23:02 Расширенное заседание коллегии ФСИН России по вопросу: "О совершенствовании взаимодействия УИС с институтами гражданского общества" |
В расширенном заседании Коллегии ФСИН России приняли участие руководство Федеральной службы исполнения наказаний и ее территориальных органов, сотрудники Совета при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, аппаратов Уполномоченного по правам человека и Уполномоченного по правам ребенка в РФ, Общественной палаты РФ, представители Общественных советов, Общественных наблюдательных комиссий, религиозных конфессий, неправительственных правозащитных и общественных организаций, средств массовой информации. Вел заседание директор ФСИН России Геннадий Александрович Корниенко. От Русской Православной Церкви в работе Коллегии принял участие председатель Синодального отдела Московского Патриархата по тюремному служению епископ Красногорский Иринарх, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, член Общественного совета Федеральной службы исполнения наказаний России. Взаимодействие российской пенитенциарной системы с общественностью является одним из ведущих направлений Концепции развития уголовно-исполнительной системы до 2020 года. По словам директора ФСИН России Геннадия Корниенко широкое привлечение институтов гражданского общества к процессу исполнения уголовных наказаний, осуществление контроля за деятельностью УИС способствует обеспечению прозрачности функционирования органов и учреждений ФСИН России. Федеральной службой исполнения наказаний организовано конструктивное сотрудничество с различными институтами гражданского общества – религиозными конфессиями, Общественными наблюдательными комиссиями, общественными организациями и многими другими. В 80 субъектах Российской Федерации созданы общественные советы при территориальных органах ФСИН России. В настоящее время их численность, включая Общественный совет при ФСИН России, составляет более 1060 человек. Согласно Федеральному закону «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» в 80 субъектах Российской Федерации созданы и функционируют Общественные Наблюдательные Комиссии, в которые входят 753 наблюдателя. В 2012 году члены ОНК 2575 раз посещали учреждения УИС, проводили прием по личным вопросам, оказывали бесплатные юридические консультации. – Если вспомнить еще недавнее прошлое, большинство осужденных, освобождаясь из мест лишения свободы, не имели паспортов, – сказал председатель общественной правозащитной благотворительной организации Комитет «За гражданские права» Андрей Бабушкин. – Общественность начала бить в набат, ФСИН поддержала нашу инициативу и сейчас только порядка 2% осужденных, выходя из колонии, не имеют документов. Эффективно используется потенциал религиозных конфессий в духовно-нравственном просвещении и воспитании осужденных и работников УИС. В учреждениях УИС функционирует 581 храм, из них 517 православных церквей, 51 исламская мечеть, 7 буддийских дацанов, 4 костела Римско-Католической Церкви. Продолжается строительство еще 37 православных храмов. Налажено конструктивное взаимодействие с общественными и религиозными организациями, центрами социальной реабилитации по оказанию помощи освободившимся из мест лишения свободы. В настоящее время функционирует порядка 90 таких центров, но этого катастрофически недостаточно. Всего в прошлом году общественными организациями была оказана материальная помощь исправительным учреждениям ФСИН России в сумме свыше 15 миллионов 800 тысяч рублей. Однако при всем положительном опыте взаимодействия есть немало трудностей. – В ряде субъектов недостаточно активно работают Общественные советы при территориальных органах, занимающие позицию сторонних наблюдателей, – говорит в своем выступлении начальник Управления социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными ФСИН России генерал-майор внутренней службы Валерий Трофимов. – В состав советов надо включать людей принципиальных, активных, пусть даже «неудобных» руководству. В ряде регионов по-прежнему не налажено конструктивное сотрудничество территориальных органов УИС с региональными Общественными Наблюдательными Комиссиями. По словам участников встречи, ведомственная нормативная база, регламентирующая порядок посещения учреждений УИС членами ОНК, нуждается в переработке, слабо используется потенциал общественных объединений и религиозных организаций в постпенитенциарной адаптации лиц, освобождающихся из мест лишения свободы. – Считаю, что состоявшийся разговор достаточно четко показал, что за последние годы пенитенциарная система России уделяет большое внимание на взаимодействие с общественными и религиозными организациями, становится более открытой для институтов гражданского общества, – подвел итог встречи директор ФСИН России Геннадий Корниенко. – Конструктивные критика и замечания, высказанные в адрес руководителей территориальных органов и служб в аппарате ФСИН России, должны быть восприняты как прямое указание по выстраиванию четкой и планомерной работы, направленной на обеспечение прозрачности в деятельности уголовно-исполнительной системы на основе широкого привлечения институтов гражданского общества к процессу исполнения уголовных наказаний, осуществления общественного контроля за функционированием мест принудительного содержания, изучение общественного мнения о работе учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также разъяснение имеющих публичное значение аспектов уголовно-исполнительной политики, прав и обязанностей осужденных, их родственников и близких. В выступлении епископа Красногорского Иринарха были затронуты вопросы формирования института тюремных капелланов в духе новой редакции европейских тюремных правил. Владыка сообщил о принятии Священным Синодом 12 марта текущего года документа «Миссия тюремного служения Русской Православной Церкви и пенитенциарные учреждения», упомянул о действиях тюремных священнослужителей в защиту достоинства, свободы и прав человека в учреждениях, исполняющих наказания и других направлениях православного тюремного служения. Далее приводится сокращенный текст выступления Преосвященного епископа Иринарха: «Рассуждая о совершенствовании взаимодействия учреждений Уголовно-исполнительной системы с институтами гражданского общества и религиозными организациями, как представителю Церкви мне следовало бы сказать о взаимодействии ФСИН России с Русской Православной Церковью и другими традиционными религиями России. Однако в силу лимита времени выступление ограничивается только православным тюремным служением. Когда мы говорим о сегодняшнем дне, то, прежде всего, следует сказать об активном процессе формирования в Русской Православной Церкви института тюремных капелланов, состоящего из священнослужителей тюремных храмов, которым поручена организация тюремного служения в учреждениях Уголовно-исполнительной системы, а также осуществление богослужебной деятельности и духовно-пастырского окормления на постоянной основе по отношению к заключенным, сотрудникам учреждений и членам их семей. Этот процесс формирования института тюремных капелланов осуществляется параллельно реформе уголовно-исполнительной системы России и в духе новой редакции европейских тюремных правил, принятых кабинетом министров Совета Европы. Принципиальное отличие последних заключается в переходе от задач «исправления» к задачам «сохранения и развития личности», а также формирования у осуждённого навыков, которые будут содействовать реинтеграции бывшего заключенного в общество. Действия священнослужителей в учреждениях УИС определены условиями режимно-правового пространства, установленного для пенитенциарных учреждений действующим законодательством, а также «Соглашениями о сотрудничестве» между Церковью и государственными системами исполнения уголовных наказаний Российской Федерации. 12 марта текущего года Священный Синод Русской Православной Церкви принял документ: «Миссия тюремного служения Русской Православной Церквии пенитенциарные учреждения».Содержащийся в документе материал представлен в форме, допустимой для возможного использования в качестве организационно-методического руководства деятельностью пенитенциарных (тюремных) священнослужителей, с учетом практических проблем, возникающих перед епархиальными учреждениями, занимающимися организацией тюремного служения. Принятый документ учитывает также специфику условий режимных учреждений и пока еще непреодоленное на постсоветском пространстве несовершенство нормативно-правового обеспечения, регламентирующего взаимоотношения религиозных организаций и государственных пенитенциарных учреждений. (Справка:29 января 2010 года в ходе своего первого заседания Президиум Межсоборного Присутствия, утвердив список тем к рассмотрению комиссиями Межсоборного Присутствия, в частности поручил Комиссии по вопросам организации церковной миссии рассмотреть вопрос о «Миссии в социальных, образовательных и исправительных учреждениях». В связи с этим указанная Комиссия во взаимодействии с Синодальным отделом по тюремному служению образовала Рабочую группу по подготовке документа «Миссия в исправительных учреждениях». Итогом совместной работы Межсоборного Присутствия и Синодального отдела стал проект документа «Миссия тюремного служения Русской Православной Церкви и пенитенциарные учреждения», который затем обсуждался членами Высшего Церковного Совета посредством переписки). Миссия тюремного служения Русской Православной Церкви обращена ко всем участникам уголовно-исполнительного процесса: – лицам, содержащимся в местах лишения (ограничения) свободы (задержанным, арестованным, подследственным, осужденным); – членам семей и детям лиц, заключенных под стражу; – сотрудникам мест принудительного содержания и членам их семей. Проект включения священнослужителей в работу исправительных учреждений на постоянной основе рекомендован Определениями Архиерейских Соборов, проходивших в Москве в 2011 и 2013 годах. Миссия тюремного служения Церквиосуществляется по четырем основным направлениям, которые в сокращенном виде выглядят следующим образом: 1. Духовно-просветительская деятельность: – проведение духовно-просветительских бесед в местах принудительного содержания; – занятия и духовно-просветительские беседы с сотрудниками мест принудительного содержания и членами их семей, ветеранами органов УИС; – содействие преподаванию «Основ религиозной культуры и светской этики» в общеобразовательных школах пенитенциарных учреждений и образовательных учреждениях УИС. 2. Богослужебная деятельность и пастырское душепопечение: – организация религиозных общин и оборудование молитвенных помещений для заключенных, сооружение тюремных храмов; – совершение богослужений, церковных Таинств и религиозных обрядов; – проповедь, индивидуальные собеседования (индивидуальная исповедь) и общие беседы. 3. Диаконическое служение и реабилитация (ресоциализация): – содействие ресоциализации (социальной адаптации) заключенных – подготовка к освобождению из заключения и жизни на свободе (за полгода до освобождения и первое время после выхода на свободу); – установление и последующая поддержка социальных связей осужденных с родственниками, благотворительная помощь членам семей осужденных. Церковь уделяет самое серьезное внимание вопросам оказания помощи уголовно-исполнительной системе в решении приоритетной задачи – социальной адаптации осуждённых. 4. Миссия Церкви в защиту достоинства, свободы и прав человека в пенитенциарных учреждениях. Церковь считает своим долгом в случае необходимости возвышать голос в защиту осужденных, что сформулировано в соборном определении «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека», где сказано, что «с древних времен и до сего дня Православная Церковь печалуется перед властью за людей несправедливо осужденных, униженных, обездоленных, подвергаемых эксплуатации. Милосердное ходатайство Церкви распространяется и на тех, кто несет справедливую кару за преступления»[1]. Миссия Церкви в защиту достоинства, свободы и прав человека в сфере тюремного служения касается всех участников уголовно-исполнительного процесса – заключенных, сотрудников учреждений и членов их семей. Миссия тюремного служения учитывает новации досудебных разбирательств, в том числе зарождающийся процесс пробации[2], которая (пробация) плодотворно развивается во многих европейских странах».
28 марта 2013 года Конференц-зал Федеральной службы исполнения наказаний России [1]Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека.V. Принципы и направления правозащитной деятельности Русской Православной Церкви. П. 1. М., 2008. [2]Пробация – это вид условного осуждения или внесудебного адаптационного воздействия на правонарушителя, в том числе по его добровольному согласию. |