Приветствую Вас Гость!
Пятница, 22.11.2024, 14:08
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Август 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Главная » 2012 » Август » 31 » Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий: Нельзя разделить патриотизм и преданность Православию
22:24
Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий: Нельзя разделить патриотизм и преданность Православию

В преддверии празднования 200-летия победы в Отечественной войне 1812 года Патриарший наместник Московской епархии митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий ответил на вопросы ответственного редактора «Журнала Московской Патриархии» С.В. Чапнина.

— Ваше Высокопреосвященство, 200-летие Отечественной войны 1812 года — одно из центральных событий нынешнего года. Какие цели и задачи Вы ставили, формируя епархиальную программу, посвященную этому знаменательному событию?

— Прежде всего, нужно сказать о том, что празднование юбилея будет и общецерковным, и общегосударственным. Особенность положения Московской епархии в том, что решающие события, связанные с войной 1812 года, происходили на ее территории.

Святейший Патриарх Кирилл образовал в апреле этого года Организационный комитет по празднованию юбилейных дат в 2012 году под моим председательством. Нами был разработан план празднования. О нем можно сказать подробнее.

2 сентября состоится государственное торжество с участием Президента России В.В. Путина на Бородинском поле. 7 сентября будет осуществлено принесение в Бородино из Смоленска исторической Смоленской иконы Божией Матери, перед которой российское воинство совершало молитву в ожидании сражения на Бородинском поле. На следующий день на поле боевой славы в Спасо-Бородинском монастыре будет совершена Божественная литургия, за которой последуют крестный ход на батарею Раевского и молебен в «воспоминание избавления Церкве и Державы Российския от нашествия галлов и с ними двадесяти язык».

Следует отметить, что ежегодно в Московской епархии в Спасо-Бородинском монастыре и собственно на Бородинском поле совершаются молитвы в память о событиях 1812 года. Поэтому будет вполне органичным наше участие и в торжествах в этом году.

— В августовском номере «Журнала Московской Патриархии» опубликован большой очерк по истории Спасо-Бородинского монастыря. Какова сегодня, с Вашей точки зрения, роль монастыря в деле сохранения памяти о войне 1812 года?

— Эта обитель, постепенно восстанавливающаяся после периода разрушения и поругания, продолжает исполнять ту миссию, которая на нее была возложена еще при основательнице — игумении Марии (Тучковой). Она состоит в том, чтобы молитвенно поминать воинов, положивших жизни свои за Отечество и веру православную. Помимо этого, монастырь сотрудничает с расположенным тут же военно-историческим музеем и, таким образом, содействует духовно-патриотическому воспитанию многочисленных посетителей Бородина.

— Какие еще монастыри и храмы Московской епархии связаны с событиями Отечественной войны 1812 года?

— Их у нас немало. К юбилею мы опубликовали иллюстрированную брошюру, повествующую о них. Речь идет об Успенском Колоцком и Лужецком Богородице-Рождественском монастырях, о Екатерининской и Вознесенской Давидовой пустынях, Богоявленском соборе в Ногинске и Успенском соборе в Дмитрове и многих других храмах.

Поражение Наполеона стало свидетельством торжества правды Божией. Святитель Филарет Московский, рассуждая по этому поводу, писал: «Оставив Бога, оно (государство) может быть оставлено самому себе, по закону долготерпения, или в ожидании его исправления, или в орудие наказания для других, или до исполнения меры его беззаконий; но вскоре поражается правосудием».

Изгнание захватчиков и триумф российского воинства воспринимались современниками как свидетельство торжества Православия и знак Божиего благоволения к России. В связи с этим особо хочется обратить внимание на то, что в воспоминание о победе над врагом в Подольске был построен величественный Троицкий собор. 16 сентября в этом храме на богослужение соберется духовенство всех исторических обителей и церквей, чье прошлое связано с Отечественной войной 1812 года. Тогда же в городе планируется и масштабная военно-историческая реконструкция.

— Книга «Пушки у святых ворот» — это не только переиздание воспоминаний о Новодевичьем монастыре в 1812 году, но и серьезное историческое исследование. Расскажите, как готовилось издание этой книги?

— Дело в том, что исторические материалы, вошедшие в состав этого сборника, были много лет назад обработаны Л.И. Шлионской, сотрудницей отделения Государственного исторического музея, располагавшегося в Новодевичьем монастыре. Плоды этих трудов увидели свет только после того, как обитель была передана Церкви. Можно сказать, что это издание является свидетельством доброго и конструктивного сотрудничества между светской и церковной наукой.

— Что для Вас представляется важным и значимым в событиях Отечественной войны 1812 года? Что для нас, живущих в России сегодня, значит память о той войне?

— Наполеоновское воинство несло жителям стран, в которые оно вторгалось, многочисленные мучения, важнейшим из которых было поругание веры, уничтожение храмов и осквернение святынь. Свидетелем того был и Новодевичий монастырь, чудом спасенный сестрами от разрушения. А у стен обители врагом был взорван храм в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи, который ныне планируется восстановить. В связи с этим Святейший Патриарх Кирилл благословил принести чудотворную Смоленскую икону 15 сентября в Новодевичий монастырь, место особого почитания этого святого образа.

Сопротивление врагу стало для нашего народа, прежде всего, делом духовного подвига. По слову святителя Филарета, «усердие к вере превращалось в пламенную, неутолимую ревность наказать ее хулителей и даже в ободряющую надежду, что враг Божий недолго будет счастливым врагом нашим». Поэтому применительно к подвигу защиты Родины в 1812 году можно говорить о неразделимости патриотизма и преданности православию. Думаю, что этот пример может подвигнуть наших современников к серьезным размышлениям о том, какой надлежит быть ответственности гражданина перед своим народом и Отечеством.

«Церковный вестник»/Патриархия.ru