Статья председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина опубликована в газете «Русь Державная» (№ 4, 2013).
В последние несколько недель для многих людей, привыкших в материальном и социальном отношении прочно стоять на ногах, — словно мир поколебался. Средства, казалось бы, вовремя выведенные и надежно спрятанные, вдруг оказались под угрозой. Некоторых «неприкасаемых» стали подвергать допросам на Западе, а человек, еще недавно претендовавший на то, чтобы вершить судьбы, при странных обстоятельствах был найден мертвым в Англии. Незадолго перед тем он дал интервью, из которого видно, что это был абсолютно несчастный человек, потерявший смысл жизни.
Мало кто заметил, что вечером 23 марта, когда о кончине этого человека еще не было известно, Святейший Патриарх Кирилл, говоря проповедь после всенощного бдения в Сретенском монастыре, произнес такие слова: «Давайте максимально напряжем свою память и вспомним: мы видели счастливым хоть одного злого человека? Он может быть внешне благополучным, он может быть богатым, он может занимать высокое положение, но может ли он быть счастливым, живущим мирной, спокойной, радостной жизнью, в окружении близких ему, любимых людей? У этого человека нет любимых людей, потому что любовь и злоба несовместимы. Что же получается? Грех приносит человеку несчастье, а иначе и быть и не может».
Сейчас многие рассуждают иначе, злорадствуя и пытаясь доказать себе и окружающим: со мной этого не будет, я не такой. Но трагическая судьба бывшего олигарха номер один должна натолкнуть нас на совсем другие мысли. Спросим себя: не боимся ли мы такой судьбы, которая может поджидать каждого из нас, даже если у нас совсем мало денег, связей и влияния, но мы все над этим корпим не меньше, чем покойный политик от бизнеса и бизнесмен от политики.
Слишком многие из нас привыкли считать, что по-настоящему главное в жизни — это деньги, власть, влияние, связи, возможность управлять чужими судьбами, толпа почитателей и соратников. Но христианину, особенно в период Великого поста, очень полезно вспомнить: все это не только рухнет для нас в один миг, но никогда не сделает нас по-настоящему счастливыми, особенно если мы только ради всего этого живем. Все эти вещи — раскрашенный гроб, который всегда может развалиться и открыть внутреннюю нечистоту. Все это не настоящее. Истинное же благо, истинное Отечество, истинное счастье — в Царствии Божием, к которому мы призваны и к которому должны стремиться. Если не стремимся, то обязательно будем несчастны. Если живем только ради материальных вещей, значит, все наши надежды, вся наша уверенность в этих вещах будут посрамлены.
Сегодня многие испуганы. Те, кто был уверен, что на внешне спокойном Западе удастся и деньги сохранить, и безбедно старость провести, и имущество надежно подкопить, вдруг видят — все не так просто. Сами страны Западной Европы переживают кризис. Вполне возможно, что изъятие части крупных состояний на Кипре — это только начало торжества левой идеи в ее худшем понимании, которое в конечном итоге сводится к лозунгу «отнять и поделить».
Вполне может статься, что те, кто понадеялся на прочность выведенных из России средств, очень скоро столкнутся не только с проблемой их сохранения, но и с попыткой организованного политического воздействия — через требование максимальной просветки происхождения денег и недвижимости, через расследования, суды, а то и через конфискации и посадки. Происходящее сейчас меня не удивляет, но, может быть, для упомянутых людей это шанс задуматься о том, что средства, полученные за счет труда нашего народа более чем за счет собственного труда, должны работать на этот самый народ, на Отечество.
Недаром в свое время Всемирный русский народный собор предлагал сдерживать вывод капиталов из России. Тогда нас не очень услышали, но сейчас к сохранению финансовых средств в стране и к возвращению их сюда подталкивает сама жизнь, подталкивают те наши «партнеры», которые хотели бы запугать отечественный средний и богатый класс, но на самом деле могут его заставить вспомнить, что начать максимально работать на свой народ — значит хотя бы частично компенсировать свое к нему пренебрежение в недавнем прошлом.
Некоторые люди хотели бы править всем миром, исключить любое неповиновение и неподконтрольность — в Латинской Америке, в Швейцарии, в Ватикане, в нашей стране. Но история не всегда делается такими людьми. Мы должны попытаться созидать свою историю, а может быть, и историю мира по правилам настоящей свободы и справедливости, а не жесткого диктата, скрываемого за ширмой формальных демократических процессов. И нашей элите нужно внимательно присмотреться к знакам времени и подумать — не настает ли пора измениться, восстановив свою связь с народом и дав ему почувствовать свою полезность?