Приветствую Вас Гость!
Воскресенье, 22.12.2024, 20:09
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Ноябрь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930

Архив записей

Главная » 2012 » Ноябрь » 16 » Епископ Якутский Роман: Самое главное — не внешние условия, а внутреннее состояние
21:22
Епископ Якутский Роман: Самое главное — не внешние условия, а внутреннее состояние

С 17 ноября по 2 декабря 2012 года в шести городах России пройдут дни Якутской епархии, посвященные 380-летию вхождения Якутии в состав Российского государства. 23-25 ноября праздничные мероприятия состоятся в Москве. В интервью «Татьяниному дню» епископ Якутский и Ленский Роман рассказал о предстоящих торжествах.

— Владыка Роман, в ноябре-декабре в разных епархиях Русской Православной Церкви и в разных регионах России пройдут Дни Якутской епархии. Почему Вы решили организовать их?

— Для Якутии этот год юбилейный: 380 лет назад казаки во главе с Петром Бекетовым основали город Якутск и Якутия вошла в состав Российского государства. Мы по-особому уделяем внимание этой дате как патриоты своей Родины и своей республики, но для нас эта дата еще и 380-летие Православия в Якутии, потому что казаки, безусловно, были православными людьми, и вместе с ними в якутский край пришли священники и вера во Христа. Поэтому мы так широко и глубоко по-церковному отмечаем это событие.

Дни Якутской епархии мы организовали в разных регионах России, чтобы рассказать об историческом пути Православия в Якутской земле, о наших радостях и сложностях, чтобы мы все вместе помолились о благополучии наших народов, живущих в Якутии, и о том, чтобы вера Христова и в дальнейшем укоренялась в традициях северных народов.

— Что именно нас ждет?

— В эти дни состоится презентация перевода Божественной литургии на современный литературный якутский язык. Перевод занял год реальной работы, но ему предшествовали несколько лет подготовки переводчиков. Так что перевод — уникальное и очень значимое событие.

В рамках Дней Якутской епархии песнопения на якутском языке прозвучат в Пятигорске (18 ноября), в Храме Христа Спасителя в Москве (25 ноября), в Казанском соборе Санкт-Петербурга (29 ноября) и в Курске (1 и 2 декабря).

В Москве одним из значительных событий будет встреча представителей якутской интеллигенции, священников и преподавателей Якутской духовной семинарии с прихожанами храма святой мученицы Татианы при Московском университете. В творческой встрече примут участие историки и богословы, а еще состоится концерт двух коллективов — хора «Соловушка» музыкальной школы г. Нерюнгри и струнного оркестра Якутской филармонии.

В притворе храма святой Татианы также откроется выставка фотографий клирика Якутской епархии протоиерея Сергия Клинцова, настоятеля Преображенского собора Якутска. Отец Сергий служит в Якутии уже 12 лет, он яркий миссионер, который много ездит по епархии и делает фотографии. Через фотографии он показывает, что такое Якутия, что представляет собой жизнь там. Может быть, через его снимки те, кто придут на выставку, смогут немного лучше понять, что такое Якутия сегодня.

— Почему Вы решили сделать встречу именно в храме святой Татианы при Московском университете?

— Миссионерская деятельность Татианинского храма продолжается не один десяток лет, присутствием миссионеров была осчастливлена и наша Якутская епархия. Я сподобился познакомиться с ними летом этого года, но они приезжали и раньше, когда был жив епископ Зосима. В этом году, разделившись на две группы, миссионеры внесли очень достойный вклад в дело миссии и проповеди учения Христова в Якутии и среди народов, проживающих на севере.

Мы организуем встречу в храме святой Татианы, потому что хотим обратить внимание на необходимость продолжать сотрудничество, которое приносит обоюдную пользу: мы видим молодых людей, которые рассказывают о Христе, а они приобретают хороший миссионерский опыт.

— Текст Литургии переведен. Нет ли идеи использовать на богослужении традиционные якутские мелодии?

— Это сложнее, чем сделать текст. Музыкальная сторона — следующий этап, но попытки использовать во время богослужения якутскую манеру пения у нас были. Пока для нас было главным перевести текст, а мелодии мы используем обиходные или из сочинений известных  композиторов.

— Священное Писание переведено?

— Только Новый Завет и Псалтирь.

— В Якутии своеобразная и яркая культура. Происходит ли заимствование каких-то ее элементов и их использование в церковной традиции, например, делается ли при росписи храмов традиционный якутский узор? Знаю только, что в Якутии на могилах было принято устанавливать домики для духов и сегодня, уже без обращения к духам, домики все равно ставят.

— Вы говорите о своеобразных северных надгробиях. Что касается другого, заимствования происходят. Например, резчики по дереву (а якуты — прекрасные резчики!) используют якутский орнамент, когда строят и украшают храмы, традиционным орнаментом вышивальщицы украшают накидки на Престол и аналои. Такое взаимопроникновение естественно, оно обогащает.

— А происходит ли при этом переосмысление смысла узора? Допустим, раньше какие-то элементы трактовались в связи с языческими богами, а теперь их можно увязать со Христом? Например, элементы креста — с распятием?

— Не хотелось бы, чтобы сейчас это происходило. Сначала нужно, чтобы Христос жил в сердце, чтобы, как писал апостол Павел, у нас был ум Христов. А если мы сейчас начнем специально «по-церковному» расшифровывать изображения, не имея христианского духа, можем растеряться в этом многообразии и забыть о главном.

— Вы активно развиваете монашескую жизнь, возрождаете монастыри. Почему делаете на этом акцент?

— Не знаю, с чего Вы решили, что я делаю акцент именно на монашестве! Но вообще миссионерское дело, по-преимуществу, монашеское, потому что монах свободен от семейных обязанностей и может полностью отдать себя этому служению.

Мы говорили о начале Православия в Якутии, а ведь практически с самого приезда сюда казаки озаботились созданием в Якутске монастыря и, как рассказывается в историческом предании, посоветовались между собой и выбрали, кто именно будет настоятелем. Монастырь еще тогда понимали как духовный, миссионерский и образовательный центр, потому что монахи, получив достойное образование и воспитание, отправлялись в отдаленные улусы проповедовать Слово Божие и занимались с местным населением. Первая приходская школа, кстати, была открыта при Спасском монастыре в Якутске — самой древней обители якутской земли.

Поэтому очень важно, чтобы произошло возрождение Спасского монастыря. В 2013 году мы будем праздновать 360-летие с момента его основания и сейчас занимаемся восстановлением всей его многосторонней деятельности — в первую очередь, молитвенной, а еще — миссионерской и образовательной.

— Уже есть монахи?

— Два иеромонаха и трое послушников, причем все трое якуты. Пока монастырь только формируется. Так что на данный момент это монашеская община.

— Сколько им лет?

— Настоятелю, иеромонаху Никону, — 35, иеромонаху Мелетию — столько же, послушникам — за 25 лет. То есть они в самом удобном возрасте для начала монашеской жизни.

— У кого они переняли традицию?

— Слава Богу, монашество в России не было полностью истреблено, всегда были монастыри и монахи высокой духовной жизни, наставники в вере, на образ жизни и опыт которых можно было ориентироваться. Отец Мелетий был в братстве московского Свято-Данилова монастыря и приехал в Якутию с приснопамятным владыкой Зосимой. Отец Никон приехал вместе со мной, а до этого было преподавателем в Ставропольской духовной семинарии. Духовным руководством общины занимается настоятель отец Никон, а его духовник — один из насельников Троице-Сергиевой лавры.

— Как монашеская община умудряется себя обеспечивать? Что есть у насельников, как они живут?

— Пока они находятся на содержании епархии. На сегодня восстановили храм и небольшой братский домик. На первом месте у братии — ежедневные богослужения. На втором — моменты бытового плана, потому что, например, сейчас братский корпус — это просто-напросто вагончик, так что монастырь обустраивать надо серьезно. Послушники занимаются хозяйственными работами и выполняют различные епархиальные послушания.

— 13 октября 2012 года Вы подписали указ об организации подворья Покровского женского монастыря (который находится в Якутске) в Южной Якутии в поселке Чульман при храме святой великомученицы Варвары. Зачем?

— В самом Якутске монастырь существует более 15 лет и на сегодняшний момент это единственный действующий монастырь в епархии. Сейчас в нем 10 сестер. В Якутии очень большие расстояния, и я увидел, что организовать подворье на юге возможно.

Я часто бываю в разных регионах, и всякий раз, когда приезжал в Южную Якутию, переживал о судьбе храма святой Варвары. Изначально храм был старообрядческим, но потом община покинула Чульман, храм без присмотра стал ветшать, разваливаться, в нем нашли приют люди без определенного места жительства. Кроме того, деревянное здание кто-то мог запросто сжечь, а ведь храм очень красивый, с характерными для Якутии куполами, так что потерять его было бы очень жаль.

За полтора года нам удалось найти тех, кто является владельцем храма по закону (потому что без согласия правопреемника делать что-либо со зданием было нельзя), мы списались, встретились и получили разрешение забрать храм. Сделали ремонт, так что храм получился достойный и красивый, и организовали при нем подворье, в котором теперь живут две сестры из Покровского монастыря.

— Что они делают?

— Живут в приходском доме, занимаются ремонтом, потому что дом в запущенном состоянии. К ним приходит священник из соседнего храма и совершает богослужения, так что сами себе монахини не предоставлены.

Их деятельность вызывает интерес у местного населения, так что, может быть, кто-то из жителей Южной Якутии со временем к ним присоединится.

— Сколько в Якутии действующих приходов?

— Есть 60 христианских общин, треть из них живет без священника, потому что они находятся на крайнем севере, а епархия наша только возрождается. До 1993 года в Якутии не было ни одного священника, и до сих пор кадровый вопрос — один из самых сложных. Быстрее построить храм, чем сформировать священника. Этой работой занимается недавно возрожденная Якутская духовная семинария.

Сейчас у нас 58 священников, есть многоштатные приходы, есть отдаленные, на которых служат и монахи, и семейные священники.

— Как Вы решаете, кого туда отправить?

— Молодых мы «на вольные хлеба» не отпускаем, потому что они сами еще нуждаются в поддержке. Чтобы поехать в отдаленное поселение, священник должен созреть как пастырь и как человек, да и семья, если он женат, должна быть готова к переезду.

В отдаленных местах у нас служат 10 священников. Поскольку доходы там низкие, то зарплату они получают в кафедральном соборе, то есть их обеспечивает епархия.

— А как Вы решаете кадровый вопрос?

— Ежегодно по благословению Святейшего Патриарха и решением Учебного комитета в нашу семинарию направляются выпускники Московской и Санкт-Петербургской духовных академий. Мы им очень рады, идем навстречу и стараемся поддержать, обеспечить жильем и достойной зарплатой. С точки зрения организации первоначального быта пока никто не жаловался.

— Но как Вам удается решить вопрос с жильем?

— Милостью Божией.

— Есть ли какой-то совет, как священнику, которого отправляют служить на отдаленном приходе, вдохновить себя на проповедь?

— Не надо себя нарочно вдохновлять. Если есть искра, желание Христа проповедовать, оно победить все скорби и сложности. Если нет этой веры, какие могут быть советы? Если в сердце нет горения, советы бесполезны.

— А если было, но силы кончились?

— Всегда возможно говорить с архиереем. Важно правильно изложить проблему, а вместе, уверен, можно будет найти выход, благоприятный и для священника, и для устроения епархии.

— Вы человек не северный, как привыкали к суровому якутскому климату?

— Не обращал на него внимания, просто некогда было: приходилось много служить, встречаться с людьми, проповедовать. Меня поддержали слова Патриарха Кирилла, который, направляя меня в Якутию, сказал, что отныне мое здоровье и вся жизнь в руках Божиих, надо постараться забыть о бытовых проблемах и о здоровье и делать необходимое, а Господь все восполнит.

Монаху и служителю Церкви не надо заострять на этих вопросах внимание. Пока Господь дает силы и возможности не замечать внешние трудности и преодолевать их.

— Сейчас, прослужив и прожив некоторое время в Якутии, Вы по-другому стали воспринимать, например, Москву?

— Нет. Я же ко времени назначения в Якутию долгий путь прошел, служил в армии, учился в семинарии и академии, да и послужить пришлось в епархиях в разных регионах России.

Самое главное — не внешние условия, а внутреннее состояние. Если оно мирное, спокойное, то и вокруг будет мир, так что надо стремиться к нему стараться удержать в сердце, это очень важно. Знаете, как от моего внутреннего состояния зависит состояние окружающих? Если бываю раздражителен или внутренне смущен, это накладывается и на тех, кто рядом. А если стараюсь стяжать мирный дух, пусть и ценой усилий, то и они чувствуют себя по-другому.

— А что Вы делаете, если нечто выводит Вас из себя или когда возникает совершенно тупиковая ситуация, в которой Вам надо принять решение?

— Молюсь. Бывает, что по-человечески что-то кажется невозможным, но Бог может сделать все. «Невоз­можное человекам возможно Богу», — это слова Самого Христа. Тупиковых ситуаций нет, надо молиться и просить Господа и просить о молитве других, потому что соборная молитва значит многое. Через Свое Господь посещение подаст разрешение в любой ситуации.