«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
На второй день по празднике Рождества Пресвятой Богородицы мы
прославляем святых и праведных Богоотец Иоакима и Анну − святых, имена
которых звучат на каждом богослужебном отпусте. Неслучайно Церковь
назвала их Богоотцами, потому что они стали родителями Пресвятой
Богородицы, от Которой родился Сам Воплотившийся Бог – Господь наш Иисус
Христос.
Мы знаем из церковного Предания и литургических текстов Православной
Церкви, что святые Иоаким и Анна были бездетными. «Поношение
безчадства», о котором говорится в кондаке праздника Рождества Пресвятой
Богородицы, они несли со смирением, потому что понимали: если Богу было
так угодно, что у них не рождались дети, значит, для чего-то они были
Богом предуготованы. Иоаким и Анна дожили до глубокой старости, когда,
наконец, совершилось то, о чем они молились, то, чего они желали: по
обетованию Божию у них родился младенец. Этим младенцем была Сама
Пресвятая Богородица.
Мы не знаем, почему одним людям Господь дает детей, а другим нет. Не
знаем, почему бывает так, что дети даются и тем, кто их не хочет и иной
раз отвергает это дарование Божие, а есть люди, которые желают иметь
детей, но по каким-то причинам – физическим или иным — это им не дается.
Это не значит, что Господь одних людей отвергает, а другим людям дает
благодать, − у Бога к каждому человеку и к каждой супружеской паре свое
особое отношение, и если Он не посылает чад, то у всякой супружеской
пары есть возможность исправить эту ситуацию, усыновив или удочерив
ребенка, как делают многие благочестивые христиане. Тем самым они и
благословение Божие получат на свою семью, и дадут счастье детям,
которые остались без родителей, и устранят несправедливость, которая
существует в нашем человеческом обществе, когда одни люди хотят иметь
детей и не имеют, а у других есть дети, но они не хотят их растить.
Сколько сейчас таких брошенных детей, которых могли бы усыновить и
удочерить наши благочестивые православные христиане…
В средствах массовой информации сейчас много обсуждают, надо или не
надо отдавать наших детей на усыновление иностранцам. Звучат разные
мнения по этому поводу. Но давайте подумаем: если в нашей стране
население сокращается, если большинство наших семейных пар не хочет
рожать больше одного или, максимум, двух детей, правильно ли продавать
наших детей за деньги иностранцам – американцам, французам, англичанам,
тем более, в те страны, где действуют законы, которые утверждают, что
усыновить ребенка может однополая пара?
Думаю, вполне справедливо мнение о том, что не надо нам продавать
наших детей, даже тех сирот, о которых наше государство и наше общество
еще не могут в должной мере позаботиться. Нам нужно все силы употребить
не на то, чтобы «распродать» наших детей по заграницам, а на то, чтобы
каждому сироте, каждому ребенку, у которого нет отца и матери или
которых отвергли собственные отец и мать, найти новые семьи. Ведь
сегодня в нашей стране немало людей, которые готовы усыновлять и
удочерять детей — и не только потому, что своих чад не имеют. Есть и
такие, у которых есть свои сыновья и дочери, а они готовы принять в
семью и других детей.
Святые и праведные Богоотцы Иоаким и Анна напоминают нам о том, что
бездетность – это не порок и не отсутствие благословения Божия. Господь
благословляет всякого человека, который делает добрые дела. Господь
сторицей благословляет того, кто приютит сироту. Он благословляет всякую
семейную пару, которая воспитывает детей, − своих или чужих, потому что
если супруги их приняли, значит, дети уже не чужие, а стали членами
семьи.
Мы сегодня слышали евангельскую притчу о человеке, который был богат и
домовит. Он насадил виноградник и отдал его своим слугам, чтобы те его
возделывали. Но вместо того, чтобы делать так, как им повелел господин,
слуги решили разворовать все его хозяйство. И чтобы в этом не встречать
никаких препятствий, они убивали всех, кого господин посылал проверить
их работу, в том числе и его сына.
Эта притча, прежде всего, говорит нам об израильском народе, к
которому Господь посылал пророков, но этот народ отвергал их, к которому
Господь послал Своего Возлюбленного Сына, но народ израильский и его
отверг. Но в расширительном смысле эта притча говорит нам обо всех
людях, которые не хотят откликаться на зов Божий, предпочитая жить по
своим похотям.
Зачастую такие люди, проникнутые духом эгоизма, не замечают и не
хотят замечать вокруг себя страждущих людей − взрослых и детей, −
которые нуждаются в заботе, в попечении. Они, в первую очередь, думают о
своем заработке, о своем достатке и о своем комфорте. Таких людей
Господь не благословляет. И даже если кому-то из нас может показаться,
что эти люди живут богато, комфортно, счастливо, то на самом деле это не
так. Они страдают в земной жизни, а в жизни будущей не встретят
Господа, потому что здесь Его не встретили; они не смогут служить Ему,
потому что здесь Богу не служили.
Земная жизнь дана нам для того, чтобы мы делали добро, чтобы мы
замечали тех людей вокруг нас, которые нуждаются в нашем участии, чтобы
социальную несправедливость, которая существует вокруг и которую принято
списывать на государство, на правительство, на жизненные
обстоятельства, мы старались исправить в меру своих сил и делали то, что
не могут другие. Ведь будущее нашего Отечества в значительной степени
зависит от каждого из нас. Конечно, есть факторы, на которые мы повлиять
не в силах, — например, на стихийные бедствия. Но именно от нас
зависит, будем ли мы любить наших детей и создавать крепкие семьи, будем
ли мы способны усыновить и удочерить всех сирот, которые сегодня
остаются разбросаны по сиротским домам и о которых некому позаботиться.
В этот день, когда мы совершаем попразднство Рождества Пресвятой
Богородицы и особым образом празднуем память святых и праведных Богоотец
Иоакима и Анны, давайте будем молиться о нашем Отечестве, чтобы Господь
исцелил наш народ от всего, что мы унаследовали от печального прошлого.
Будем молиться, чтобы Господь вернул наш народ на стези христианской
добродетельной жизни, благословил наше Отечество и каждую семью в нем.
Аминь».