25 сентября 2012 года состоялось очередное заседание Попечительского совета Благотворительного фонда по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. К участникам собрания обратился сопредседатель Попечительского совета Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Уважаемые участники заседания! Мы видим, что за отчетный период сделано очень и очень много, причем на весьма высоком уровне.
Я хотел бы напомнить о дискуссии, которая у нас состоялась относительно концептуального подхода к восстановлению Ново-Иерусалимского монастыря. Мы говорили о том, что восстановление должно предполагать не просто консервацию и сохранение оставшихся объектов, но восстановление обители в ее целостности, с учетом того, что различные эпохи оставили свой след на ее облике.
Мне кажется важным еще и то, что нашло отражение в Концепции по возрождению обители. А именно: главным принципом воссоздания Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря для нас должно оставаться раскрытие духовного смысла всего исторического и культурного наследия, что предполагает, в соответствии с монастырским уставом, возрождение во всей полноте монашеской, богослужебной паломнической, хозяйственной жизни, а также научно-просветительской и духовно-образовательной деятельности с опорой на традиции, заложенные Патриархом Никоном.
Действительно, этот объект должен не только явить нам архитектурную красоту прошлого, но и зажить своей самостоятельной жизнью. Через соприкосновение с современным Ново-Иерусалимским монастырем мы должны иметь возможность соприкоснуться с замечательной исторической традицией русского монашества, как она была явлена в этом месте. Над этим должен думать в первую очередь отец наместник, но уже при реставрации должны быть обеспечены все условия для возрождения полноценной монашеской жизни.
В связи с этим необходимо приступить к следующим важным шагам по реализации одного из главных положений концепции, а именно подготовке проектных предложений по так называемым святым местам «Русской Палестины», воссозданию или, если восстановление невозможно, закреплению памяти о них, которое предусматривает сохранение и воссоздание элементов сакральной топографии вокруг монастырского ансамбля в живой ткани части территории Истринского района. Реализация такого проекта — фактически форма общественного договора, опирающегося на поддержку органов власти, православной общественности, на понимание и интерес широких слоев населения нашей страны, который даст надежду на возрождение уникального духовного центра России. Возможно, одним из этих шагов стала бы организация круглого стола наподобие прошедшего в 2011 году, который сыграл важнейшую роль в принятии решений по реставрации и воссозданию главного собора монастырского комплекса.
Я неслучайно заговорил о святых местах «Русской Палестины», потому что монастырь — это не только здание, это не только дух внутри монастырской ограды, это еще и окружающая среда. Хорошо известно, что в прессе сейчас появились публикации, авторы которых бьют тревогу относительно незаконной высотной застройки в охранной зоне монастыря. Думаю, что и нам необходимо как-то отреагировать на это, потому что если монастырь будет застроен высотными зданиями, достигающими 30-ти метров, то мы погубим окружающую среду. Примеров такой гибели очень много — как на Западе, так и у нас. Некоторые шедевры средневековой и даже античной архитектуры в западных городах погублены городской застройкой: тебя ведут к какому-то историческому месту, но оно не производит никакого впечатления, потому что кругом жилые дома, все погублено.
У нас здесь есть возможность сохранить окружающую среду так, чтобы она не разрушала целостное восприятие монастыря, тем более что соответствующие законодательные акты, которые принимались и в 2006-м, и в 2009-м, и в 2010 году, ограничили застройку высотой в 12 метров. Сегодня мы уже имеем здания высотой 27 метров, и, как мне стало известно, есть опасность, что таких зданий может появиться очень много. Тогда наши усилия во многом будут ослаблены, и результаты будут не те. Сегодня направляются значительные средства, прилагаются огромные усилия для восстановление монастыря, так что хотелось бы, чтобы все то, что сейчас совершается ради восстановления обители, не было омрачено подобной несанкционированной застройкой.