«Ваше Высокопреосвященство, дорогой владыка Елисей!
Дорогие отцы, братья и сестры!
Прежде всего хотел бы всем вам передать сердечные благопожелания и
благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла,
который многократно в бытность свою митрополитом и председателем Отдела
внешних церковных связей приезжал в Великобританию, посещал этот святой
храм и совершал здесь богослужения.
Завершается первая неделя Великого поста, которая для многих из нас
была временем духовного сосредоточения, молитвы и трезвения. Так
случилось, что в этом году я впервые более чем за 25 лет своего
священнослужения нахожусь на первой неделе Великого поста не в храме,
где несу свое служение, а по благословению Священноначалия провожу эти
дни в путешествии. Среди различных торжественных церемоний,
ответственных встреч и мероприятий я находил прибежище в храмах
Московского Патриархата — сначала в храме святой великомученицы
Екатерины в Риме, где читал Великий канон во вторник и среду этой
седмицы, а сейчас здесь, в Успенском соборе, где мы совершили утреню в
день памяти сорока мучеников Севастийских.
Я благодарю Вас, владыка Елисей, за приглашение вновь посетить этот
храм, дорогой для моего сердца, и совершить здесь богослужение в святые
дни первой седмицы Великого поста.
В Евангельском чтении, которое мы только что слышали, есть важные
слова Спасителя: «В терпении вашем стяжите души ваши» (Лк. 21. 19).
Терпение — это качество, которого многим из нас очень не хватает. Мы
часто бываем нетерпеливы, потому что желаем, чтобы какие-то вещи
случались быстрее или иным образом, чем это происходит на самом деле.
Очень часто случается так, что мы совершаем какие-то действия или
говорим какие-то слова и бываем уверены в своей правоте, но почему-то
люди видят и слышат нас по-другому. Мы посылаем окружающим какой-то
сигнал, а в сознании людей он преломляется как-то иначе, по-другому.
Иной раз мы бываем очень нетерпеливы: нам кажется, что должна
восторжествовать справедливость и нас должны понять, принять, а между
тем этого не происходит. Тогда мы пытаемся доказать свою правоту, ведь
кажется, что вся проблема в том, что нас неправильно услышали,
недопоняли и сигнал, который мы посылали, оказался искажен какими-либо
посторонними шумами, поэтому просто нужно донести его до адресата. А
между тем очень часто бывает так, что просто время еще не пришло для
того, что мы хотим сделать и сказать, чего мы хотим достичь.
Часто время все расставляет на свои места без наших усилий: люди
ссорятся, вступают в конфликт, пытаются друг другу доказать свою правоту
и у них это не получается, а потом с течением времени всем становится
ясно, кто был прав, а кто виноват. Между тем, если бы мы имели
терпение, то, может, удалось бы избежать очень многих конфликтов и не
было бы многих проблем, с которыми мы вновь и вновь сталкиваемся в
жизни.
Терпение — великая добродетель, которая нужна нам во всех
обстоятельствах нашего бытия. Она нужна и в жизни духовной, и в жизни
семейной, и в жизни профессиональной. Даже в той деятельности, которую
мы, православные архиереи, совершаем, когда вступаем в диалог с
инославными христианами и пытаемся доказать им правоту православного
вероучения, а они иной раз нас не слышат, не понимают либо понимают
превратно или предвзято, требуется большое терпение. Иной раз одну и ту
же вещь надо сказать не один, не два и не три раза, нужно поведать ее
иными словами, чтобы она дошла до сердец людей. Но самое главное — порой
нужно просто подождать, пока то, что ты хотел сказать людям, дойдет до
их сознания и сердца.
Когда я летел в самолете из Москвы в Рим — это был первый день
Великого поста — я читал Евангелие от Матфея и обратил внимание на одну
очень интересную особенность речи Господа нашего Иисуса Христа, на
способ, которым Он преподавал людям Свои поучения. Я обратил внимание на
то, что очень часто Он говорил одну и ту же вещь не один раз, а два,
три, четыре, пять раз подряд. Даже в Нагорной проповеди это можно
заметить, когда Господь говорит: «Не вливают вина молодого в мехи
ветхие» (Мф. 9. 17). Казалось бы, уже понятна мысль, — но Он продолжает
ее: «А иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают».
Казалось бы, теперь совсем уже все становится ясным, но Господь
продолжает: «Вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и
другое». Почему Господь повторяет одни и те же вещи по многу раз? Потому
что у Него есть большое терпение: Спаситель понимает, что мы не с
первого и не со второго раза усваиваем то, что Он хочет нам сказать.
Иногда нам надо услышать это несколько раз, а иногда нужно еще и
пережить какой-то собственный опыт для того, чтобы то или иное слово
Господа открылось нам.
Господь очень терпелив по отношению к людям. Мы называем Его
Доготерпеливым и Многомилостивым. Он прощает нам грехи, терпеливо ждет,
пока мы услышим Его, даже если это происходит не с первого, не со
второго и не с десятого раза.
Он призывает нас быть терпеливыми по отношению к Нему, к себе и к
окружающим. Мы должны быть терпеливыми по отношению к Богу, потому что
очень часто то, что мы у Него просим раз, два, три и более раз, Он нам
не дает и ждет, что мы здесь проявим терпение и выдержку. Мы должны быть
терпеливы по отношению к себе, потому что нередко того, что мы ожидаем
от себя, достичь не удается. И мы должны в таком случае не отчаиваться,
не опускать руки, но вновь и вновь пытаться совершить то, к чему
стремимся, терпеливо ожидая, что это у нас получится. И, конечно, мы
должны быть терпеливы по отношению друг к другу. Не следует ожидать, что
мы получим сразу все, чего бы хотели добиться от других людей. Если мы
получаем хотя бы тридцать процентов того, что ожидаем от них, — это уже
много. Это касается, конечно, не материальных благ, но прежде всего
того, что мы ожидаем в человеческих отношениях: любви, понимания,
заботы.
И огромное терпение требуется от людей в семейной жизни: от родителей
по отношению к детям, от детей — к родителям, от мужа — к жене, от жены
— к мужу и так далее. Иной раз родители бывают нетерпеливы по отношению
к своим детям: учат их, а дети постигают знания не так быстро, как
хотелось бы. А между тем Господь готов нас учить в течение всей нашей
жизни. Он не проявляет по отношению к нам никакого нетерпения.
Великий пост — это время, когда мы можем упражняться в терпении и
просить его у Господа. Будем молиться Богу о том, чтобы Он дал нам эту
великую добродетель, которая поможет нам на всех путях нашей жизни.
Аминь».