Приветствую Вас Гость!
Среда, 22.01.2025, 22:15
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Ноябрь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930

Архив записей

Главная » 2012 » Ноябрь » 1 » Митрополит Волоколамский Иларион выступил с лекцией в американском университете Вилланова
22:22
Митрополит Волоколамский Иларион выступил с лекцией в американском университете Вилланова

31 октября 2012 года митрополит Волоколамский Иларион выступил в стенах Университета Вилланова, одного из старейших учебных заведений США (близ Филадельфии, штат Пенсильвания).

Обращаясь к собравшимся, председатель ОВЦС сказал: «В этот день хочется воздать благодарение Господу Богу за то, что, несмотря на сложные погодные условия, наша сегодняшняя встреча состоялась. Ураган, которого все ожидали с таким трепетом и который грозил нанести колоссальный ущерб восточному побережью Соединенных Штатов, обрушился на Нью-Йорк и другие города, не обошел стороной и Филадельфию. Погибли люди, пострадала инфраструктура многих городов, до сих не восстановлено транспортное и авиационное сообщение. Но, если судить по прогнозам синоптиков, все могло быть гораздо хуже».

Лекция митрополита Илариона была посвящена теме «Прошлое и настоящее православно-католического диалога». Открывая эту тему, иерарх Русской Православной Церкви подчеркнул:

«Учение святых отцов первого тысячелетия, когда Церкви Востока и Запада пребывали в единстве, хотя порой это единство и подвергалось серьезным испытаниям, является тем надежным фундаментом, на котором диалог между христианами может развиваться успешно и плодотворно. По моему глубокому убеждению, верность христианской традиции, сохранение преемственности в учении и жизни Церкви служит единственным реальным средством для восстановления единства учеников Христовых.

Именно из-за отказа некоторых протестантских деноминаций, а также общин Англиканского сообщества от древней христианской традиции для Православной Церкви сегодня все труднее становится продолжать взаимодействие с ними. Мне очень жаль, но те диалоги с протестантами и англиканами, которые мы вели на протяжении десятилетий, находятся под угрозой из-за процессов, происходящих в протестантских общинах Запада и Севера. Я имею в виду продолжающуюся либерализацию в области богословия, экклезиологии и нравственного учения. Некоторые деноминации узаконили благословение однополых союзов и рукоположение в священный сан лиц, открыто заявляющих о своей нетрадиционной сексуальной ориентации.

Мы вынуждены говорить об этом, потому что хотим сохранить то доброе, что было достигнуто за годы диалога между православными с одной стороны и протестантами и англиканами — с другой. Защищая двухтысячелетнее Предание Церкви, мы остаемся верными диалогу, но вместе с тем видим, как протестанты и англикане отдаляются от нас, принимая нововведения, которые для нас неприемлемы.

Я говорю об этом в стенах католического университета отнюдь не потому, что боюсь критиковать англикан и протестантов в лицо. Напротив, всякий раз, когда представляется такая возможность, я открыто говорю о нашей озабоченности в прямом диалоге с братьями из англиканских и протестантских общин. Так, например, в сентябре 2010 года на торжественном ужине Никейского клуба в Лондоне в присутствии Архиепископа Кентерберийского Роуэна Уильямса я констатировал печальный факт, что "Православная и Англиканская Церкви находятся по разные стороны той бездны, которая разделила христиан традиционного направления и христиан либерального толка". Несколько дней назад я говорил о том же в старейшей англиканской семинарии Америки Nashotah House, ровеснице вашего университета.

В отличие от диалога с протестантизмом и англиканством, зашедшим в тупик, диалог с Римско-Католической Церковью представляется мне весьма перспективным — именно потому, что, как и Православие, католичество не мыслит себя в отрыве от Предания, стремится учить и жить в соответствии с традицией, переданной нам апостолами и святыми отцами. На мой взгляд, значительное улучшение и укрепление отношений между нашими Церквами, наблюдаемые в последние годы, связаны именно со все большим осознанием того, что нас объединяет общее наследие, благодаря которому и православные, и католики могут и должны вместе свидетельствовать миру о непреходящих ценностях Евангелия».

Подробно остановившись на истории православно-католического диалога в XX веке, председатель ОВЦС отметил историческое значение состоявшегося в августе сего года визита Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Польшу, в ходе которого Патриарх Кирилл вместе с председателем Польской епископской конференции архиепископом Юзефом Михаликом подписал Совместное послание народам России и Польши. «Это обращение со стороны Московского Патриархата и Римско-Католической Церкви в Польше призывает российский и польский народы, в своей истории прошедшие через взаимное отчуждение и вражду, к примирению и прощению в духе христианской любви. В центре поистине исторического послания — напоминание об общей христианской традиции, ценностях, которые на протяжении многих веков вдохновляли оба народа, учили жертвенности, любви к ближним и дальним», — подчеркнул докладчик.

Председатель ОВЦС также коснулся темы сотрудничества православных и католиков в деле защиты традиционных христианских ценностей:

«Православные и католики встречаются с одними и теми же вызовами, которые современная эпоха бросает традиционному жизненному укладу. В данном случае речь идет не о богословских вопросах, а о настоящем и будущем человеческого сообщества. Это именно та сфера, в которой православные и католики могут взаимодействовать без какого-либо ущерба для своей церковной идентичности. Иными словами, не будучи единой Церковью, будучи разделены по различным богословским и экклезиологическим вопросам, мы можем найти такие формы взаимодействия, которые позволяли бы нам совместно отвечать на вызовы современности.

Мы вместе можем помочь людям осознать, что такое традиционные христианские ценности — семья, ценность человеческой жизни от зачатия до смерти, воспитание детей, целостность и нерасторжимость брака. Все эти понятия в современном секулярном мире подвергаются радикальному переосмыслению. Сегодня в западном обществе традиционный семейный уклад, по сути дела, разрушен, следствием чего является постепенное сокращение численности западных народов. Это очень простой и реальный показатель духовного здоровья или духовной болезни того или иного народа. Если численность народа увеличивается, значит, в нем есть здоровые силы, которые позволяют ему воспроизводиться, если же она уменьшается — это признак болезни. И болезнь в данном случае заключается в том, что в обществе отсутствует традиционное представление о семье.

В основе данного мировоззрения лежит разрушение традиционного семейного уклада, и сегодня, если говорить о христианских общинах, традиционный семейный уклад проповедуют только Православная и Католическая Церкви. Это не значит, что все верующие следуют учению своей Церкви, но на официальном уровне именно Православная и Католическая Церкви защищают целостность брака, считают грехом аборт и призывают к его искоренению, считают недопустимой эвтаназию. Если вы сравните, например, "Основы социальной концепции Русской Православной Церкви", где говорится об очень многих нравственных и социальных вопросах, с Катехизисом Католической Церкви, где по тем же вопросам приводится официальное учение Католической Церкви, то практически везде вы увидите схожесть позиций. Это говорит о том, что мы можем объединить свои усилия, чтобы вместе защищать традиционные ценности, такие как семья, рождение и воспитание детей, целостность брака. Это то реальное поле, на котором мы сегодня можем и должны взаимодействовать с католиками».

Не менее актуальной темой, по мнению председателя ОВЦС, являются эксперименты в гендерной области, которые в наши дни получают все большее распространение:

«Несколько недель назад в прессе появилось сообщение, что в Соединенных Штатах одна лесбийская пара начала давать своему 11-летнему приемному сыну Томми препараты, останавливающие выработку мужских гормонов. Пара заявляет о том, что у мальчика с трехлетнего возраста наблюдаются проблемы с половой самоидентификацией, и он уже давно считает себя девочкой. Можно только догадываться, какие методы воспитания употребили эти две женщины, чтобы превратить своего приемного сына в себе подобного. Антигормональная "терапия" продолжится до достижения им 15-летнего возраста, когда Томми должен будет сделать окончательный выбор своего пола. Оставляя в стороне медицинскую проблематику, остановлюсь на этической составляющей этого инцидента. Несовершеннолетнему ребенку приемные "родители"-лесбиянки "помогают" сделать выбор в пользу смены пола. На мой взгляд, происходящее является чудовищным извращением и преступлением, за которое эти две женщины должны нести уголовное наказание. Однако государство не вмешивается в ситуацию.

В этой связи я убежден, что сотрудничество всех христианских конфессий, прежде всего, между Православной и Римско-Католической Церквами, крайне необходимо для защиты человеческой жизни и неотделимого от нее достоинства, равно как и семьи. Поэтому мы, объединенные верой во Христа и двухтысячелетней христианской традицией, должны с новой силой нести благую весть о сотворенных Создателем и ниспосланных миру семье и браке. Принимая вызов сегодняшней действительности, христианские семьи должны по-прежнему быть надеждой и гарантом христианской цивилизации. Необходимо оберегать и поддерживать благоприятную для семьи культурную традицию, нерушимость брака, обязательства супружеской верности, активно участвуя в создании благоприятных для семьи и основанных на ее природной сущности законов, прививая в обществе идеалы величия и совершенства семейного призвания».

Наконец, еще одним важнейшим, приобретающим все большую актуальность направлением возможного взаимодействия между православными и католиками, по мнению митрополита Илариона, является защита христиан от дискриминации:

«К сожалению, в странах так называемой "арабской весны", а также в целом ряде других стран Ближнего Востока, Африки, Азии и Океании христиане подвергаются дискриминации, преследованиям и гонениям. Этот вопиющий факт систематически замалчивается средствами массовой информации, которые предпочитают игнорировать данную проблему. Более того, планируя военное вторжение в ту или иную страну арабского мира или подготавливая свержение существующего в той или иной стране режима при помощи внешней силы, западные стратеги, как кажется, совершенно не учитывают тот факт, что главной жертвой становятся чаще всего именно местные христиане.

Примеры этому многочисленны. В Ираке от полуторамиллионного христианского населения, проживавшего там еще десять лет назад, осталась лишь одна десятая часть. В Египте мы становимся свидетелями массового исхода христиан. Практически не осталось христиан в Ливии. 95 процентов христиан покинули сирийский Хомс, занятый повстанцами. Мы, православные и католики, должны вместе возвышать свой голос в защиту христиан, подвергающихся гонениям и репрессиям в перечисленных странах, а также в Афганистане, Пакистане, Индии, Индонезии, на Филиппинах, в Нигерии и целом ряде других стран.

Европейские государства традиционно защищали интересы христиан, например, на Ближнем Востоке или в дальневосточной Азии. В данных обстоятельствах мы надеемся, что резолюция, принятая Европейским Парламентом 20 января 2011 года "О положении христиан в контексте религиозной свободы", а также заявление Комитета министров иностранных дел ЕС от 22 февраля, будут иметь практические последствия. Они стали результатом активной деятельности христианских Церквей в этом направлении. Надеемся, что и США присоединится к деятельности по защите христиан.

30 ноября 2011 года в Москве по инициативе Русской Православной Церкви прошла международная конференция "Свобода вероисповедания: проблема дискриминации и преследования христиан". Отрадно, что в ее организации приняла активное участие и Римско-Католическая Церковь в лице высоких представителей Святого Престола, католических общин России, Ближнего Востока и Пакистана.

Сегодня христиане подвергаются притеснениям не только в тех странах, где они составляют меньшинство, но зачастую и в странах с древними и глубокими христианскими традициями. Некоторые государства Западной Европы пытаются ограничить проявления христианской веры в общественной жизни, аргументируя это стремлением соблюдать права приверженцев других религий или атеистов. В подобной ситуации от православных и католиков требуются солидарные действия по защите христианской идентичности Европы и Америки.

В своем приветственном слове XIII Синоду католических епископов в Риме 16 октября этого года я обратился с призывом к моим братьям из Католической Церкви создать общий фронт для защиты христианской веры во всех странах, где ее угнетают и преследуют. Христианские общины Сирии и других стран Ближнего Востока вопиют о помощи, в то время как западные средства массовой информации не обращают никакого внимания на их крики о помощи. Политики также закрывают глаза на эту невиданную волну гонений. Мы, православные и католики всего мира, обязаны возвысить свой голос, встать на защиту христиан и христианского наследия на Ближнем Востоке. Наш долг состоит в том, чтобы постоянно взывать к политическим лидерам, международным организациям и средствам массовой информации, напоминая об этой разворачивающейся на наших глазах гуманитарной трагедии. Должен сказать, что мои слова нашли живой отклик среди синодальных отцов, особенно тех, что представляют католические общины в странах, где открыто преследуют христиан».

В завершение своего выступления митрополит Иларион подчеркнул: «Православным и католикам сегодня необходимо воспринимать друг друга не как соперников, а как союзников в деле защиты прав христиан. Мы должны развивать такое взаимодействие вне зависимости от успехов или неудач богословского диалога, вне зависимости даже от того, как складываются отношения между православными и католиками в конкретных регионах мира. Мы должны выстроить это взаимодействие, исходя из общей стратегической задачи, поскольку речь идет о будущем человечества. Именно от наших совместных усилий в первую очередь зависит будущее христианства в третьем тысячелетии».

Университет Вилланова, основанный в 1842 году монахами-августинианцами, является одним из крупнейших католических высших учебных заведений Соединенных Штатов Америки. В нем на пяти факультетах обучается более 10 000 человек из разных стран мира.

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru