17 ноября 2012 года в крестовом храме в честь Владимирской иконы Божией Матери Патриаршей резиденции в Чистом переулке Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Гедеона (Губки) во епископа Георгиевского и Прасковейского.
При наречении архимандрит Гедеон обратился к Предстоятелю Русской Церкви и сослужившим Его Святейшеству иерархам со ставленническим словом.
Ваше Святейшество! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Богомудрые архипастыри, святители Церкви Христовой! Промыслом Божиим и изволением Великого Господина и отца нашего Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Священного Синода призван я, недостойный, к высокому служению в Церкви Христовой. Ныне предстою пред вами, святители Божии, с покорностью приемля святую волю Господа нашего Иисуса Христа, указанную мне через Ваше решение о моем избрании епископом Георгиевским и Прасковейским.
Уповая на Бога и помня Его Слова, обращенные к пророку Исаии: «Я избрал тебя и не отвергну тебя: не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей» (Ис. 41:9-10), прошу Господа о Его всесильной помощи ко мне, грешному.
Вижу особый промысел Божий в том, что будущая моя кафедра носит название святой великомученицы Параскевы, моей любимой святой с детского возраста. Вот уже более двадцати лет я несу послушание, в храме ее имени. Возглавляю так называемое Пятницкое подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры.
Со страхом и трепетом и осознанием крайнего своего недостоинства пришел я сегодня сюда, молитвенно взывая к Небесному Отцу: «Отче! Не моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22:42).
Не смею допустить мысли считать себя достойным этого сана, сознавая свою греховность, но боюсь и отказаться от него, слыша слова Господа, обращенные к согрешившему Петру: «Любишь ли ты Меня, паси агнцев Моих, паси овец Моих» (Ин. 21:15-17). Святой Иоанн Златоуст, объясняя это место Евангелия, обращает внимание на то, что в доказательство любви к Себе Господь потребовал от Петра подвига пастырства. Почему же так велико в очах Господних пастырское служение? Потому, что пастыри, по выражению апостола Павла, есть «соработники у Бога» (1 Кор. 3:9). Христос пришел на Землю восстановить падший образ Божий в человеке.
Задача каждого пастыря привлекать, перерождать и освящать людей. Какую самую большую пользу можно принести своему ближнему? Подготовить его к вечной жизни! Нелегко выполнение этой задачи — приходится бороться с испорченной грехом природой человека. Насколько велико должно быть самопожертвование пастыря и велика его любовь к своему стаду?
Если непросты обязанности обычного пастыря и высока ответственность его за спасение им пасомых, то что можно сказать об архипастыре?
Поистине к нему обращены слова Господа, сказанные некогда пророку Иезекиилю: «Сын человеческий! Я поставил тебя стражем дому Израилеву» (Иез. 3:17).
Архипастырь ответствен не только за всех овец словесного стада, врученных ему Богом, но и за пастырей. Спросится с него за каждого грешника, которого во время не образумил и не уврачевал. Долг его болеть болезнями пасомых и исцелять их, подобно Пастыреначальнику Христу, «ранами Которого мы исцелились» (Ис. 53:5). Он должен быть готов перенести все озлобления, гонения и самую смерть ради правды Божией, пить чашу Христову и креститься Его крещением (Мф. 20:23; Мк. 10:39).
Осознаю свои слабые силы, из послушания покоряюсь этому избранию не ради чести и славы, а ради желания отдать себя на служение Святой Церкви.
Двадцать пять лет я несу церковное послушание в монашеском чине. И большим утешением для меня является то, что на высоту епископского служения я призван из дорогой моему сердцу Лавры преподобного аввы Сергия.
Призвание меня сегодня на высшее служение я рассматриваю как продолжение моего монашеского послушания и буду стараться выполнять его с еще большей ответственностью и ревностью, прилагая все усилия, чтобы быть максимально полезным Церкви Божией.
Обращая взор на прожитую жизнь, вижу в ней постоянное действие промысла Божия. Воспитанный в православной вере с юности искал я монашеской уединенной жизни, и Господь дал мне, по Своей великой милости, мудрых учителей, истинных пастырей Церкви Христовой.
Первые азы жизни духовной преподаны мне были в селе Рудка Козинская на Волыни иеромонахом Нифонтом (ныне митрополит Луцкий и Волынский), ставшим для меня духовником и богомудрым учителем. Затем поступив в Московские духовные школы и вступив в число братии Свято-Троицкой Сергиевой лавры, я, по благословению своего духовника, обрел дорогого батюшку отца Кирилла (Павлова), ставшего на многие годы моей монашеской жизни учителем и наставником во всем. Благодарю его за любовь, за святые молитвы, за преподанные мне уроки терпения.
Здесь же я насыщался от сладостной трапезы бесед и наставлений старшей братии, исполненных глубокой мудрости, огромного опыта и духовной настроенности, всегда любвеобильных и благостных, немало добрых семян посеявших в мою душу.
Сегодня я вспоминаю и благодарю всех живых и перешедших в мир иной, согревавших меня любовью, служивших мне примером, вразумлявших и воспитывавших меня.
В первую очередь — моих почивших родителей, воспитавших семерых сыновей. Отец с матерью сумели привить нам любовь к Богу и к людям, дали тот правильный жизненный ориентир, который привел в будущем троих из нас к священному сану.
Сугубо хочется сегодня вспомнить приснопамятного дальнего родственника по линии мамы — митрополита Евгения (Гакмана) всегда бывшего для меня образцом истинного пастыря полагавшего душу за овец своих.
Искренние слова благодарности приношу митрополиту Ставропольскому и Невинномысскому Кириллу, а также архиепископу Сергиево-Посадскому Феогносту, наместнику Свято-Троицкой Сергиевой лавры, внимательным наставникам и рассудительным архипастырям, преподавшим мне уроки ревностного служения и послушания Церкви Христовой.
Премного благодарен всей братии Лавры, особенно тем, с кем начинал трудиться в монастыре, учиться монашеской жизни и преодолевать все искушения, посылаемые нам для исправления. Благодарю за этот прекрасный и содержательный отрезок моей жизни, где много получил духовного утешения и неведомой для мира радости — радости, понятной только инокам. «Как много у Тебя благ, которые Ты хранишь для боящихся Тебя и которые приготовил уповающим на Тебя» (Пс. 30:20).
От святой раки, где покоятся мощи преподобного Сергия и горит неугасимым светом лампада веры и молитв православного народа великой Руси, предстоит мне отправиться к месту нового служения. Твердо верю в то, что великий авва Сергий, обещавшийся «посещать детей своих», не лишит меня своего предстательства и помощи в епископском служении.
Вручаю себя заступничеству Божией Матери, преподобного Сергия, великомученика Георгия Победоносца, великомученицы Параскевы, новомучеников и исповедников Русских и всех святых Божиих угодников.
Верю, что по Вашим молитвам, Святейший Владыка, и по вашим молитвам, досточтимые и богомудрые архипастыри, Божественная благодать, «всегда немощная врачующая и оскудевающая восполняющая», очистит, уврачует и освятит немощи моей души, восполнит скудость моего ума и сердца, соделает мое служение, к которому призывает меня Господь, достойным и плодотворным во славу Святой Церкви и нашего Отечества. Молюсь, о том, чтобы мог я совершать служение свое неосужденно и непреткновенно, дабы было оно угодно Богу, полезно и спасительно для меня и паствы. Аминь.