестницу из тридцати ступенек. И каждая из ступеней содержит либо преодоление одного из пороков и недостатков, либо достижение той или иной добродетели. Первой ступенью этой лествицы является отречение от мира. А последней и высшей ступенью — Божественная любовь, которая увенчивает все добродетели и является вершиной монашеского восхождения к Богу.

Читая «Лествицу», мы понимаем, что невозможно по этим ступеням восходить последовательно, потому что мы не можем, например, один год или один месяц посвятить борьбе с одной страстью, а потом следующий год или следующий месяц — одолению другой страсти или достижению той или иной добродетели. На самом деле каждую из этих ступеней нам приходится иметь в виду в течение всей нашей монашеской жизни. Каждый из нас, изучая самого себя, хорошо знает, какие у нас недостатки, пороки и страсти греховные, от которых нужно освобождаться, и каких добродетелей нам не хватает, к каковым мы должны стремиться.

Монах — это человек, который каждодневно испытывает свою совесть — и утром, и вечером, и в течение дня. Монах должен спрашивать себя: «Зачем я живу? Действительно ли моя жизнь является восхождением по пути добродетели и преодоления страстей?» Потому что иной раз мы живем как бы по инерции и не чувствуем, куда движемся. Мы ощущаем, что время утекает, а мы как будто бы стоим на месте. На самом деле, в духовной жизни человек никогда не стоит на месте: он либо подымается вверх, либо, сам того не замечая, спускается вниз. И только тот человек является подлинным монахом, который постоянно и ежедневно поднимается по лествице Божественного восхождения.

Не будем думать, что любовь как наивысшая добродетель достижима только на заключительных этапах нашего пути. Любовь должна сопровождать нас на монашеском пути с самого начала и до самого конца. Первая ступень лествицы есть отречение от мира. Разве можно встать на нее, если мы сначала не возлюбили Бога всем сердцем нашим и всей мыслью нашей и всей крепостью и не возлюбили ближнего как самого себя (см. Мк. 12:30-31)? Ради чего отрекаться от мира, если в сердце нет любви?

Поэтому любовь подобна соли, которая приправляет всякую пищу и делает ее съедобной, подобна закваске в тесте, которая помогает ему взойти и превратиться в хлеб. Так и любовь собой осоляет, оплодотворяет и оживотворяет весь путь добродетельной жизни человека. Если ты игумен монастыря, то призван любить своих братьев и через эту любовь научать их пути добродетели. Если выполняешь какое-то иное послушание, например, священнослужителя или монаха или диакона в монастыре, то ты призван с любовью относиться к богослужению, любить благолепие дома Божия и всех, кто приходит в храм. Если ты заботишься о приеме гостей, трудишься в трапезной или еще где-либо, где твое послушание связано с паломниками, то ты призван каждого приходящего в обитель воспринимать как дорого гостя и служить ему так, как Сам Христос служил Своим ученикам, когда умывал им ноги.

Нет такого послушания в монастыре, которое не было бы связано с любовью и не требовало бы любви для своего исполнения. И только то послушание исполняется нами так, как заповедали святые отцы, которое совершается со смирением и любовью, без ропота, сопротивления, страстного возбуждения внутри нас, как бывает иной раз, когда человек исполняет послушание лишь внешним образом, потому что ему это благословлено, а сердце его находится где-то далеко.

Именно то, что нам поручает Церковь, является подвигом, который мы призваны нести, — не то, чего мы сами хотим или домогаемся, но то, что поручила Святая Церковь. Одним Церковь вручила высокое и ответственное служение, а другим дает служение более скромное. Но нет такого послушания, которое не требовало бы полной отдачи сил. Нет такого служения, которое можно было бы исполнить без любви в сердце.

Любовь невозможно выработать в себе путем каких-либо упражнений или усилий. Любовь — это дар Божий, но дается он нам, прежде всего, за смирение, за послушание и за отсечение своей воли. Об этом напоминает нам лествица добродетелей, о которой писал преподобный Иоанн Лествичник. Книгу эту читают не только монахи, но и миряне, потому что очень многое из того, что говорит преподобный Иоанн Лествичник, обращаясь к инокам, имеет самое прямое отношение и к людям, которые живут в миру, связаны узами семейной жизни и не только выполняют церковное послушание, но и занимаются своей профессиональной деятельностью.

Нельзя идти по жизни, не восходя по пути, ведущему в Царствие Небесное, потому что в конечном итоге в Царствии Небесном не будет разделения на монахов и мирян, на тех, которые получили великую или малую схиму, которые были возведены в священный сан или же нет. В Царствии Небесном каждый человек, который удостоится туда войти, будет священником Бога Вышнего, будет созерцать Бога лицом к лицу.

Наша земная жизнь здесь, в каком бы сане или чине мы ее не проводили, является предвкушением будущих благ, но также и их залогом, потому что только тот человек, который приобщился к Царству Божию на земле, удостоится его и после смерти. И только тот человек, который встретил Христа при жизни, и за порогом смерти его встретит. Только тот, кто имел Бога в своем сердце, увидит Бога и тогда, когда перейдет за черту смерти. И только тот человек, который в жизни своей явил любовь по отношению к Богу и ближним, удостоится пребывания в Царствии любви — Царствии Божием, в котором для каждого из нас есть место, — и для священников, и для тех, кто не имеет священного сана, и для монахов, и для мирян — для всех, кого призвал Господь в Свою Святую Церковь. Аминь.

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru