3-4 сентября 2012 года в Дуррасе (Албания) состоялись ежегодные консультации под эгидой Комитета министров Совета Европы, посвященные религиозному измерению межкультурного диалога. Встреча посвящена теме «Взять ответственность за будущее Европы: роль молодежи в религиозном измерении межкультурного диалога». В этом году принимающей стороной стала Албания, которая с мая по ноябрь 2012 года исполняет функции председателя в Комитете министров Совета Европы.
На открытии консультаций с приветственным словом к участникам обратился министр туризма, культуры, молодежи и спорта Албании Альдо Бумчи. В своем выступлении он подчеркнул, что Албания является примером гармоничного сосуществования различных религиозных общин на протяжении долгого времени.
От имени генерального секретаря Совета Европы к собранию обратилась глава Директората по демократии С. Самарджич-Маркович.
В консультациях приняли участие председатель Конгресса местных и региональных властей Совета Европы Кейт Уитмор, член комитета по культуре, науке, образования и СМИ Парламентской Ассамблеи Совета Европы П. Корсини; вице-президент Комиссии Совета Европы «Север-Юг» Ж.-М. Хейдт, член Европейской комиссии против расизма и нетерпимости Совета Европы А.Х. Беюки.
С краткими приветствиями выступили глава мусульманской общины Албании Селим Муча, митрополит Корчанский Иоанн (Албанская Православная Церковь), специальный представитель и постоянный наблюдатель Святого Престола при Совете Европы монсеньор Альдо Джордано (Римско-Католическая Церковь), митрополит Галльский Эммануэль (Константинопольский Патриархат), главный раввин Страсбурга и Нижнего Рейна Рене Гутман, председатель Совета мусульман Франции Мухаммед Муссауи, заместитель председателя Европейского буддистского союза Мишель Агиляр, глава делегации международного гуманистского и этического союза при Совете Европы Дэвид Полок.
Дальнейшая работа конференции велась в рамках трех панельных дискуссий. Представитель Русской Православной Церкви при Совете Европы игумен Филипп (Рябых) принял участие в первой панельной дискуссии «Повышение уровня осознания молодыми людьми общих ценностей и их передача: роль родителей в образовании, взаимодействие между родителями и преподавателями, отношения между поколениями» в качестве основного выступающего. В своей речи он предложил конкретные проблемы в реализации общих ценностей в современной Европе:
«Всегда
было важно, с какой системой ценностей молодой человек войдет в жизнь
общества, поскольку именно ценности в значительной мере определяют
человеческую деятельность. Несмотря на возрастающую роль новых средств
коммуникации в формировании системы ценностей, серьезное воздействие на
данный процесс по-прежнему оказывают родители, преподаватели и друзья
молодого человека. Они демонстрируют живой пример привлекательного или
отталкивающего образа жизни.
Одной из общих ценностей в
европейских обществах является не только умение свободно жить самому, но
и уважать свободу другого человека. С христианской точки зрения
пространство внутренней свободы — безгранично, так как душа человека —
это целая вселенная. Эту свободу никто не может ограничить, ибо она
является неотъемлемым даром Творца. Однако в земном обществе каждый
имеет достаточно конкретное пространство личной свободы, определенное
законом. Если это определенное правом пространство свободы нарушается,
то демократическое государство и общество применяют те или иные санкции
против ее нарушителей.
В мире электронного общения хорошо
известно такое понятие как троллинг. В Википедии он определяется как
"вид виртуальной коммуникации с нарушением этики сетевого
взаимодействия, выражающийся в проявлении различных форм агрессивного,
издевательского и оскорбительного поведения". Человек, занимающийся
троллингом, врывается в чужое пространство свободы, чтобы нанести
максимум ущерба людям с противоположными взглядами.
К сожалению,
мы все чаще становимся свидетелями троллинга в реальной жизни в виде
различных перфомансов, публичных акций и других действий в отношении
религиозных общин. Подобные события уже происходили неоднократно во
Франции, Италии, Испании, Норвегии, России, Украине и других странах.
В
них принимает участие небольшая часть молодежи, однако подобные акции
совершаются с максимальным оскорбительным и унижающим эффектом. Речь не
идет о создании СМИ, организаций или учреждений, которые носят
антирелигиозный характер или которые критикуют религиозные организации и
религиозные учения. Такого рода реализация свободы совести уже давно
присутствует в Европе. Наблюдается новая волна именно вмешательства в
пространство верующих людей, которое охраняется законами о свободе
совести. Объектами такого нарушения становятся установленные в различных
местах религиозные символы, места культа, религиозные кладбища, святые
места.
Для многих религиозных граждан европейских стран
религиозная жизнь неотъемлемо связана с их индивидуальным достоинством.
Когда происходит вторжение в частное пространство верующих и в нем
звучат слова или совершаются действия, которые оскорбляют и унижают
достоинство верующих людей, то это уже не свобода слова и самовыражения.
Это элементарное нарушение прав верующих.
Полагаю, что именно
такими действиями создается атмосфера неприятия, агрессии и унижения
определенной группы лиц. Это хорошо известно по примерам атеистического
прошлого бывших коммунистических стран, а также нацистских и фашистских
режимов. Не будем забывать, что эти режимы вызрели при попущении
молчаливого большинства из малочисленных групп фанатиков, отрицавших
порядок и достоинство других людей. Из советской истории мы знаем, что
после того, как рубят кресты, оскверняют синагоги и мечети, начинают
рубить людей.
В чем же тогда проблема? Сегодня идет серьезное
столкновение разных подходов к ценностям, на которых должна быть
устроена общественная жизнь: что позволено и что не позволено? У
верующих людей есть своя точка зрения на этот счет, иногда она вступает в
противоречие с позицией некоторых других групп общества. Эти
немногочисленные, но хорошо сплоченные группы пытаются дискредитировать
религиозные общины, чтобы провести свою точку зрения в общественном
мнении и объявить ее новой нормой общественной и частной жизни.
Современные
европейские общества предоставляют достаточно свободы различным группам
людей для ведения своего образа жизни. По всей Европе много разных
клубов, обществ, а коммуникационные возможности открывают еще большие
перспективы для реализации индивидуальной свободы объединений,
самовыражения и убеждений. Но этого оказывается кому-то мало. Некоторые
группы хотят, чтобы все общество жило согласно их представлениям и
идеалам. Они избирают агрессивную стратегию, связанную с провокациями,
дискредитацией, ложью, чтобы совершить ценностный переворот в обществе.
Конечно, религиозные общины также хотели бы поделиться своими ценностями
с наибольшим числом людей, но они избирают мирный путь — методы
убеждения и демонстрации положительного опыта. Их оппоненты воспринимают
это как слабость и своей агрессивностью пытаются дискредитировать
ценности верующих людей.
В странах Европы существует ряд законов,
охраняющих свободу и обеспечивающих юридическое равенство различных
религиозных и нерелигиозных групп. Сегодня нет ни одного закона, который
бы навязывал или принуждал людей к той или иной вере или мировоззрению.
Это знак того, что в европейских странах существует высокий уровень
гарантий религиозной свободы. Однако под предлогом свободы слова и
собраний сегодня нарушается свобода верующих в рамках их частного
пространства, определенного им законом. Это пространство — в опасности, и
его надо защитить. Я призываю Совет Европы, страны-члены и
общественность законодательно защитить и надежно обеспечить свободу
верующих людей».
Религиозное измерение межкультурного диалога является темой, которая появилась в повестке дня Совета Европы во время председательства России в Комитете министров Совета Европы (КМСЕ) с мая по ноябрь 2006 года. Были проведены мероприятия по проблематике межкультурного диалога с акцентом на его религиозное измерение: семинар в Казани (февраль 2006 г.) и Волжский форум в Нижнем Новгороде (сентябрь 2006 г.).
Большое значение для продвижения проблематики религиозного измерения межкультурного диалога на площадке СЕ имел визит в Страсбург Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и его выступление на сессии ПАСЕ 2 октября 2007 года, а также участие митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (ныне — Святейшего Патриарха) в международной конференции «Межкультурный и межрелигиозный диалог» (1 июня 2007 года, Санкт-Петербург). При активном содействии Российской Федерации отдельный пункт, посвященный религиозному измерению, появился в Белой книге СЕ по межкультурному диалогу «Жить вместе в равном достоинстве», одобренной КМСЕ 7 мая 2008 года. 31 мая 2007 года Русская Православная Церковь направила свои ответы на вопросник Совета Европы в связи с подготовкой проекта Белой книги.
Начиная с апреля 2008 г., проводятся ежегодные Встречи по религиозному измерению межкультурного диалога под эгидой КМСЕ. В 2008 и 2009 гг. в Страсбурге прошли две встречи, посвященные вопросам преподавания знаний о религии в странах Европы, третья состоялась в Охриде (Македония) 13-14 сентября 2010 года по теме «Роль СМИ в продвижении межкультурного диалога, терпимости и взаимопонимания: свобода слова и уважение культурно-религиозного многообразия», четвертая прошла в Люксембурге 28-29 ноября 2011 года и была посвящена теме «Роль СМИ в продвижении межкультурного диалога, терпимости и взаимного понимания: свобода выражения СМИ и уважение культурного и религиозного разнообразия».
На встречах собираются представители европейских международных организаций, традиционных религий европейских стран, академических кругов и СМИ для обсуждения актуальных вопросов, связанных с религиозным измерением реализации прав человека, демократических процедур и верховенства закона в странах Совета Европы.
Сайт Представительства Русской Православной Церкви в Страсбурге/Патриархия.ru