Приветствую Вас Гость!
Воскресенье, 22.12.2024, 20:41
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Сентябрь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Архив записей

Главная » 2012 » Сентябрь » 15 » Митрополит Иларион: Межрелигиозная напряженность развивается, прежде всего, на почве невежества
23:04
Митрополит Иларион: Межрелигиозная напряженность развивается, прежде всего, на почве невежества

Начиная с сентября нынешнего года, передача «Церковь и мир» на телеканале «Россия 24» выходит в новом формате. Теперь часть программы занимает беседа председателя Отдела внешних церковных связей митрополита Волоколамского Илариона с гостями.

15 сентября 2012 года в программе «Церковь и мир» принял участие член Общественной палаты Российской Федерации, тележурналист и историк, руководитель Института Массмедиа РГГУ Н.К. Сванидзе.

В рамках передачи обсуждались, в том числе, различные аспекты введения в учебную программу российских школ дисциплины «Основы религиозных культур и светской этики». По мнению председателя ОВЦС, преподавать этот учебный предмет должны специалисты в данной области. «В идеале, основы той или иной религии должны преподавать ее представители. Если это основы Православия, то должен приходить священник или же мирянин, ведущий активную церковную жизнь, который может поделиться не только тем, что он прочтет в учебнике, но и своим собственным опытом, потому что религию невозможно преподавать абстрактно», — уверен владыка Иларион.

Митрополит Иларион отметил, что подобная практика существует во многих странах: «Я шесть лет служил в Австрии. Если в австрийской школе есть хотя бы два православных ученика, то за государственный счет приглашается преподаватель – православный священнослужитель, который в течение всего курса школьного обучения (то есть 11 лет) преподает основы Православия этим детям. Почему в секулярной Австрии возможно, чтобы православный священник приходил в светскую школу и преподавал Православие, а в нашей стране с преобладающим православным населением это невозможно?»

Николай Сванидзе, в свою очередь, высказал опасение, что в случае, если преподавание будет вестись на низком уровне, это может отразиться и на отношении к предмету учеников, которые будут «воспринимать его как проявление официоза», и на отношении детей к жизни в целом, поскольку это очень важная с этической точки зрения дисциплина.

Владыка Иларион отметил, что подобная инициатива должна оцениваться положительно: «Наши дети впервые смогут в рамках школьного курса получить сведения о религии, которые, возможно, им больше неоткуда будет получить». «Я хорошо помню, каким было преподавание в советское время, когда информация о религии просто искусственно замалчивалась: молодым людям и детям приходилось откуда-то «выкрадывать» эти сведения — из словаря атеизма, из каких-то научных статей, чтобы хоть что-то, хоть по крупицам узнать о религии», — продолжил владыка.  У тех же, кто не хочет изучать религию, есть возможность изучать основы светской этики, напомнил он.

Председатель ОВЦС также констатировал, что «Основы религиозных культур и светской этики» — это историко-культурологическая дисциплина, которая не призвана доказывать учащимся существование  Бога: «Этот предмет призван показать детям, как та или иная религия учит о Боге, каковы основные нравственные постулаты этой религии».

Митрополит Иларион выразил надежду, что преподавание предмета «Основ религиозных культур и светской этики» будет длиться не один год, что его тематика постепенно будет расширяться и со временем станет включать в себя знакомство не только с какой-либо одной, а с различными религиозными культурами. Он отметил, что зачастую корни религиозной вражды – в невежестве, искаженных представлениях о собственной и чужой религии. Митрополит Иларион убежден: необходимо хорошо знать собственную религиозную традицию и с уважением относиться к традициям других.

В ходе беседы митрополита Илариона и Николая Сванидзе была также затронута тема взаимоотношений между Русской Православной Церковью и государством.

«Любое искусственное насаждение той или иной религии было бы опасным, потому что тогда религия превращалась бы в идеологию. Никто никогда не должен навязывать религиозные воззрения, тем более, это не должно делать государство, — подчеркнул владыка Иларион. – Но у нас есть все основания сказать, что государство этого и не делает. Тот уровень взаимоотношений между Церковью и государством, который достигнут в России, а также и в некоторых других странах постсоветского пространства, является на сегодня оптимальным, отвечает чаяниям людей и велению времени», — продолжил свою мысль председатель ОВЦС.

Митрополит Иларион выделил два основных принципа, характеризующих отношения Церкви и государства на современном этапе. Первым из них является принцип взаимного невмешательства Церкви и государства в дела друг друга: «Священники не вступают в политические партии, не участвуют в партийной борьбе, не заседают в Федеральном Собрании, они не имеют права с амвона храма агитировать в пользу того или иного кандидата и так далее. И государство, в свою очередь, не вмешивается во внутренние дела Церкви, то есть не диктует, кого избирать Патриархом, кого продвигать в епископы, как устраивать приходскую жизнь».

Вторым принципом является принцип соработничества Церкви и государства в тех областях, где это возможно и необходимо, отметил архипастырь. При этом он подчеркнул, что обсуждение и выработка солидарной позиции по общественно важным вопросам происходит на площадке  Межрелигиозного совета России. Именно эта общая позиция традиционных религий России представляется государству.

По мнению владыки, церковно-государственное партнерство необходимо и в сфере образования, и в сфере демографической политики, и в сфере социальной политики, и в сфере общественной нравственности. «Есть множество задач, которые мы не сможем решить, если не будем работать над ними всем миром, в том числе при участии государства, Церкви, средств массовой информации и здоровых сил общества», — сказал председатель ОВЦС.

При этом владыка Иларион отметил, что отделение Церкви от государства не означает, что она отделена от общества и что религия должна восприниматься как сугубо частное дело отдельных индивидуумов: «У Церкви может и должна быть своя общественная позиция, у нее есть своя роль в обществе, и у нее есть возможности для соработничества с государством – не для превращения в государственную религию, а ради соработничества на основе двух названных принципов: взаимного невмешательства и сотрудничества в тех областях, где это возможно».

Служба коммуникации ОВЦС