12 августа 2012 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил подмосковный город Коломну, где состоялось открытие нового комплекса зданий Коломенской духовной семинарии. Предстоятель Русской Церкви совершил чин великого освящения семинарского храма Трех святителей и Божественную литургию в новоосвященном храме. По окончании Литургии Святейший Владыка обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.
Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Ювеналий! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры!
Я хотел бы в первую очередь поздравить всех нас с радостным знаменательным событием — с освящением храма и целого комплекса зданий Коломенской духовной семинарии. Благодарю Вас, владыка, за Ваши добрые слова и радуюсь, что имел возможность вместе с Вами, вместе со всей нашей благочестивой подмосковной паствой в лице тех, кто присутствует сегодня здесь, участвовать в этом событии.
В этот же день мы совершили рукоположение архимандрита Константина во епископа Зарайского. Ему надлежит быть ректором сей духовной семинарии, и будем надеяться, что один тот факт, что владыка Константин получил свое епископское рукоположение в день освящения храма и комплекса зданий Коломенской духовной семинарии, крепчайшим образом, на уровне сердца и ума, более того, на уровне всей жизни соединит его с этим местом и с этим служением.
Действительно, Церковь наша сегодня нуждается в том, чтобы как можно больше было пастырей духовно и всесторонне просвещенных, пастырей подвижников и тружеников, в первую очередь полагающих силы свои во славу Божию, во спасение своей паствы и только в десятую очередь думающих о самих себе, о своем благополучии. Большинство священнослужителей Русской Православной Церкви, которые несут сегодня, в это непростое время свое служение, таковы. Не имея особых материальных и иных привилегий, они не щадят жизни своей, часто день и ночь отдают своей пастве, и дай Бог, чтобы таких священнослужителей стало еще больше. Что бы ни говорили о них, что бы ни говорили о Церкви, как бы ни клеветали на ее доброе имя, как бы ни разжигали человеческие инстинкты, такие как зависть и злобу, подвиг священнослужителей, иерархов, духовенства, монашествующих должен совершаться невзирая ни на что, потому что подвигом этим возвышается и укрепляется Церковь. И я рад сказать эти слова всем тем, кто здесь учит и учится, всем тем, кто намеревается войти в ограду Церкви, имея заветное желание стать священнослужителем. Вас не ждет легкая жизнь, вас не ждет человеческая слава, но вас ждет слава Божия. И каждый, кто, служа Церкви, несет поношения, каждый, кто, служа Церкви, жертвует собой, обретает венцы подобные мученическим, и грехи таких людей покрываются жертвенностью их служения.
Сегодня десятое воскресенье после Святой Троицы. В этот день в преддверии Успенского поста читается отрывок из Евангелия от Матфея о том, как Господь исцелил отрока-лунатика, который тяжко страдал в новолуние (Мф. 17:14-23). Но то была не просто психическая болезнь — об этом отроке известно из Евангелия, что он был одержим злым духом. Родители отрока обращались к апостолам, ученикам Спасителя с просьбой исцелить его, но те не могли. И тогда Господь говорит слова, которые помещены в центр этого небольшого евангельского повествования: «род же сей — то есть диавольский род, зло — изгоняется только молитвой и постом».
А теперь давайте попробуем наложить эти слова на известную нам историю — всемирную историю, нашу отечественную историю, на нашу повседневность, на нашу личную жизнь. Человечество стремится победить зло. Ради победы над злом начинались войны, потому что тот, против кого шли войной, отождествлялся со злом в сознании тех, кто войну начинал. Мол, чтобы победить зло, надо начать войну, захватить территорию, поработить злой народ, уничтожить его правителей, взять все, что достается в результате победы, себе и таким образом распространить на врага «свое добро». Но мы знаем, к чему приводили войны — к страшным человеческим потерям, к горю, к страданиям. Достаточно вспомнить Великую Отечественную войну — ведь и тогда кому-то в голову пришло распространить «свое добро» на нашу землю, причинив страдания ни с чем несравнимые, скорбь ничем неизмеримую, слезы миллионам людей. А разве в нашей собственной стране не было времени, когда одна часть общества считала, что нужно непременно распространить «свое добро», свое понимание добра на всех остальных? Что одни добрые, обладающие правдой, истиной и добром, а другие — злодеи? И во имя утверждения добра, во имя изгнания зла из жизни страна была обрушена в пучину революции, гражданской войны. Миллионы погибших, изгнанных с родной земли, крутой разворот всей народной жизни, сопровождавшийся еще большими жертвами и страданиями — все во имя изгнания зла. Мы ужасаемся, когда пристально вглядываемся в исторические события и понимаем все безумие того, что совершалось во имя изгнания зла и утверждения добра.
Ну, а в своей собственной, личной жизни? Разве мы не ссоримся со своими родными, близкими, утверждая свою маленькую правду, изгоняя, как нам кажется, некое зло из наших отношений, из нашей семейной жизни? «Я носитель правды, а тот, кто рядом, таковой правды не имеет, и нужно мою правду распространить, изгоняя зло». И как часто эти семейные конфликты перерастают в необратимую трагедию, разрушая самое священное и дорогое — любовь между супругами, между родителями и детьми, разрушая Богом установленное таинство брака и святость семейных отношений!
Мы можем продолжать перечень этих безумных попыток людей утверждать силой свою правду и свое добро, как они ими понимаются. Распространить это можно на служебные отношения, на карьеру, на конкуренцию, на многие жизненные обстоятельства и сферы человеческой деятельности.
Но сей род, то есть зло, изгоняется только молитвой и постом. И, как бы повторяя эти слова, святитель Иоанн Златоуст говорит: откуда молитвой и постом изгоняются бесы, туда приходит благодать. Да, действительно, только сила Божия может разрушить зло, только сила Божия может изгнать бесов. Никакие человеческие усилия, будь то усилия могущественных государств, или могущественных корпораций, или могущественных и сильных индивидуумов, неспособны изгнать зло, опираясь на свою собственную, пусть великую, но человеческую силу.
Зло изгоняется силой Божией, благодатью Божией. Вот почему Господь изгоняет бесов и исцеляет людей, и вот почему Его ученики и апостолы не смогли этого сделать — потому что не хватало пространства в душе для принятия великой Божественной благодати в то время, когда еще многие сомнения терзали апостолов и когда они еще не вступили на путь жертвенного свидетельства — свидетельства о Христе Воскресшем.
Сегодняшнее Евангелие учит нас избегать вражды, конфликтов, а в более широком масштабе — войн, революций, всякого рода социальных и общественных потрясений, совершаемых в надежде на то, что через эти потрясения добро придет в жизнь человека. Не придет, и зло не будет изгнано, если мы пытаемся изгонять сие зло силой человеческой. И, склоняясь перед величием слов Самого Господа, мы просим Его дать нам силу мысли, силу воли, силу чувств, чтобы молитва наша была пламенной, искренней и сердечной, чтобы мы в ней подлинно соединялись с Богом, обретая Его благодать, чтобы свои собственные грехи, голос своей плоти мы могли ограничивать силой поста, делая само тело наше тонким, прозрачным, одухотворенным, способным отзываться на голос Божественной благодати. Вот тогда зло, которое вокруг нас, и зло, которое внутри нас, будет отступать, и нет другого пути, чтобы самим стать лучше и чтобы лучше стал окружающий нас мир.
С этими мыслями, мои дорогие, вступим в поприще Успенского поста, который начинается послезавтра, во вторник, — особого времени, когда мы как бы вновь возвращаемся к духовной практике Святой Четыредесятницы, подготавливая себя к великому и славному празднику Успения Пресвятой Богородицы, давая дополнительную силу душе своей в борьбе со злом и в утверждении добра. Аминь.
Я хотел бы сердечно поблагодарить Вас, Ваше Высокопреосвященство, за то, что под Вашим омофором, по Вашему благословлению, по Вашим молитвам, при Вашем постоянном наблюдении завершилось это замечательное деяние по строительству комплекса зданий, включая сей благолепный храм в Коломне, для нужд семинарии. И в память о сегодняшнем событии я бы хотел преподнести образ святителя Николая Можайского. Город Можайск также находится в нашей Московской областной епархии. Святитель Николай Можайский — наш покровитель. Он с мечом в руке, но не с тем, который наносит ущерб физическому человеческому телу, но с тем самым мечом, который силой молитвы и поста изгоняет зло из нашей жизни. Прошу Вас принять этот образ.
Я хотел бы также выразить свою сердечную благодарность тем, кто особым образом потрудился при строительстве этого храма. Сейчас, по окончании богослужения, мы проследуем в актовый зал, и я смогу вручить там высокие Патриаршие награды труженикам, много сил, энергии, средств положившим для создания сего святого храма и комплекса зданий Коломенской духовной семинарии. На всех же вас призываю благословение Божие, Покров Пречистой Царицы Небесной и заступничество святителя и чудотворца Николая. Аминь.