Председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы сербского информационного агентства «Tanjug». Интервью было опубликовано 8 декабря с.г.
— Как Вы оцениваете отношения Русской и Сербской Православных Церквей?
— Отношения между нашими Поместными Церквами поддерживаются на протяжении многих столетий, и никогда эти отношения ничем не омрачались, но всегда были тесными и братскими. Их история изобилует яркими проявлениями искренней дружбы и взаимопомощи. Например, Русская Церковь помогала страждущим сербским братьям в годы османского ига, а в начале XX века в Сербии обрели вторую родину десятки тысяч беженцев из Советской России. В построенном ими Свято-Троицком храме в Белграде с 1946 года действует Русское Подворье, а в Москве имеется Подворье Сербской Православной Церкви. Деятельность обоих подворий направлена на укрепление и развитие двусторонних братских связей, состояние которых и сегодня можно оценить весьма высоко.
— Каким Вам видится нынешнее положение Сербской Православной Церкви и вообще сербского населения в Косово и Метохии?
— Мне дважды довелось бывать в Косове и Метохии, поэтому я собственными глазами видел будни наших сербских братьев, пребывающих в этом крае. Этих людей отличает особая сила духа, которая позволяет им не покидать Старую Сербию, овеянную молитвой сербских царей, святителей и преподобных.
В Косове и Метохии сербы живут посреди непредсказуемого и весьма враждебно настроенного по отношению к ним окружения, в постоянной опасности грабежей и побоев, в страхе потерять связь с Центральной Сербией.
В древних обителях за ограждением из колючей проволоки теплится свеча молитвы. Немногочисленные подвижники, поддерживающие там монашескую жизнь, проводят год за годом, словно узники, под охраной вооруженных иностранцев. Быт сербских монахов в Косове, наполненный молитвой, трудом и терпением, напоминает о словах святого Апостола Павла: плоть наша не имела никакого покоя, но мы были стеснены отовсюду: отвне — нападения, внутри — страхи (2 Кор. 7:5).
Возмущение вызывает озвученное недавно намерение руководства Косовского университета в Приштине либо снести расположенный на его территории собор Христа Спасителя, либо преобразовать этот храм в музей косовских албанцев. Иного варианта не предполагается. Это заявление очень показательно — получая немалую поддержку извне, представители большинства в Косове продолжают стремиться не к мирному сосуществованию с сербами, а к их полному насильственному вытеснению. Не прекращаются попытки отнять у сербского народа его многовековую историю и заглушить его историческую память.
Многие храмы и обители обезображены вандалами или вовсе лежат в руинах. Но сила Божия совершается в немощи, и церковная жизнь в Косове и Метохии постепенно налаживается. Радует, что возобновила свою работу духовная семинария в Призрене. Русская Православная Церковь пожертвовала на ее ремонт и расширение 200 тысяч евро. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в монастырях по всей России начат сбор средств на помощь храмам и монастырям Косово, а также на организацию новых «народных кухонь».
— Какова позиция Русской Православной Церкви по нерешенным вопросам статуса непризнанных Македонской и Черногорской Церквей?
— Так называемая «Черногорская православная церковь» — это раскольническая структура, о признании которой со стороны Поместных Православных Церквей не может быть речи. Русская Православная Церковь, как и все остальные Поместные Православные Церкви, признает на территории Республики Черногория только епархии Сербского Патриархата, и в ситуации, которая сложилась в Черногории, мы не видим никакого вопроса, который требовал бы особого церковного решения.
Иная ситуация сложилась в Республике Македонии. Непризнанная Македонская Православная Церковь, действующая на ее территории, до 1967 года была Автономной Церковью в составе Сербского Патриархата. Затем неканонически была провозглашена ее автокефалия, которую никто не признал. Церковь в Республике Македония остро нуждается в осознании необходимости возвращения в каноническое поле. Считаем, что имеющиеся для этого возможности должны на основе канонических норм и в духе братской любви обсуждаться на переговорах представителей Сербского Патриархата и самой непризнанной Македонской Православной Церкви.
— Рассматривается ли возможность участия Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в торжествах по случаю 1700-летия Миланского эдикта в следующем году в городе Ниш?
— Миланский эдикт, изданный святым равноапостольным Императором Константином, стал великим рубежом в истории взаимоотношений Церкви и государства. 1700 лет со дня легализации христианства — это очень важная дата для христиан во всем мире. Не раз слышал, что братская Сербская Православная Церковь готовит торжества по случаю 1700-летия Миланского эдикта в городе Ниш. Однако пока официальные приглашения на эти торжества не рассылались.
— Имеются ли у Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла планы посетить Сербию, и если да, то когда состоится этот визит?
— Следуя принятой в Православной Церкви традиции, Святейший Патриарх Кирилл после своего избрания на Московский Патриарший престол посещает с мирными визитами братские Поместные Православные Церкви. На сегодня Его Святейшество уже побывал с мирными визитами в ряде Патриархатов: Константинопольском, Александрийском, Антиохийском, Иерусалимском и Болгарском, а также в Кипрской и Польской Православных Церквах.
Святейший Патриарх Кирилл, несомненно, имеет намерение посетить и братскую Сербскую Православную Церковь, чтобы поклониться святыням Сербии и иметь радость молитвенного общения со своим возлюбленным собратом Святейшим Патриархом Сербским Иринеем. Этот визит состоится после того, как, согласно традиции, Русскую Православную Церковь посетит Святейший Патриарх Сербский Ириней, возведенный на Патриарший Престол годом позднее Предстоятеля Русской Православной Церкви.
— Вы недавно встречались с Папой Бенедиктом XVI. Как Русская Православная Церковь относится к пока только теоретической возможности визита в Сербию Папы Римского?
— Во время моей встречи с Папой Бенедиктом XVI данная тема не затрагивалась. Насколько мне известно, Сербская Православная Церковь пока не направляла Папе официального приглашения посетить Сербию. Каким бы ни было окончательное решение сербского Священноначалия по данному вопросу, Русская Церковь считает его внутренним дело братской Сербской Православной Церкви.