22 января 2014 года состоялся заключительный концерт в рамках IV
Рождественского фестиваля духовной музыки. Участниками музыкального
форума, который прошел по благословению Святейшего Патриарха Московского
и всея Руси Кирилла, стали российские и зарубежные коллективы, в том
числе Патриарший хор кафедрального собора Святой Троицы в Тбилиси,
детский хор и вокальный ансамбль собора Парижской Богоматери, хор
мальчиков и мужской хор монастыря святого Флориана (Австрия), Московский
синодальный хор, хоры Свято-Троицкой Александро-Невской лавры,
московских Сретенского и Данилова мужских монастырей, ансамбль
древнерусской духовной музыки «Сирин».
Художественные руководители Рождественского фестиваля — президент
Московского международного Дома музыки Владимир Спиваков и председатель
Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит
Волоколамский Иларион.
По традиции завершился Рождественский фестиваль концертом
Академического Большого хора «Мастера хорового пения» и Национального
симфонического оркестра России под управлением Владимира Спивакова.
Концерт прошел в Московском международном доме музыки. Собравшихся в
Светлановском зале приветствовал митрополит Иларион:
«Рождественские фестивали духовной музыки являются очень
значимым явлением в истории нашего Отечества и стольного града. Каждый
фестиваль становится большим культурным и духовным событием: на концерты
форума приглашаются лучшие отечественные и зарубежные хоровые
коллективы, на них звучит прекрасная духовная музыка, десятки тысяч
людей здесь, в этом зале, а через трансляцию по телевидению – еще и
миллионы телезрителей приобщаются к высокому хоровому искусству и
высокой духовности, которой проникнуты песнопения.
Почему для нас важна духовная музыка? Потому что это язык, на котором
мы говорим с Богом, при помощи которого Церковь восхваляет Господа на
протяжении уже двадцати веков. В разных странах эта музыка разная, но
объединена она духовным порывом и является отражением стремления
человека к Богу − стремления, которое вложено в душу человеческую Самим
Творцом.
Поэтому мы можем слышать на концертах фестиваля очень разную музыку: и
православную, и католическую, музыку русскую, зарубежных композиторов и
ту, авторство которой неизвестно, потому что многие произведения
духовной музыки являются творением коллективного автора − соборного
разума Церкви, который отражен в этих песнопениях и в тех знаках, при
помощи которых они записаны.
В последние месяцы мне выпала честь редактировать духовные
музыкальные сочинения в готовящемся к изданию полном собрании сочинений
П.И. Чайковского. Впрочем, редактировать – это громко сказано, потому
что изменения в авторскую партитуру вноситься не будут. Для меня эта
работа стала ещё одной возможностью соприкоснуться с творчеством нашего
великого композитора, которого абсолютное большинство людей в мире знает
не по духовной музыке, а по его балетам, операм и симфониям. Думаю, что
не ошибусь, если скажу, что Чайковский сегодня является самым
исполняемым композитором в мире, однако многие из его горячих
почитателей даже не представляют, что он писал духовную музыку. А между
тем Петр Ильич был глубоко верующим человеком, и для него Церковь была
не просто признаком некой культурной принадлежности к традиционному
сообществу – к вере относился с большим вниманием. Он достаточно
регулярно бывал на богослужениях, много страниц в его дневниках и
письмах посвящено впечатлениям от посещения храма.
Чайковский воспринимал богослужение и как христианин, и как человек
искусства, поэтому эстетическая сторона богослужения стояла для него
отнюдь не на последнем месте. В своей духовной музыке он отразил и тот
поиск внутренней гармонии, который характеризовал его на протяжении всей
жизни. В письмах баронессе фон Мекк, с которой Петр Ильич состоял в
практически ежедневной переписке на протяжении тринадцати лет, он
рассказывает достаточно подробно о том, как сочинял «Божественную
литургию» и «Всенощное бдение». Более того, он редактировал сочинения
великого русского композитора Д.С. Бортнянского, к которому относился
достаточно критически. Чайковский изучал древние напевы, и этот его
интерес нашел отражение в написанном им «Всенощном бдении».
Впоследствии, уже в XX веке, это направление продолжил С.В.
Рахманинов в своих бессмертных творениях – «Божественной литургии» и
«Всенощном бдении».
Мы сегодня услышим произведения этих двух авторов и почувствуем то,
что они хотели вложить в свои духовные сочинения, − и композиторское
мастерство, и любовь к Богу, которая объединяла их обоих и передается
через эти удивительные звуки.
Сегодня хоровое пение в нашей стране постепенно возрождается. Надо
сказать, что 90-е и 2000-е годы были временем упадка светского хорового
пения, но именно в эти годы вместе со строительством храмов, открытием
новых монастырей было создано огромное количество церковных хоров.
Достаточно сказать, что в Русской Православной Церкви тридцать три
тысячи храмов и более восьмисот монастырей, а значит, у нас есть, по
крайне мере, тридцать четыре тысячи хоров. Конечно они различного
качества, разной численности, но среди этих коллективов есть просто
замечательные, способные по своему качеству соперничать с ведущими
светскими хоровыми коллективами.
В то же время можно отметить, что сейчас началось также возрождение
светской хоровой музыки. Этому немало способствует созданное недавно
Всероссийское хоровое общество, которое находится под патронатом
Президента Российской Федерации В.В. Путина и уже делает значимые шаги
для того, чтобы хоровое пение возродилось, в том числе, среди детей и
молодежи. Недавно мы слышали о том, как Президент присутствовал на
репетиции хора из тысячи детей, которые были отобраны по всей стране, −
они исполнят русские песни на закрытии Олимпиады в Сочи. Это первый шаг,
но за ним последуют другие, в том числе концерты, фестивали, конкурсы.
Мне очень хотелось бы надеяться, что эти юные исполнители со временем
составят взрослые хоровые коллективы, что эти дети, которых мы с детства
научим любить Бога и свою Родину, когда вырастут, окажутся в авангарде
нашего общества и будут учить следующее поколение тому, чему в 90-е и
2000-е годы мы не сумели научить своих детей».
Митрополит Иларион вручил председателю Комиссии Общественной палаты
России по культуре и сохранению историко-культурного наследия П.А.
Пожигайло, инициировавшему создание Всероссийского хорового общества,
орден святого благоверного князя Даниила Московского. П.А. Пожигайло
удостоен Патриаршей награды «во внимание к трудам и в связи с 50-летием
со дня рождения». Владыка выразил уверенность, что хоровая музыка
способна объединять людей − и молодых, и зрелого возраста, и детей. «Она
способна учить людей добру, − подчеркнул архипастырь. − Я хотел бы,
чтобы дело возрождения хорового пения в нашем Отечестве при поддержке
государственной власти развивалось. Спасибо Вам за труды на этом
поприще».
Председатель ОВЦС обратился также к В.Т. Спивакову со словами
благодарности за совместные труды по организации Рождественского
фестиваля и личное участие в музыкальном форуме.
Затем прозвучали фрагменты «Литургии св. Иоанна Златоуста»,
«Всенощного бдения», избранные хоры a cappella П.И. Чайковского и
музыкальная поэма «Колокола» на стихи Э. По в переводе К. Бальмонта –
сочинение С.В. Рахманинова для солистов, хора и симфонического оркестра.
Служба коммуникации ОВЦС |