«Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства!
Дорогой отец Иеремия, отцы, братья!
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
С особым чувством совершил я сегодня Божественную литургию в этом
храме — центре духовной жизни Пантелеимонова монастыря, где многие
поколения иноков, предстоя пред Господом, творили постоянную молитву за
Отечество наше, за народ наш, за спасение душ человеческих.
Афон, отделенный от всего мира даже чисто природными факторами, являл
всегда неприступную крепость. В самых тяжких исторических
обстоятельствах здесь, несмотря на агрессию, оккупацию и различного рода
военные конфликты, теплилась свеча Православия и молитвы за весь мир.
И сегодня, как и впредь, у Афона — особая миссия. Чтобы лучше понять
смысл этой миссии, следует обратиться к словам Евангелия от Иоанна,
которые мы слышали сегодня за Божественной литургией. Хорошо всем
известна история о насыщении пяти хлебами пяти тысяч (см. Ин. 6, 5–14). С
каким восторгом люди восприняли это чудо! Они были голодными, и их
накормили. Чему же учит нас эта евангельская история? Во-первых, тому,
что мы можем просить у Бога не только о духовном, но и о материальном.
Господь посылает нам не только по молитвам, что возносим мы о своих
грехах, но и по нашим человеческим просьбам.
Но чему еще учит нас данная история? Этот энтузиазм людей, это особое
отношение к Спасителю, которое многократно усилилось после умножения
хлебов, свидетельствовали о том, что люди видят в Нем чудотворца,
пророка, который способен решить, в первую очередь, их земные проблемы.
Ведь и после воскрешения Лазаря народ встречал Его с таким восторгом,
думая, что в Иерусалим вступает всемогущий вождь, который способен
избавить народ израильский от ненавистного римского ига. Но мы знаем,
что произошло, когда Господь явился им не в славе и не в силе, а
посрамленным, окровавленным, униженным. Как возроптала толпа! С каким
гневом она требовала Его смерти, видя Господа, предающего себя в жертву
за род человеческий… Обманщик! Он не оправдал надежд — не избавил народ
израильский от иноземного ига. Он тем более не сможет больше никого
накормить — нечего от него ждать. Кредит доверия исчерпан, и Его отдают
на распятие.
Вот и сегодня в человеческом роде популярен тот, кто обещает людям
много благ в этой земной жизни. На выборах лидируют те, кто больше
обещают. Неизвестно, выполнят или не выполнят, но обещают, и люди верят
им, голосуют. Авторитетными становятся те, от которых что-то можно
получить для этой жизни. Построение земной жизни является абсолютным и
всеобъемлющим приоритетом для большинства людей. Но Христос-то пришел
для другого. Он пришел со словами: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство
Небесное» (Мф. 3, 2). В центре Его проповеди, при всем том, что Он
помогал людям в их физических скорбях и недугах, содержится самое
главное — призыв к стяжанию Царства Небесного, а значит, тех целей и
ценностей, которые не ограничиваются человеческой жизнью, которые
превыше всего.
А это означает, что если люди теряют эту перспективу жизни, эти
приоритеты, то уходят в сторону от Божьего замысла о человеке. Даже
находясь на Святой Горе Афон, мы знаем, что происходит в современном
обществе и в мире, и не следует об этом много говорить. Какие-то остатки
религиозной жизни во многих странах вытесняются на обочину или
загоняются в узкое пространство личной жизни. Нет места вере в жизни
современного общества, оно увлечено другим — построением человеческого
благополучия. Но мы знаем: чем больше люди вкладывают сил, средств в
построение этого, тем дальше от них это благополучие уходит. Они хотят
схватить птицу счастья, а она выскальзывает из рук.
И так будет до самого конца, потому что нет человеческого счастья,
нет блаженства без того, что Христос открыл нам. Ради чего Он пришел в
этот мир, ради чего пострадал и во имя чего воскрес? Во имя прощения
грехов и жизни вечной.
Находясь здесь, в стороне от житейской суеты, хотя она и прикасается к
Афону, Вы сохраняете способность видеть, чувствовать главный приоритет в
жизни, потому что отказались от всего того, что дорого людям, ради
чего человек трудится практически всю свою жизнь: от денег,
материального благополучия, семьи, — и это открывает вам особое ведение и
понимание того, что слово Божие непререкаемо, что это не некая
философская ошибка, а действительно откровение Божественное о смысле и
цели человеческого бытия. Вы это чувствуете своей жизнью в молитве, и
потому на вас лежит особая ответственность: молиться за весь мир, не
только за себя.
Каждый день и в личных, и в общественных молитвах просите о роде
человеческом молитесь, чтобы Господь продлил человеческую историю, чтобы
дал возможность людям прийти к покаянию. Молитесь и об Отечестве нашем,
которое сегодня несет особую ответственность, в том числе и за
сохранение Православия. Мы знаем, что враг рода человеческого восстает
на Церковь, и до вас, может быть, доходят отзвуки этой тяжелой борьбы.
Мы там, на переднем крае этой борьбы, но как нам нужна ваша помощь, ваша
молитвенная поддержка, ваше ежедневное и ежечасное памятование о народе
нашем, о Церкви нашей и о всем роде человеческом!
Пусть мои слова никого не приводят в смущение и ни у кого не вызывают
чувство гордыни, потому что Бог слышит молитву только смиренного сердца
и сердца чистого. А это означает, что внутренняя работа над самим
собой, над очищением себя от всякой скверны плоти и духа сегодня, как и
всегда, является главным духовным деланием инока. И через это делание
каждый из вас преодолевает притяжение греха и становится способным
чистым сердцем возносить молитву Богу. Мы верим в непреходящую молитву
Святого Афона и просим, чтобы Господь оградил гору сию, афонские обители
от всякой скверны плоти и духа, от всяких лжеучений и соблазнов века
сего, чтобы вы оставались всегда способными хранить чистоту Православия и
чистоту своих сердец, дабы видеть Бога и обращаться к Нему с горячей
молитвой. Покров Пречистой Царицы Небесной да пребывает со всеми вами.
Аминь».