Приветствую Вас Гость!
Пятница, 22.11.2024, 14:51
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Август 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Главная » 2012 » Август » 21 » Митрополит Калужский и Боровский Климент о святых, в земле Калужской просиявших
22:51
Митрополит Калужский и Боровский Климент о святых, в земле Калужской просиявших

В интервью интернет-изданию «Татьянин день» председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент рассказывает о святынях Калужской епархии, подлинном и мнимом старчестве и подвиге новомучеников.

— Владыка, древняя Калужская земля широко известна просиявшими в ней святыми. Однако понятие «Собор калужских святых» практически не встречается, нет и такого отдельного праздника. Почему?

— Сейчас на епархиальном уровне рассматривается вопрос об установлении памяти «Собора калужских святых» в один из воскресных дней после Пятидесятницы. В данном случае мы не стремимся установить формальную память для календаря. Необходимо, чтобы праздник появился из народного почитания святых, просиявших на Калужской земле.

Примером для такого подхода к установлению праздника является народное почитание старцев Оптиной пустыни, в результате которого был установлен собор Оптинских старцев (11/24 октября).

В наши дни все больше людей узнает о подвигах и жизни преподобных Пафнутия Боровского, Тихона Калужского, старцев Оптинских, святых блаженных Христа ради юродивых Лаврентия Калужского и Андрея Мещовского, Калужских новомучеников и исповедников. Люди приходят на богослужения в дни их памяти, отправляются в паломничества к местам их подвигов, обращаются к ним в молитвах, нарекают в честь них своих детей.

Мы должны не забывать, что значимость и сила праздника в молитве. Почитание святых угодников Божиих — это почитание их аскетического молитвенного подвига, подвига веры. Дни памяти святых — не формальное памятование о каких-то героях, живших когда-то и прославленных Церковью. Это мистическое сопереживание их духовного подвига. Наше празднование должно быть в первую очередь молитвенное, ибо почитаем мы тех, кто ныне предстоит Престолу Всевышнего. Это наши небесные друзья, ходатайствующие о наших нуждах, и в первую очередь, о нашем спасении. Святые находятся в ближайшей связи с каждым, кто к ним обращается. Поэтому память Собора калужских святых должна войти в жизнь народа действенно, а не формально стать строчкой в календаре.

— Среди мест поклонения наиболее известны Пафнутьев-Боровский монастырь и Оптина пустынь, куда ежедневно стекаются сотни паломников. Но в епархии есть и много других сугубо почитаемых святынь. Какие из них Вы бы выделили в первую очередь?

— Святых мест много, каждый храм — это святое место, каждая икона — это святыня. И здесь важно человеку, приходящему в храм и приступающему к иконе или святым мощам, иметь должный духовный настрой. И благодать Божия в равной мере может проявиться в любом месте. Бог всесилен, и Свою помощь являет везде, только мы должны иметь сердце, готовое принять эту помощь.

Что касается святых мест, почитаемых народом, то, кроме названных, назову следующие.

Главной святыней Калужской земли является икона Божией Матери именуемая «Калужская». Образ этот был обретен 1748 г. и прославился множеством чудотворений. По этой причине празднование в честь этой иконы совершается 4 раза в год: 18/31 июля — в память избавления от холеры в 1898 г., 2/15 сентября — в память избавления Калуги от чумы в 1771 г., 2/25 октября — в память избавления Калужской земли от французов во время Отечественной войны 1812 г. и в первое воскресенье Петрова поста.

В настоящее время чудотворный образ пребывает в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Калуги. Каждый год с крестным ходом икона Калужской Божией Матери приносится в разные города Калужской епархии, где ее встречают и приходят поклониться тысячи верующих.

Особое место для паломников занимает Калужская Свято-Тихонова пустынь, основанная в XV в. преподобным Тихоном Калужским. Этот святой, по преданию, был родом из «матери городов русских» — Киева. Иноческий постриг он принял в московском Чудовом монастыре. Возжелав подвигов пустынножительства и стремясь к уединению, он удалился в глухие Калужские леса, где поселился в дупле векового дуба. Позже им был основан монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Обитель приобрела широкую известность благодаря исцелениям и помощи Божией у раки преподобного Тихона и от источника.

Широкую известность имеет Свято-Николаевский Черноостровский женский монастырь. У стен обители в 1812 г. произошло одно из решающих сражений русской армии с Наполеоном. Немым свидетелем той страшной битвы является надвратная икона Спасителя «Спас Нерукотворный», окруженная со всех сторон выбоинами от пуль и снарядов.

В монастыре хранится множество святынь: частица мощей свт. Николая, привезенная из г. Бари, стопа преподобного Антония, старца Оптинского, два креста-мощевика со многими частицами святых мощей, резное распятие с частицей Животворящего Креста Господня, Хитона Господня и камнем от Гроба Господня, иконы с мощами святых: преподобных отцов Киево-Печерских, преподобных старцев Оптинских, преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Феодосия Тотемского, святителя Иоанна Тобольского, преподобномученицы Елизаветы Федоровны.

Свято-Георгиевский Мещовский мужской монастырь, основанный в конце XV века, является местом подвигов блаженного Андрея, Христа ради юродивого, и преподобного исповедника Георгия (Лаврова). Здесь в возрожденной в 2001 г. обители, находится точный список иконы с чудотворного образа святого великомученика Георгия Победоносца, находящегося в обители Зограф на Святой Горе Афон. Образ почитается как чудотворный, и через молитвы перед ним люди получают исцеления.

В Богородично-Рождественской Девичьей пустыни в селе Барятино хранится чудотворная икона Божией Матери «Ломовская» (25 июня). Название иконы происходит от слова «разломанная». По преданию, этот образ нашли в реке Угре. Ее части, ничем не скрепленные, плыли вместе по воде. Благочестивые верующие сделали для иконы серебряную ризу, которую украсили крестами. Вскоре икона прославилась чудесами исцелений. До революции чудотворный образ находился в церкви Рождества Христова, построенной на том месте, где он был найден. Когда храм закрыли, то икону перенесли в храм Рождества Пресвятой Богородицы в с. Барятино. С открытием монастыря он стал главной его святыней.

Любят паломники посещать Спаса-Нерукотворнаго пустынь в с. Клыково недалеко от Козельска. Расположена она в тихом живописном месте. В нем имеется много святынь. Здесь провела последние годы жизни схимонахиня Сепфора, известная своей строгой духовной жизнью.

Многие храмы имеют свои святыни, которые почитаются калужанами. Свято-Георгиевский собор в Калуге имеет почитаемые образы Божией Матери «Утоли моя печали» и Иерусалимская, написанная в 1740 г. иконописцем Семеном Фалеевым, а также иконы великомученика Георгия, святых мучеников Гурия, Самона и Авива. В соборе с 1934 по 1937 гг. служил священномученик Августин (Беляев).

Главной святыней Свято-Никольского храма Калуги является житийная икона святителя Николая. В середине 30-х годов прошлого века в этом храме служил настоятелем священномученик Иоанникий (Дмитриев). Он был ближайшим помощником архиепископа Августина, и они вместе в 1937 г. были расстреляны.

В селе Карижа, что под Малоярославцем, в храме Покрова Пресвятой Богородицы имеется чудотворный образ Божией Матери именуемый «Боголюбский». Много людей приезжает сюда, чтобы перед ним вознести молитвы Царице Небесной.

— Сегодня Русская Православная Церковь ведет плодотворный диалог со старообрядчеством, при этом многие наболевшие исторические вопросы снимаются. Может ли это привести к тому, что место гибели и погребения одной из самых почитаемых в старообрядчестве святых — боярыни Морозовой, упокоившейся в калужском Боровске, когда-нибудь станет нашей общей святыней?

— В настоящее время между Русской Православной Церковью Московского Патриархата и Русской Православной старообрядческой Церковью ведется диалог, в результате которого проясняются некоторые исторические вопросы и меняются привычные стереотипы. Происходит осознание в полной мере той великой трагедии нашего народа, происшедшей во второй половине XVII века.

Я не думаю, что в ближайшее время могила боярыни Морозовой станет всеобщей святыней для православных христиан, так как есть еще много не решенных и спорных вещей, которые предстоит изучить. Данный вопрос еще подлежит глубокому историческому и богословскому анализу.

— Сегодня в Русской Церкви очень часто спорят об отношении к современному старчеству. Оптина пустынь стала символом его возрождения. Насколько образ святых Оптинских старцев может помочь православным отделить подлинных духовников от младостарцев? Каковы, на Ваш взгляд, главные критерии этого различения?

— Старчество — это особый дар Божий водительства и врачевания человеческих душ. В Русской Церкви духоносные старцы были всегда. Примером тому могут быть преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские, Сергий Радонежский, Савва Сторожевский, Пафнутий Боровский, Иосиф Волоцкий, Александр Свирский, Серафим Саровский, Амфилохий Почаевский и многие другие. Одновременно с Оптиной старчество было в Киeвo-Печерской и Троице-Сергиевой лаврах, Глинской пустыни, Саровском и Валаамском монастырях.

Духовный опыт Оптинских старцев уникален и не повторим. В каждую историческую эпоху Господь воздвигает своих столпов веры для этого особого служения.

Для духоносных старцев всегда свойственным была духовная трезвость и любовь к приходящим. Они не воспринимали посетителя «по одежке». Во-первых, они видели в нем того, за кого пострадал Христос, и второе, старец всегда сознавал, что его к нему послал Господь, чтобы исцелить его. Поэтому, когда кто-то к ним придет, старец поприветствует его и молча слушает, а точнее, он, пока посетитель говорит, пребывает в молитве, он хочет увидеть состояние души человека, ему важно почувствовать степень раскаянности в грехах, а не оправдания и воздыхания, что все происходит от трудности жизни. Поэтому все внешнее, возраст, состоятельность, положение, в глазах старца теряет значение. Он видит человека, желающего спасения.

Подлинный старец любит каждого, независимо кто передним стоит, и желает одного, привести его к Христу. Он не подавляет его свободы, но способствует очищению сердца, научению человека «зреть» свои грехи, возрастать в любви к Богу и ближним. Старец не ищет своего, а передает то, что вразумляет ему Господь. Советует, сообразуясь с пользой для вопрошающего, а не из логики соображений мирских.

И все наоборот бывает у младостарцев. Он злоупотребляет духовной властью, стремиться полностью подчинить себе волю и сознание своего чада. У него нет духовной трезвости, и средства он ставит выше цели. Он не видит перспективу спасения человека, а использует духовные средства, чтобы держать человека возле себя.

На примере жизни прославленных Церковью подвижников и их отношении с духовными чадами, мы может отличать настоящих старцев от псевдостарцев или младостарцев.

— Говоря о почитании святых той или иной земли, нельзя не упомянуть новомучеников. Но, к сожалению, мы до сих пор не так много знаем об их подвиге. Не могли бы Вы рассказать о наиболее почитаемых калужских святых из числа тех, кто погиб за Христа и православную веру в годы безбожных гонений?

— Мученичество за Христа — это особый вид святости. Как для мучеников древней Церкви, так и для новомучеников принять смерть за Христа — это то высшее, что они могут иметь на земле. Не все способны на такой подвиг, даже среди священнослужителей. О чем свидетельствуют события после революции. Мы имеем десятки тысяч священнослужителей и монашествующих замученных или репрессированных в советские годы, но были и такие, которые во время гонений не смогли нести Крест мученичества. Они не отрекались от Христа, не вступали в партию, а, сохраняя религиозную жизнь у себя дома и не нарушая данных ими обетов, жили простой жизнью.

Подвиг мученичества требует особой веры, которая ставит Христа выше всего на земле, даже своей жизни. Когда человек осознанно готов перенести любые испытания и даже смерть, но не откажется от Бога, от проповеди Евангелия. В подвиге мучеников мы видим пример верности Христу, пример постоянной устремленности к Нему, и, даже, «жажды» постоянно быть с Ним. Есть такое понимание, что христианин должен ставить Бога на первое место в своей жизни. Но этого не достаточно, потому что Бог должен занимать в жизни человека не какое-то место среди прочих его обязанностей, а человек должен отдать всего себя полностью, целиком и без остатка Богу. У человека должна быть постоянная направленность ко Христу, постоянная связь с Ним. Каждый христианин должен жить так, чтобы свет Евангелия через его жизнь светил пред людьми, и они видели «добрые дела и прославляли Отца Небесного» (Мф. 5:16). Новомученики своим подвигом явили постоянность любви и устремленности к Богу. Их пример важен для нас и тем, что они являются нашими современниками, жили в близкое для нас время, и мы, глядя на их жизнь и кончину, можем подражать им в вере, верности Богу и постоянной жизненной направленности к Богу.

В Калужской епархии в годы гонений пострадало много священнослужителей, церковнослужителей и мирян. Часть из них уже прославлено в Соборе новомучеников и исповедников Российских. Калужанами особенно почитаются священномученики Августин (Беляев), Павлина (Крошечкин), священномученик Иоанн пресвитер (Сперанский), преподобномученики Исаакий (Бобраков), Иоанникий Дмитриев, Серафим (Гущин), мученики Алексий Горбачев, Аполлон Бабичев и Михаил Арефьев, исповедники Рафаил (Шейченко) и Георгий (Лавров).

Священномученики Августин (Беляев) и Павлина (Крошечкин) были Калужскими архипастырями и ревностно служили Богу. Ни аресты, ни тюремные заключения не смогли их заставить оставить служение Церкви. Оба они были расстреляны в 1937 г.

Преподобномученик Исаакий (Бобриков) — являлся последним настоятелем Оптиной пустыни перед ее закрытием. Ему пришлось возглавлять монастырь в тяжелейшее в истории Оптиной время: Первая мировая война, Февральская и Октябрьская революции 1917 г., открытые гонения на Церковь и закрытие прославленной обители. Он мужественно переносил все скорби с твердой верой в Бога. Власти многократно предлагали ему уехать из окрестностей Козельска, на что оптинский старец говорил: «От креста своего не побегу». После нескольких арестов он был расстрелян в Тульской области в декабре 1937 г.

Преподобноисповедник Георгий (Лавров) принял монашество в Оптиной пустыни. С 1915 по 1918 годы был наместником Георгиевского монастыря в городе Мещовске. В декабре 1918 г. его арестовали, и он был приговорен к расстрелу, но затем был амнистирован. После освобождения, получив от митрополита Кирилла (Смирнова) благословение на старчество, проживал в Даниловском монастыре в Москве. В 1928 г. был снова арестован и сослан на три года в Казахстан. Последние годы своей жизни провел в Нижнем Новгороде.

Священномученики Иоанникий (Дмитриев) и Иоанн Сперанский были священниками Калужских храмов. Мученики Алексий Горбачев и Аполлон Бабичев служили псаломщиками в храмах Калужской епархии. Мученик Михаил Арефьев являлся членом церковного совета храма иконы Божией Матери Одигитрия в г. Калуге. Все они были арестованы вместе с архиепископом Калужским Августином (Беляевым) по сфабрикованному делу и расстреляны в 1937 г.

В настоящее время мы продолжаем работу по изучению того периода церковной истории, и уже набран богатый материал по пострадавшим монашествующим, клирика и мирянам на территории Калужской области.

— Владыка, в завершение нашей беседы просим обратиться к нашим читателям, в том числе тем, кто впервые планирует совершить паломничество к калужским святыням, с небольшим архипастырским наставлением.

— Пожелаю всем, кто направляется в паломничество по святым местам, всем читателям сайта, в первую очередь обрести веру. Апостол Павел говорит: «без веры угодить Богу невозможно» (Евр. 11:6).

Мы должны помнить, что паломничество это не развлечение, а подвиг веры, и оно должна совершаться для укрепления веры, а не с целью посмотреть места. Сейчас, когда приезжаем в святые места, принято фотографироваться. Это хорошо, фотография продлевает память о месте, где человек был, но важнее в сердце запечатлеть свое пребывание молитвой.

Человек, совершающий паломничество, соприкасается со святынями, которые являются источником благодати Христовой, а для этого требуется духовная подготовка. Желательно, еще до поездки, познакомиться с историей монастыря или храма, куда человек собирается поехать. Узнать об имеющихся там святынях, чем прославился монастырь, кто из подвижников в нем был, какие особенности жизни в обители. Сейчас есть Интернет, и через Интернет можно получить необходимую информацию, которая будет полезна в поездке. Но главное, что необходимо, это подготовиться духовно, обрести дух молитвы. Необходимо еще до поездки начать молиться тому святому, который почитается в этом монастыре или храме, выучить тропарь ему, а если имеется чтимая икона Божией Матери, то ей и прочитать описание ее явления.

Если паломничество совершается вместе с детьми, то они тоже должны к этому подготовиться. У ребенка есть любимые игрушки, с которыми он обычно не расстается, но направляясь в поездку по святым местам лучше ничего лишнего не брать. Ребенок должен понимать, что он идет в монастырь или храм, где пребывают святыни, и его сердце также должно наполниться любовью к ним. Странно видеть, когда ребенок прикладывается к иконе или мощам, а к сердцу прижимает куклу или машинку. Получается, игрушка ему дороже Бога. Надо с юных лет приучать ребенка к пониманию, что Бог для него превыше всего, и что когда он стоит в храме или дома на молитве, то он предстоит Богу. И очень важно, чтобы они в этом видели пример в своих родителях.

Беседовали М. и П. Тюренковы