Приветствую Вас Гость!
Четверг, 28.03.2024, 17:35
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Форма входа

Логин:
Пароль:

Поиск

Календарь

«  Август 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Главная » 2012 » Август » 16 » Мир, который нам нужен
20:54
Мир, который нам нужен

В опубликованной в первый день визита Святейшего Патриарха Кирилла в Польшу статье для издания «Газета Выборча» председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион рассуждает о современных вызовах, которые стоят перед христианами России и Польши.

Приезд Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Польшу — часть традиции визитов в Поместные Православные Церкви, которые Предстоятель Русской Православной Церкви посещает после своего избрания. Братское приглашение Предстоятеля Польской Церкви Митрополита Варшавского и всея Польши Саввы, гостеприимство Епископской конференции Польши, интерес польского общества — вот предпосылки поездки Его Святейшества в польскую землю.

Польша — страна, где жива христианская вера. Люди, которые долгие годы подвергались насмешкам со стороны адептов атеистической идеологии, получили возможность свободно крестить своих детей, воспитывать их в духовной традиции, открыто жить согласно своим убеждениям. Поляки с семьями по воскресеньям и праздникам наполняют храмы. Это добрый знак духовного возрождения польского народа, радость возвращения к вере, которую испытывают также христиане России, Украины, Белоруссии и других государств, прошедших через годы богоборчества.

Но в наших странах есть и другая тенденция общественного развития, которая вызывает опасения у каждого христианина. Современное общество делает ставку на материальное развитие, на экономический рост и процветание. Забота о хлебе насущном, об эффективном управлении в хозяйстве, даже о комфорте — нужное дело. Однако мы нередко видим, как удовлетворение земных потребностей превращается в единственную цель жизни человека. Это свидетельство духовного кризиса, который затрагивает все общество, а не только личность. Индивид, ставший на пусть потакания своим страстям, разрушает свою свободу, попадая в рабство греху.

Разумеется, человек свободен выбирать, как устроить свою жизнь, какими принципами в ней руководствоваться. Но, если этот выбор не имеет нравственного измерения, он может разрушить личность, а если возводится в абсолют — то и само общество. Оставаться безучастным к этой проблеме — значит содействовать это пагубному процессу.

В наши дни говорят о свободе и правах человека, наверное, чаще, чем когда-либо в истории человечества. Но понимают ли современные политики, что такое свобода человека и как она может служить его собственному благу? Ценна ли возможность выбора, если человек выбирает неправду и несправедливость? Ответа на эти вопросы европейцу не найти вне христианской традиции, на которой выстроена вся цивилизация континента.

Доведенное до абсурда представление о свободе — это угроза всей христианской культуре. Это не громкие слова. Получило широкую известность дело «Лаутси против Италии», рассматривавшееся Европейским судом по правам человека. Оно более чем характерно для наших дней. Гражданка Лаутси выступила против размещения распятия в государственных школах Италии, где учились ее дети. Она утверждала, что присутствие религиозной символики нарушает их права и свободы. Только благодаря объединению усилий большого числа стран дело было в итоге решено не в ее пользу. Но тенденция вытеснения религиозных символов публичного пространства европейских стран сохраняется и развивается.

Почему же христианские символы столь оскорбительны для неверующих людей? Почему в либеральных кругах считается хорошим тоном с презрением говорить о нравственных нормах, которые с первых веков христианства хранятся Церквами Европы? Христианская жизнь во всех ее проявлениях свидетельствует о непреложной истине, о ценности самоограничения и смирения. Эти понятия чужды логике потребительского, эгоистического мышления. В символе распятия люди, потерявшие связь с Богом, видят упрек своей неправедной жизни, напоминание о смерти, о которой не хочется думать человеку, живущему только земными интересами.

К сожалению, в большинстве стран Европы возобладало формализованное отношение к свободе человека. Помраченное грехом сознание людей под предлогом свободы выбора уверенно работает на самоуничтожение. Наиболее наглядное тому свидетельство — демографические реалии наших дней. Пропаганда так называемой свободной любви, легализация проституции и однополых сожительств превратили традиционную семью в вырождающийся институт во многих государствах Европы.

Идея построения европейского пространства, которое рассматривает нравственное наследие христианства как пережиток прошлого, это реальная угроза будущему континента. Нередко такая политика реализуется посредством давления на государственные структуры и общественное мнение, вопреки интересам большинства христиан и представителей иных традиционных религий. Например, известен ряд случаев, когда польская сторона подвергалась воздействию европейских международных структур за принятие законных мер, направленных на защиту молодого поколения от непристойных явлений. Похожей критике подвергаются российские законодатели ряда регионов России, запретившие под угрозой штрафа пропаганду гомосексуализма среди несовершеннолетних. Это недопустимое вмешательство во внутренние дела. Народы, которые в большинстве своем остаются христианскими, не могут быть лишены суверенного права устраивать свою внутреннюю жизнь самостоятельно без диктата извне.

Перед лицом вызовов нашего времени традиционные христиане современной Европы призваны объединить усилия ради отстаивания общей идентичности. И мы не должны позволять внешним силам манипулировать нашими внутренними противоречиями. Вот почему одной из целей визита Святейшего Патриарха в Польшу является подписание документа о примирении народов. В общем послании от имени Русской Православной Церкви и Епископской конференции Польши содержится призыв оставить вражду и подозрительность, простив все взаимные исторические обиды. Основа документа — не политическая целесообразность, но апелляция к искреннему религиозному чувству россиян и поляков. Без искренней веры невозможно прощение, которое призвано сблизить два народа, пострадавших от войн и революций XX века. Давайте помнить о том, что и православные, и католические священники и миряне приняли страдания от людей, исполненных ненависти в религии как таковой и упорно делавших все для ее уничтожения.

Подписывая общий документ, христианские религиозные лидеры России и Польши делают важный шаг для укрепления дружбы и сотрудничества наших народов, и делают его вопреки мнению тех политиков, которые продолжают считать взаимные обиды предметом торга. Это, на наш взгляд, несовместимо с памятью многих и многих людей, которым стоила жизни русско-польская вражда. Наша молитва о том, чтобы между народами России и Польши, хранящими верность своей вере, восстановился подлинный братский мир, дружеский диалог и сотрудничество перед лицом общих вызовов. Верим, что с помощью Божией это возможно.

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru