Приветствую Вас Гость!
Среда, 22.01.2025, 22:25
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Июнь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Архив записей

Главная » 2012 » Июнь » 9 » Ответы архиепископа Верейского Евгения на вопросы посетителей сайта Синодального информационного отдела
22:20
Ответы архиепископа Верейского Евгения на вопросы посетителей сайта Синодального информационного отдела

Председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, ректор Московских духовных школ архиепископ Верейский Евгений ответил на вопросы посетителей сайта Синодального информационного отдела.

— Ваше Высокопреосвященство, дорогой владыка Евгений! Мы живем в Карагандинской епархии. У меня с детства мечта служить в священном сане. Я хотел бы учиться в Троице-Сергиевой лавре у мощей преподобного Сергия. Возможно ли поступить в Московскую духовную семинарию без рекомендации правящего архиерея? (Феодор, г. Караганда, Казахстан)

— Феодор, необходима рекомендация священника, заверенная правящим архиереем или рекомендация самого архиерея.

— Владыка благословите! Владыка есть ли в МДА магистратура? Принимают ли с тройкой? (Владимир, г. Волгоград)

— Владимир, магистратура есть. В каждом отдельном случае вопрос рассматривается индивидуально. Но вопрос в том, какой бакалавриат Вы закончили?

—  Ваше Высокопреосвященство, добрый день! Я воспитанник заочного отделения Самарской семинарии, сейчас учусь на 4 курсе, в дальнейшем хочу продолжить обучение и, конечно, принять священнический сан. В наше время очень трудно найти достойную матушку, особенно верующую и такую, чтобы пошла за тобой по стези священнического пути. Мне очень нравится одна девушка, она верующая, ходит в храм и ведет благочестивую жизнь по меркам сегодняшнего мира. Проблема в том, что она имеет ребенка от одного мужчины, который бросил ее как только узнал, что она беременна. Он не появлялся на протяжении всей жизни ребенка, а девочке 7 лет уже. Вопрос в том, если бы я соединил свою жизнь с этой девушкой, я могу надеяться на возможность моего дальнейшего рукоположения в сан священника или это будет невозможно? Заранее благодарю за ответ. (Максим, г. Самара)

— Мужчина, женатый на женщине, имеющей ребенка от другого, в соответствии с каноническими нормами, не может быть рукоположен. Поэтому Вам как потенциальному кандидату священства следует поискать другую невесту. В случае брака, о возможности которого Вы пишете, Вам могут быть доступны лишь те церковные должности, которые могут занимать миряне.

— Добрый день, Ваше Высокопреосвященство. Я с 2007 года занимаюсь внедрением и развитием электронного дистанционного образования в банке. За это время моим отделом, которым руковожу, было разработано более 30 электронных учебных курсов, проведено более 500 вебинаров, обучено более 4000 работников. Имею большой опыт по разработке контента для электронных курсов. В свободное от основной работы время занимаюсь поддержкой сайта храма св. Николая Чудотворца в Кленниках. В мирской жизни электронное обучение, хотя и новая форма обучения, но очень эффективная, что подтверждается различными нашими исследованиями. Хотел бы узнать, а насколько наша Православная Церковь в обучении использует эту форму? (Андрей Стулов, г. Москва)

— Андрей, при получении духовного образования очень много внимания уделяется воспитательному процессу и главной формой обучения для нас является очная форма. Дистанционная форма, в нашем случае, возможна при работе с заочным сектором, где подавляющее число студентов уже приняло сан, также рассматривается вопрос об использовании дистанционной формы для дополнительных образовательных проектов и переподготовки. В настоящий момент в МДА разрабатывается порядка десяти дистанционных образовательных курсов.

— Ваше Высокопресвященство! Вы на протяжении многих лет являетесь ректором старейшего учебного заведения России, а также председателем Учебного комитета Русской Православной Церкви. Почти 20 лет! Неужели за столько лет Вы не смогли воссоздать действительно высокого уровня богословское образования? Причем у вас были все необходимые для этого силы и ресурсы. Следуя веянию моды, Вы тянете богословскую науку в дикие дебри Болонских лесов, неужели Вы верите, что таким образом богословкое православное образование выйдет на совершенно более высокий уровень? (Алексей Архипов, г. Москва)

— Уважаемый Алексей! К сожалению, быстро можно только разрушать, на созидание же уходит гораздо больше времени. К тому же гораздо труднее воссоздавать однажды сотворенное и утраченное, чем строить новое. Годы атеизма и безбожия сожгли практически дотла мощное, только начавшее плодоносить древо отечественной богословской науки, а ведь на его взращивание ушло два века! Вы говорите, что у нас были все необходимые силы и ресурсы, — Вы не представляете, как это далеко от правды. Но зато у нас есть Господь, и хотя нам предстоит еще долгий путь, мы делаем все от нас зависящее и верим, что Он нас не оставит.

Собственно Болонский процесс касается исключительно образования и затрагивает науку только в административной сфере. Любые научные исследования и, конечно, отечественная богословская наука никак с Болонским процессом не связаны по своему содержанию. Но Вы правы в том смысле, что высшее образование (не только богословское) не существует без науки, а наука подпитывается высшим образованием. Болонский процесс представляет собой лишь немой набор инструментов, прежде всего методического и административного характера. А в настоящее время перед духовным образованием стоят задачи, некоторые из которых удобнее осуществлять именно с помощью таких инструментов. Совсем необязательно, но удобно. Например, перед нами стоит задача доказать сопоставимость наших учебных программ со светскими (европейскими и отечественными) с целью признания уровня образования — Болонский процесс предоставляет нам такую возможность. Итак, мы используем только то, что нам необходимо. Но главное после сохранения традиции — культивирование научного исследования. И тогда будет и научная школа, и высокий уровень образования. А это уже зависит от нас с Вами.

— Обошел в Архангельске несколько церквей с просьбой покрестить ребенка перед отъездом на несколько месяцев, к сожалению смог выбрать только крестную мать для него, мужчин, кому бы настолько доверял, знакомых нет, везде получил завуалированный отказ, мол без крестного и крестной вместе не крестим, мол можем потерять «работу». Во-первых, непонятно теперь — что, из-за этого не крестить тех, у кого нет возможности пригласить обоих крестных по разным причинам? И кто же взял на себя смелость ввести подобное правило? И вообще я всегда думал что это не «работа», а служение, причем Господу! Также забыл добавить что запрещено в Архангельских храмах в крестные принимать родственников, бабушек, дедушек, тетей и дядей, правильно ли это, ибо это нововведение недавнее? (Константин, г. Архангельск)

— Крестить мальчика можно и без восприемницы, но восприемник, крестный отец, в этом должен участвовать. Крестить мальчика без крестного отца можно лишь в исключительных случаях. Близкие родственники — дедушки, дяди, взрослые братья — могут быть восприемники, но только не родители.

— Ваше Высокопреосвященство! В последнее время довольно актуальной стала тема применения мультимедиа и дистанционных технологий в духовном образовании. В частности, организация дистанционных курсов в семинариях, создание электронных учебных комплектов для студентов (последнее тоже, на мой взгляд, замечательное и нужное начинание). Каково Ваше отношение к этой проблеме и что можно сказать об этом? Какие шаги предпринимаются для развития этого направления и что планируется? Вопрос небезинтересен, поскольку сама имею небольшой, но очень положительный опыт обучения и совсем малый — преподавания в этих системах, чему очень рада. Хотелось бы узнать, над чем нам бы стоило работать и на что обратить внимание прежде всего. Заранее большое спасибо! (Юля, г. Москва)

— Уважаемая Юлия! В настоящее время и Учебный комитет, и духовные учебные заведения, и профильные синодальные отделы работают над созданием системы дистанционного обучения по различным направлениям подготовки. Мы находимся сейчас еще в начале пути, однако четко представляем, что хотим получить. Важно понимать, что в первую очередь следует обращать внимание на создание дистанционных курсов, наиболее востребованных современной церковной жизнью. И именно на этом мы концентрируем наши усилия.

— Планирует ли Учебный комитет в рамках реформирования системы духовного образования создание курсов повышения квалификации для священнослужителей по типу 2-х недельных курсов в государственных учреждениях? Возможные направления: практическая психология, социальная психология, экономические аспекты управления на приходе, катехизация и др. Насущных вопросов много. Как представляется, пользы бы было не мало от таких курсов. (иерей Александр Топчий, г. Калининград)

— Действительно, такие курсы могли бы значительно помочь в повышении образовательного уровня клириков и мирян. И они создаются, некоторые уже успешно действуют. Более того, у нас накоплен значительный потенциал сотрудничества со светскими учебными заведениями, в государственных и негосударственных вузах открыты кафедры и факультеты теологии. Однако Учебный комитет несет ответственность за качество образования, и предстоит еще немало работы, чтобы использовать весь этот потенциал для решения общецерковных задач.

В настоящее время уже действуют курсы повышения квалификации для клириков Москвы.

— Ваше Высокопреосвященство! Есть ли возможность дистанционного обучения в МДАиС? (Алексей, г. Анадырь)

— Уважаемый Алексей! В настоящий момент система дистанционного обучения Московской духовной семинарии находится в стадии разработки, и мы надеемся, что в самое ближайшее время увидим первые плоды. Следите за информацией на наших официальных сайтах.

— Ваше Высокопреосвященство! Уважаемый владыка Евгений! Смею напомнить Вам, что имел возможность общаться с Вами в начале этого года на установочной конференции по поводу будущей энциклопедии «Сергий Радонежский» в Московском Доме ученых, когда спрашивал Вашего совета по поводу остающейся закрытой строительными лесами и маскировочной сеткой мемориальной доски в честь М.В. Ломоносова — выпускника Спасских школ, являвшихся предтечей руководимого Вами учебного комплекса в составе Русской Православной Церкви, на здании по ул. Никольской, 9 (выходящая непосредственно на улицу часть храма Спаса Нерукотворного). Увы, недавно обнаружил там свежепокрашенный забор, а потому, видимо, еще долго придется ждать «вызволения» Ломоносовской памятной доски. Можно адресовать к Вам, уважаемый Владыка, один конкретный вопрос? Сейчас в коммуникации с Архангельской митрополией идет предварительная проработка вопроса о возможности организации летом с.г. на Русском Севере волонтерского проекта, связанного с 310-й годовщиной ухода из жизни первого архиепископа Холмогорского и Важского Афанасия. Если будет положительное решение о проведении такого проекта в рамках церковно-светского соработничества, то можно ли будет попросить Вас порекомендовать кандидата для участия в предполагаемом проекте из числа обучающихся в руководимых Вами учебных заведениях, которые или были бы уроженцами Архангельской области, или в порядке исследовательской работы занимались бы изучением жизни, деятельности и трудов святителя Афанасия, который, как мне рассказывали на Севере, даже считался вероятным кандидатом на Патриарший престол после смерти Патриарха Адриана в 1700 году, но чего не произошло вследствие упразднения Патриаршества? Спасибо! (С уважением, Вадим Михайлов, куратор волонтерских проектов, г. Москва)

— Уважаемый Вадим! Мы приветствуем подобные проекты, участвуем в них и готовы посильно участвовать и далее. Особенно значительны здесь усилия Миссионерского отдела Московской духовной академии, который накопил немалый опыт. Приглашаем Вас посетить нашу Академию и обсудить детали проекта. Благодарим за конкретные инициативы.

— Сын обучается в семинарии. После выпуска из семинарии, если примет сан (диаконский, священства) куда будет направлен? В тот регион из которого прибыл, или в любой иной в зависимости от необходимости епархии? На учебу приехал из Москвы. Если сан не примет, то каков его дальнейший путь может быть с дипломом бакалавриата? Возможно ли в программу обучения включит мирские предметы, которые в любом случае могут пригодится в жизни? (С уважением, Елена, г. Москва)

— Елена, выпускники семинарий распределяются в те епархии, от которых поступали, вне зависимости от сана. По окончании семинарии он сможет продолжить свое образование в магистратуре.

— Ваше Высокопреосвященство! Два с половиной года я обучался на СЗО МДС. Затем по письму епископа был отчислен. С помощью Святейшего Патриарха я вновь служу. Хотел бы восстановиться в семинарии, но епископ упорно не дает рекомендацию! Как быть? Если все таки получу рекомендацию, смогу ли учиться, мне скоро будет 50 лет? Прошу Ваших молитв и помощи! (иерей Михаил Оболенский, г. Пучеж)

— Да, Вы сможете продолжить обучение на СЗО МДС.

— Как Вы думаете, что в сегодняшнем дне является широким путем, или тайным расширением, и как это можно соотнести с новшествами в самой Церкви? (Юрий, г. Егорьевск)

— Юрий! Под широким в настоящее время стоит понимать то же, о чем говорится в Священном Писании: это путь порочных страстей, которых огромное множество. И тот кто движется этой дорогой, широкой лишь в своем начале, должен помнить о пагубности греха. Путь к Богу всегда узок и тернист, потому через него необходимо двигаться протискиваясь. Не совсем понятно, что Вы имеете в виду под «тайным расширением» и что подразумеваете под новшествами Церкви.

— Здравствуйте! Скажите, как Русская Православная Церковь относится к Армянской Апостольской Церкви? Армянская Церковь включают в группу Древневосточных Православных Церквей — получается, она является православной? И каковы основные различия догматов Армянской и Русской Церкви? Спасибо! (С уважением, Ованес, г. Нижний Новгород)

— Единственное вероучительное отличие Армянской Апостольской Церкви от Русской Православной Церкви заключается в одном из главнейших церковных догматов, в учении о Христе. Русская Церковь, как и вся полнота Православной Церкви, разделяет учение, выраженное в 451 г. на IV Вселенском (Халкидонском) Соборе: во Христе — две природы (Божественная и человеческая) и одна ипостась. Армянская Церковь отказалась принять это учение, сохранив дохалкидонскую Христологию, в которой одна ипостась могла иметь одну природу: во Христе одна ипостась Богочеловека, а потому и одна природа Богочеловека. Поэтому она не является православной и не находится в молитвенном и евхаристическом общении с Русской Православной Церковью. Неоднократно, как в древности, так и в новое время, православные и армянские богословы вели переговоры о соединении, но поскольку представители Армянской Церкви всегда отказывались признать Халкидонский Собор, переговоры остаются безрезультатными. Хотя многие армянские богословы отрицают, что они монофизиты (признают в Иисусе Христе только Божественную природу, отвергая Его человечество), отказ Армянской Апостольской Церкви признать ясное и точное учение Халкидонского Собора о двух природах во Христе фактически делает ее монофизитской церковью. Остальные отличия между Армянской и Русской Церквами несущественны. Армяне, которые желают присоединиться к Православной Церкви, должны принять постановления и правила IV-VII Вселенских Соборов.

«Древневосточные Православные Церкви» — хотя и употребимое, но очень условное и семантически неточное название группы древних церквей, отпавших от единства Вселенской Церкви после отвержения Халкидонского Собора. В этом названии «православный» является переводом английского слова «orthodox», которое может быть переведено на русский язык и как «православный», и как «ортодоксальный». Объем этих понятий не совпадает. Первое указывает на истинное вероучение, которое сохраняется только в Православной Церкви, а слово «ортодоксальный» можно употребить в отношении какой угодно вероучительной традиции. Отсюда известные словосочетания: «ортодоксальный иудаизм», «ортодоксальный ислам», «ортодоксальный марксизм». Поэтому монофизитские церкви, куда входит и Армянская Апостольская Церковь, правильнее было бы называть «Древневосточными ортодоксальными церквами».

— Ваше Высокопреосвященство! Я дерзаю причащаться часто. Изучал вопросы подготовки, читал о препятствиях к этому Таинству. Тем не менее, я вызываю недоумение у некоторых христиан своим частым причастием. Нужно ли спорить и оправдывать свою позицию в таких ситуациях? Ведь, прочитав ряд книг по этой теме, которые, собственно говоря, и поменяли мое отношение к этому Таинству, я правильно понял, что как раз часто причащаться — это нормально, а не наоборот? (Константин, Московская обл.)

— Таинство Святой Евхаристии — это величайшая святыня, дарованная нам Господом Иисусом Христом. Приобщение этой святыни соединяет нас с Богом самым тесным образом. Однако в послании к коринфянам апостол Павел говорит, что недостойно причащающийся «виновен будет против Тела и Крови Господней…. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирают» (1 Кор. 11:27-34). Чтобы избежать этого, апостол говорит: Да испытывает себя человек... (1 Кор. 11:28). Самым лучшим способом испытать свою совесть является Таинство исповеди, где священник может сказать, готов ли человек с его душевным состоянием приобщаться великой святыни, чтобы ему не быть повинным против Тела и Крови Господней. То есть ответом может быть следующее: причащаться надо настолько часто, насколько позволяет ему его душевное устроение. Душевное же устроение должен определять не сам человек, а его духовный руководитель.

— Здравствуйте, владыка! В настоящее время повсеместно происходит реформирование системы образования, включение его в так называемый Болонский процесс. Насколько актуальны по Вашему данные реформы именно для духовного образования? Не сведется ли суть к смене формул обучения с 4+4, на 4+2+2? Не будет ли в итоге Церковь готовить лишь технически-начитанно-образованных пастырей — «менеджеров храма», но не имеющих веры? Насколько глобальны данные реформы для системы духовного образования Московского Патриархата? Насколько известно, Киевкие духовные школы не придерживаются данной системы. (Александр, г. Минск)

— Уважаемый Александр! Реформирование системы духовного образования — общецерковная задача, а Болонский процесс — лишь один из инструментов, которым иногда удобно пользоваться для ее решения. Конечно, всегда есть опасность формально подойти к делу, и поэтому мы стараемся больше уделять внимания содержанию преобразований, а не форме. Следует помнить, что верующим или неверующим священника (да и любого христианина) делает не «процесс» или «система», а наличие или отсутствие личного духовного подвига. Форма может способствовать развитию или сдерживанию, но только того, что есть.

Духовные учебные заведения Украины находятся в ведении Учебного комитета Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, и мы плодотворно сотрудничаем на ниве духовного образования.

В каждом государстве есть свои особые условия, которые нельзя не учитывать.

— Здравствуйте. Три года назад у меня умер муж. В детстве он был крещен в Православной Церкви, в юношестве перекрестился в адвентисты, но последние годы своей жизни посещал православную церковь, дочку мы тоже крестили в Православие. Можно ли поминать и молиться за него как за православного? (Ольга, г. Н.)

— Вы можете и должны поминать своего мужа, если перед смертью он вернулся из секты в Православную Церковь. Повторного крещения в Православной Церкви при таком возвращении не требовалось, Таинство Крещения неизгладимо и потому ни при каких обстоятельствах не повторяется, но Ваш муж должен был покаяться в своем вероотступничестве.

http://www.patriarchia.ru/db/text/2274603.html