15:06 Миссия тюремного служения Русской Православной Церкви и пенитенциарные учреждения России |
В настоящей статье представлены основные направления, виды и принципы организации миссии тюремного служения Русской Православной Церкви в пенитенциарных учреждениях России и на постпенитенциарном пространстве, после прочтения которой читателю предлагается поразмыслить о перспективах развития церковного служения в местах принудительного содержания, а также об определении правого положения тюремных храмов и пенитенциарных (тюремных) священнослужителей, несущих послушание на постоянной основе в условиях режимных учреждений Федеральной службы исполнения наказаний.
Епископ
Красногорский Иринарх,
викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, председатель Синодального отдела Московского Патриархата по тюремному служению МИССИЯ ТЮРЕМНОГО СЛУЖЕНИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ И ПЕНИТЕНЦИАРНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ РОССИИ ГЛАВА I. БОГОСЛОВСКИЕ, ИСТОРИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МИССИИ ТЮРЕМНОГО СЛУЖЕНИЯ ЦЕРКВИ Тюремное служение является одним из
важнейших направлений миссии Церкви. Оно основывается на словах Христа «В
темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25, 36) и отвечает на призыв апостола:
«Помните узников, как бы и вы с ними были в узах, и страждущих» (Евр. 13, 3). Миссия Церкви, обращенная к
заключенным, открывает возможность послужить им как Самому Христу и является
спасительной для совершающих ее. Церковь всегда считала своей
обязанностью заботиться о заключенных. Широкое распространение получила
практика ходатайства епископов перед императорами об освобождении преступников
от смертной казни. На Руси архиереям дозволялось: «усмотря по винам и по покаянию
из темницы освобождати; а наипаче немощных от уз изымати». Предстоятели Церкви
и сами посещали узников, и поручали их заботе иных клириков, облегчая участь
заключенных пастырскими увещаниями и посильной помощью. Эти поначалу
добровольные ходатайства со временем перешли в обязанность. Миссия тюремного служения Церкви
направлена на оказание духовно-просветительской, богослужебной,
пастырско-душепопечительной и нравственно-реадаптационной помощи заключенным,
пребывающим в местах принудительного содержания и освободившимся из заключения,
и обращена ко всем участникам процесса исполнения наказаний: содержащимся в
местах лишения и ограничения свободы (задержанным, арестованным,
подследственным, осужденным); лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации в
связи с уголовным преследованием и условным осуждением; членам семей и детям
лиц, заключенных под стражу; сотрудникам мест принудительного содержания и
членам их семей; курсантам учебных заведений ФСИН России; ветеранам органов
УИС. Принятие 19 сентября 1997 года
Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» закрепило
правовые основания для работы православных организаций в пенитенциарных
учреждениях России. Соглашением о сотрудничестве
Министерства юстиции Российской Федерации и Русской Православной Церкви 1999
года началась эпоха постоянного присутствия православных священнослужителей в
местах лишения (ограничения) свободы. В феврале 2011 года Святейший Патриарх
Московский и всея Руси Кирилл и директор ФСИН России генерал-полковник
внутренней службы Александр Реймер подписали «Соглашение о сотрудничестве»
между Русской Православной Церковью и Федеральной службой исполнения наказаний,
на основе положений которого развивается и совершенствуется современное православное
тюремное служение в пенитенциарных учреждениях Российской Федерации. 5 марта 2010 года Решением Священного
Синода РПЦ был учрежден Синодальный отдел Московского Патриархата по тюремному
служению, в ведение которого были делегированы функции по координации
православного тюремного служения Русской Православной Церкви. Действия священнослужителей в
учреждениях УИС определены условиями режимно-правового пространства,
установленного для пенитенциарных учреждений законодательством Российской
Федерации, стран СНГ и иных государств, в пределах которых имеются организации,
учрежденные на основе Устава Русской Православной Церкви. Главная цель настоящей статьи – определить
основные направления, виды и принципы миссии Церкви в местах лишения
(ограничения) свободы. ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МИССИИ ТЮРЕМНОГО СЛУЖЕНИЯ ЦЕРКВИ В ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ 1.
Духовно-просветительская деятельность: проведение духовно-просветительских
бесед в местах принудительного содержания;
организация Воскресных школ; создание
и пополнение библиотек и медиатек при тюремных храмах; катехизация среди заключенных;
дистанционное религиозное образование;
кабельное телевидение и локальное радиовещание; конкурсы, фестивали, праздничные концерты, спортивные и др.
мероприятия; духовно-просветительские
беседы с сотрудниками мест принудительного содержания и членами их семей,
ветеранами органов УИС; содействие
преподаванию «Основ религиозной культуры и светской этики» в
общеобразовательных школах пенитенциарных учреждений и учебных заведениях УИС. 2.
Богослужебная деятельность и пастырское душепопечение: организация
религиозных общин заключенных и сооружение тюремных храмов, часовен и
молитвенных комнат; совершение
богослужений, церковных Таинств и религиозных обрядов; индивидуальные собеседования (индивидуальная исповедь), общие
беседы, проповедь. 3.
Диаконическое служение и реабилитация (ресоциализация): содействие
ресоциализации (социальной адаптации) заключенных – подготовка к освобождению из заключения и
жизни на свободе (за полгода до освобождения и первое время после выхода на
свободу); установление и последующая
поддержка социальных связей осужденных с родственниками, благотворительная
помощь членам семей осужденных; юридическая,
психологическая, медицинская и иная помощь освободившимся осужденным после
выхода на свободу; создание дневных
(для приходящих) центров социальной адаптации (реабилитации) для бывших
заключенных на базе приходов или монастырей; работа с воспитанниками центров для осужденных подростков,
создание православных реабилитационных центров для детей, имеющих проблемы с
законом – для приходящих или с проживанием;
участие в реализации программ восстановительного правосудия (принятие
преступником обязательств по заглаживанию вреда, причиненного жертве),
посредничество в процессах досудебного разбирательства. 4. Миссия Церкви в защиту достоинства, свободы и
прав человека в пенитенциарных учреждениях. Вместе с богослужебной деятельностью и духовно-пастырским
окормлением лиц, находящихся в местах лишения (ограничения) свободы, Церковь
считает своим долгом в случае необходимости возвышать голос в защиту
осужденных, что сформулировано в соборном определении «Основы учения Русской
Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека», где сказано, что
«с древних времен и до сего дня Православная Церковь
печалуется перед властью за людей несправедливо осужденных, униженных,
обездоленных, подвергаемых эксплуатации. Милосердное ходатайство Церкви
распространяется и на тех, кто несет справедливую кару за преступления»[1]. Миссия Церкви в защиту достоинства, свободы и прав человека в сфере тюремного служения касается всех участников уголовно-исполнительного процесса – заключенных, сотрудников учреждений и членов их семей, и реализуется в следующих направлениях: привлечение внимания общественности к идеям ресоциализации (реадаптации) осужденных; способствование выдвижению кандидатур священнослужителей в региональные Общественные Наблюдательные Комиссии и Общественные советы при территориальных органах УИС; участие в деятельности общественных и попечительских организаций пенитенциарной направленности; участие в работе комиссий по «социальным лифтам» и иным методикам режимного стимулирования поведения осужденных при учреждениях исполнения наказаний; участие в рассмотрении вопросов помилования и условно-досрочного освобождения. ГЛАВА III. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ МИССИИ ТЮРЕМНОГО СЛУЖЕНИЯ ЦЕРКВИ В ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ 1. Институт пенитенциарных (тюремных)
священнослужителей – тюремных капелланов состоит из клириков, которым по благословению
правящих архиереев в епархиях
поручена организация тюремного служения и духовно-пастырское окормление участников
уголовно-исполнительного процесса на постоянной – штатной в учреждениях УИС или внештатной основе,
каковое практикуется в настоящее время в Русской Православной Церкви. а). Штатный в учреждениях УИС пенитенциарный
(тюремный) священнослужитель – настоятель или клирик пенитенциарного (тюремного)
храма, находящегося на режимной территории в местах принудительного содержания,
назначается епархиальным архиереем (по согласованию с руководством
пенитенциарного учреждения) и осуществляет богослужебную
деятельность и духовно-пастырское
окормление на постоянной основе (в составе штата учреждения УИС) по отношению к
заключенным, сотрудникам учреждений и членам их семей; Проект по включению священнослужителей в
работу исправительных учреждений на штатной основе рекомендован в развитие
Определения Освященного Архиерейского Собора от 2 февраля 2011 года. б). Приходской пенитенциарный (тюремный)
священнослужитель – настоятель
или штатный
клирик приходского храма, расположенного в непосредственной близости от
учреждения УИС, которому правящим архиереем (по согласованию с руководством
пенитенциарного учреждения) поручено в качестве дополнительного к приходскому служению послушания
осуществлять богослужебную
деятельность и духовно-пастырское
окормление в местах принудительного содержания (СИЗО, тюрьмах, колониях, воспитательных
центрах, спецшколах и т.п.) на постоянной (внештатной для учреждения УИС) основе по отношению к
заключенным, сотрудникам учреждений и членам их семей; в). Приходской священнослужитель – настоятель или штатный клирик приходского храма, назначенный
епархиальным архиереем
осуществлять духовно-пастырское окормление членов семей лиц, находящихся в
учреждениях, исполняющих наказания, освободившихся из заключения осуждённых,
подростков, имеющих проблемы с законом и направленных ювенальными судами в специальные
воспитательные или реабилитационные центры социальной адаптации для малолетних
преступников,
а также людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в связи с уголовным
преследованием и условным осуждением (в том числе лиц, входящих в круг
зарождающихся в последнее время новых, досудебных форм реализации уголовного
преследования); г). Приходской священнослужитель – настоятель или штатный клирик приходского храма, назначенный по
благословению епархиального архиерея осуществлять духовно-пастырское окормление в
пенитенциарных учреждениях и участвующий
в деятельности региональных Общественных Наблюдательных Комиссий, Общественных
советов при территориальных органах УИС и Попечительских организаций по защите
достоинства, свободы и прав человека по отношению к заключенным, сотрудникам
учреждений и членам их семей. 2. Координатор тюремного служения – штатный церковный сотрудник,
получающий зарплату. Епархиальный координатор (священнослужитель или мирянин) в
своей работе подотчетен епархиальному архиерею, координатор в рамках благочиния
– благочинному, приходской координатор – настоятелю. Координатор тюремного служения занимается координацией
диаконической деятельности в сфере тюремного служения, а также организацией
социальных проектов реабилитации (ресоциализации). 3. Штатный сотрудник церковного учреждения в сфере тюремного
служения (Реабилитационного центра для бывших заключенных или подростков, имеющих
проблемы с законом, Центра для лиц, оказавшихся в трудной
ситуации в связи с уголовным преследованием, пенитенциарного благотворительного
Фонда помощи семьям осужденных, нуждающимся членам семей сотрудников УИС и
ветеранам, Приюта для детей заключенных, оставшихся без родительского попечения,
других социальных богоугодных учреждений). Для него церковное тюремное служение является
основным родом профессиональной деятельности. Пастырское попечение о таком
сотруднике – сфера ответственности духовников церковных учреждений тюремного
служения. 4. Доброволец (волонтер) – человек, в свободное время
принимающий на безвозмездной основе личное участие в тюремном церковном
служении. Для выполнения добровольческой работы от волонтера, участвующего в
работе с участниками процесса исполнения наказаний, не находящимися в условиях
режимного учреждения, как
правило, не требуется специальной квалификации. Предпочтительно, чтобы поле
добровольческой деятельности максимально отражало личные наклонности и
способности волонтера. Однако для выполнения некоторых видов добровольческой
работы среди
лиц, содержащихся в пенитенциарных учреждениях, волонтеры проходят специальное обучение. Отбор кандидатур
для этого служения осуществляется с учетом требований правовых нормативов для
работы в режимных учреждениях и после прохождения специального обучения. 5. Жертвователь – священнослужитель или мирянин,
материально участвующий в обеспечении тюремного служения. На пожертвования
создается материальная основа для обеспечения систематической деятельности
тюремного служения. Пожертвования могут быть как крупными, так и небольшими,
регулярными или разовыми. 6. Член Попечительского совета при учреждении
социальной реадаптации и ресоциализации различных форм собственности
и ведомственного подчинения (церковных, государственных и иных) – лицо,
оказывающее помощь в работе тюремного служения на основе взятых на себя
обязательств, в том числе посредством наблюдения за условиями жизни подопечных. ГЛАВА IV. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ МИССИИ ТЮРЕМНОГО СЛУЖЕНИЯ ЦЕРКВИ В ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
1. Тюремное
служение в исправительных учреждениях направлено, прежде всего, на создание
условий для полноценной духовной жизни заключенных в местах принудительного
содержания. Вместе
с тем догматическое учение о Церкви не может сужаться до понятия «Церковь
только для заключенных», ибо Церковь объединяет в себе всех верующих во Христа
и должна быть доступна для всех участников уголовно-исполнительного процесса в
местах принудительного содержания: лиц,
содержащихся в пенитенциарных учреждениях, субъектов, оказавшихся в трудной
жизненной ситуации в связи с уголовным преследованием, подопечных службы
пробации, участников досудебных разбирательств и программ восстановительного
правосудия, персонала и курсантов УИС, членов семей указанных категорий
граждан. 2.
Тюремное служение Церкви не может сдерживаться или ограничиваться
религиозными, национальными, государственно-политическими или социальными
рамками. Церковь простирает свое человеколюбие не только на своих членов, но и
на тех, кто к ней не принадлежит (Лк. 10, 30-37). В основе тюремного служения лежит
любовь, которая, по слову апостола Павла, «долготерпит, милосердствует, … не
ищет своего, … не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине» (1
Кор. 13, 4-7). Тюремное служение, как одна из форм служения милосердия и
жертвенного сострадания, помогает человеку обрести любовь, а вместе с ней – самоотверженность, кротость, долготерпение,
смиренномудрие и другие христианские добродетели. 3. Поскольку в осуществлении миссии тюремного служения в
исправительных учреждениях Церковь имеет возможность тесно сотрудничать с
государством, к делу тюремного служения Церкви могут привлекаться сотрудники
государственных пенитенциарных учреждений (юристы, врачи, психологи, педагоги,
воспитатели, социальные работники и иные), в том числе пока не являющиеся
активными членами Церкви. Важно, чтобы клирики, вдохновляющие работу в сфере
тюремного служения, оказывали пастырское внимание сотрудникам государственных
учреждений, зачастую особо нуждающимся в духовной помощи. 4. Современное общество озабочено, с
одной стороны, ограждением законопослушных
граждан от преступников, а с другой стороны – обеспечением возврата
правонарушителей в гражданское общество без ущерба для окружающих лиц.
Проводимая реформа уголовно-исполнительной системы в духе новой редакции
европейских тюремных правил заключается в переходе от задач «исправления» к
задачам «сохранения и развития личности». Оказание осужденным помощи в
социальной адаптации является приоритетной задачей всей уголовно-исполнительной
системы. Русская Православная Церковь,
обеспечивая духовно-пастырское окормление заключенных в местах принудительного
содержания, способствует также и
социальной адаптации осужденных через возрождение религиозности и воспитание
духовно-нравственных ценностей, которые помогут после выхода на свободу
находить в себе духовные и нравственные силы для восстановления утраченных
социальных связей. С этой целью могут создаваться центры по реабилитации
лиц, освободившихся из заключения, центры по реабилитации подростков,
вступивших в конфликт с законом, социально-адаптационные гостиницы для одиноких
беременных женщин и матерей-одиночек, отбывших наказание и попавших в трудные
обстоятельства в силу отсутствия своего жилья, центры поддержки семей
заключенных или временно находящихся под следствием, а также иные диаконические
учреждения. 5. В осуществлении миссии тюремного служения Церковь
может сотрудничать с центральными, региональными и местными органами власти,
благотворительными и иными общественными организациями и объединениями граждан,
представителями традиционных религий и конфессий, политическими партиями,
профсоюзами, деловым сообществом. Однако такое взаимодействие принципиально
невозможно с представителями псевдорелигиозных и оккультных групп, преступными,
экстремистскими или дискредитировавшими себя организациями, а также с теми
религиозными сообществами, которые стремятся использовать тюремное служение
совместно с православными в целях прозелитизма. 6. Тюремная деятельность может быть весьма различной:
медицинской, реабилитационной, социальной, психологической, консультационной,
духовной, а также материальной, включая финансовую поддержку, сбор и
распределение продуктов, вещей и медикаментов. 7. Церковное тюремное служение не может порождать
иждивенчество. Совершая дела милосердия и сострадания к нуждам заключенных или освободившимся
из мест принудительного содержания и членам их семей, православные христиане
должны проявлять рассудительность. Нуждающемуся необходимо не только выделять
материальные средства, но и помогать в поиске правильного жизненного пути, в
преодолении греховных пристрастий, а также в налаживании связей с профильными
государственными службами, ибо тюремное служение Церкви не должно подменять
собой ответственность государства в сфере пенитенциарной и постпенитенциарной
жизни заключенных. ГЛАВА V. ОРГАНИЗАЦИЯ МИССИИ ЦЕРКВИ В ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Тюремное служение в Русской Православной
Церкви осуществляется на общецерковном, епархиальном, благочинническом и
приходском уровнях. 1. На общецерковном уровне за
организацию и осуществление миссии тюремного служения Русской Православной
Церкви в пенитенциарных учреждениях отвечает Синодальный отдел Московского
Патриархата по тюремному служению, который является координационным органом по
отношению ко всем каноническим подразделениям Русской Православной Церкви. 2. На епархиальном уровне общее
руководство епархиальными структурами тюремного служения осуществляет правящий
архиерей. Для организации соответствующей работы в
епархии действует профильный епархиальный отдел или епархиальная комиссия по
тюремному служению, которые в своей работе руководствуются общецерковными
нормативными документами, рекомендациями Синодального отдела Московского
Патриархата по тюремному служению, указаниями правящего архиерея. Деятельность епархиального отдела по
тюремному служению финансируется епархиальным управлением, а также за счет
привлечения благотворительных средств. 3. На благочинническом
уровне тюремное служение обеспечивается благочинными храмов благочиннических
округов. 4. На приходском уровне общая
организация, координация и контроль за осуществлением тюремного служения
находятся в компетенции священнослужителей, на которых возложено правящими
архиереями духовно-пастырское окормление участников уголовно-исполнительного
процесса. Финансирование служения тюремного священника и программ тюремной миссии на приходском уровне осуществляется на основании решения Приходского совета во главе с настоятелем по согласованию с благочинным округа и епархиальным отделом по тюремному служению, а при наличии возможности – на благотворительной основе. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Миссия Церкви в сфере тюремного служения
направлена, прежде всего, на духовное возрождение, морально-нравственную
ресоциализацию и возврат в общество лиц, допустивших преступные посягательства
в отношении свободы, имущества и личной неприкосновенности граждан. За последние десятилетия Русской
Православной Церковью накоплен богатый опыт тюремного служения, при этом миссия
в местах лишения свободы продолжает оставаться динамично развивающимся
направлением церковной деятельности. В условиях реформирующейся
уголовно-исполнительной системы возникает необходимость применения новых форм и
методов тюремной миссии, имеющей целью благодатное преображение человеческой
личности и спасение человека во Христе. Епископ
Красногорский Иринарх, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси,
председатель Синодального отдела Московского Патриархата по тюремному служению 10 июля 2012 года
Синодальный отдел Московского Патриархата по тюремному служению город Москва [1]
Основы учения
Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека. |