Приветствую Вас Гость!
Среда, 22.01.2025, 21:10
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Июнь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Архив записей

Главная » 2012 » Июнь » 8 » Тюремные капелланы будут призваны повысить авторитет Общественных наблюдательных комиссий
22:53
Тюремные капелланы будут призваны повысить авторитет Общественных наблюдательных комиссий

В Общественной палате РФ прошла международная конференция на тему: «Роль и степень влияния священнослужителей, входящих в состав общественных наблюдательных комиссий, на гармонизацию взаимоотношений между субъектами и объектами общественного контроля». Вела заседание член Общественной палаты РФ, председатель Общероссийской общественной организации «Совет общественных наблюдательных комиссий» Мария Каннабих.

В мероприятии приняли участие викарий Московской епархии, председатель Синодального отдела Московского Патриархата по тюремному служению, епископ Красногорский Иринарх, тюремные капелланы, входящие в состав региональных ОНК, представители религиозных конфессий, председатели ОНК субъектов РФ, члены Общественной палаты РФ, представители организаций по тюремному служению из Италии и Щвейцарии, руководители общественных организаций и СМИ.

Необходимо сказать, что в последнее десятилетие в местах принудительного содержания проводится огромная работа по духовному окормлению не только осужденных, но и сотрудников и членов их семей. В настоящее время более 1100 православных священников посещают учреждения УИС на постоянной основе. На сегодняшний день в 1041 исправительном учреждении ФСИН России функционируют 555 православных тюремных храмов и 450 молитвенных комнат для заключенных. В учреждениях УИС действуют более 800 православных религиозных общин, объединяющих более 70 тысяч заключенных, организовано почти 300 воскресных школ, в которых проходили обучение свыше 11000 верующих осужденных. Практически в каждом храме в учреждениях ФСИН имеется библиотека православной литературы.

Кроме того, православные свяшеннослужители входят в состав региональных Общественных наблюдательных комиссий. Членство в ОНК облегчает священнослужителю выполнение им основной миссии – духовно-пастырского окормления в местах принудительного содержания. При этом данные священнослужители, часто посещая в составе ОНК различные учреждения УИС региона, могут лучше оценивать труды священников в местах принудительного содержания, которые на постоянной основе закреплены Епархиальным управлением за учреждениями УИС.

– Участие священнослужителей в работе таких важных общественных объединений, как Общественный совет при ФСИН России и Совет общественных наблюдательных комиссий, позволяет с одной стороны в духе реформирования системы исполнения наказаний в России защищать религиозные права и свободы как заключенных, находящихся в местах лишения свободы, так и сотрудников пенитенциарных учреждений, а с другой стороны – содействовать становлению и нормализации рабочих отношений между Церковью и учреждениями исполнения наказаний в регионах, – говорит председатель Синодального отдела Московского Патриархата по тюремному служению, епископ Красногорский Иринарх.

О положительном влиянии священнослужителей на работу ОНК рассказала и председатель Общероссийской общественной организации «Совет общественных наблюдательных комиссий» Мария Каннабих.

– Анализ деятельности региональных ОНК, в состав которых входят священнослужители Русской Православной Церкви, а таковых у нас на сегодня 11 комиссий, показывает, что рабочая атмосфера внутри них более спокойная и благоприятная для реализации возложенных полномочий, – подчеркивает Мария Валерьевнаэ – Одним своим присутствием честные отцы настраивают членов ОНК на деловой лад. Именно поэтому мы признательны Патриарху Московскому и всея Руси за его рекомендации руководителям епархиальных управлений РПЦ – активно участвовать в формировании новых составов общественных наблюдательных комиссий в субъектах Российской Федерации.

Также надо отметить, что в настоящее время ведется работа по учреждению института тюремных капелланов, которые будут совершать свое священнослужение только в пенитенциарных учреждениях.

– В регионах множество пастырей уже сегодня на местах успешно решают эту задачу, а руководство кадровых служб ФСИН России также не видит препятствий для ее осуществления, – рассказывает Иринарх. – Полагаю, что нам предстоит кропотливая и напряженная работа по возрождению института тюремного духовенства, опираясь как на дореволюционный опыт Русской Православной Церкви, так и на современный опыт деятельности тюремных капелланских структур зарубежных стран.

Об опыте тюремного каппеланства в Италии рассказал представитель католической благотворительной организации «Каритас» Фульвио Санвито:

– В каждой итальянской тюрьме есть католический священник, который пытается помочь, поддержать моральный дух тех, кто оказался в местах лишения свободы. Священник может сопровождать осужденного в суде или при проведении религиозных праздников. Важным аспектом является также и то, что заключенные, выходя на свободу, продолжают общение со священнослужителем, который помогает им найти работу, место проживания, средства к существованию. В Италии капелланы получают зарплату от государства, но это никаким образом не влияет на авторитет священника. Священники ближе к церкви, а не выполняют политику администрации.

Также интересен тот факт, что у жителей Италии к осужденным отношение кардинально отличается от нашего. Если у нас осужденный автоматически становится изгоем общества, то там не только заинтересованные органы, но и простые граждане делают все, чтобы человек больше не вернулся за решетку. В реабилитационных центрах, куда после освобождения попадают бывшие осужденные (в основном, иностранцы, не знающие языка и не имеющие постоянного места жительства), проходят курсы по изучению языка, раз в неделю шеф-повар ресторана приходит в центр и готовит обед, активно помогают и сами граждане, приносят вещи, деньги.

Конечно, по сравнению с мировой практикой, российская пенитенциарная система является более суровой. И до такого отношения общества к тем, кто преступил закон, у нас еще далеко.

– Надо понимать, что церковь не решит всех проблем пенитенциарной системы, – говорит Иринарх. – Мы вносим свой вклад, но мы никогда не заменим государство. Главное, чтобы заключенные не выходили из мест лишения свободы с исковерканной душой.

О своей работе на местах рассказали и православные священники, входящие в состав региональных ОНК. Конечно, остается еще много проблемных вопросов, однако можно сказать, что роль священника велика там, где есть конструктивное взаимодействие с руководством мест принудительного содержания.

– У нас отношения с руководством пенитенциарных учреждений региона хорошие, деловые, они видят положительный результат и поэтому всегда идут навстречу, – рассказывает заведующий отделом тюремного служения Саратовской и Вольской Метрополии, член ОНК Саратовской области иерей Сергей Выгодин. – На сегодняшний день есть договоренность с начальниками исправительных колоний о том, что мы подготовим миссионеров из числа прихожан, которые будут проводить беседы и с сотрудниками колоний, и с осужденными, а администрация поможет в организации таких мероприятий. Если говорить о влиянии священника на климат внутри Общественной наблюдательной комиссии, я считаю, что нам очень повезло, что среди членов ОНК Саратова, несмотря на многонациональный и многоконфессиональный состав, подобрались люди с крепким внутренним стержнем и нравственными ценностями, которые стараются в самой сложной ситуации быть верными голосу собственной совести, которая «является голосом Божьем внутри человека».

Итогом конференции стало обсуждение и принятие Кодекса этики членов ОНК.

http://fsin.su/news/index.php?ELEMENT_ID=40189