Приветствую Вас Гость!
Воскресенье, 22.12.2024, 19:37
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Май 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Архив записей

Главная » 2012 » Май » 30 » Делегация Элладской Православной Церкви посетила Троице-Сергиеву лавру
22:35
Делегация Элладской Православной Церкви посетила Троице-Сергиеву лавру

29 мая 2012 года делегация Элладской Православной Церкви посетила Троице-Сергиеву лавру, Московские духовные школы и художественно-промышленное предприятие «Софрино».

Блаженнейшего Архиепископа Афинского и всей Эллады Иеронима сопровождает делегация в составе митрополитов Додонского Хризостома, Элассонского Василия, Керкирского и Паксосского Нектария, Глифадского Павла, Эдесского, Пеллского и Альмопийского Иоиля, Фирского, Аморгосского и Нисонского Епифания, Зихнийского и Неврокопийского Иерофея, Кифирского и Антикифирского Серафима, епископов Диавлийского Гавриила и Христианупольского Прокопия, секретаря Синодального отдела по паломничеству архимандрита Спиридона (Катрамадоса), архидиакона Епифания Арванитиса и нескольких мирян — сотрудников учреждений Элладской Православной Церкви. Также в числе сопровождающих — председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата епископ Подольский Тихон, секретарь ОВЦС по межправославным связям протоиерей Игорь Якимчук, сотрудник Службы протокола Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата священник Михаил Боданов, сотрудник Секретариата ОВЦС по межправославным отношениям В.В. Мамонов.

У святых врат обители преподобного Сергия Блаженнейшего Владыку встречали наместник лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, ректор МДАиС архиепископ Верейский Евгений, епископ Амурский и Чегдомынский Николай, благочинный лавры архимандрит Павел (Кривоногов), духовник лавры архимандрит Илия (Рейзмер) и братия обители.

Блаженнейший Архиепископ Иероним и сопровождающие его лица проследовали в Троицкий собор, где поклонились мощам преподобного Сергия и святыням, находящимся в Серапионовой палате. Затем Предстоятель Элладской Церкви посетил Успенский собор, где пребывают мощи святителя Иннокентия Московского и преподобного Максима Грека.

Владыка Феогност от лица лаврской братии поприветствовал Блаженнейшего Архиепископа Иеронима и поблагодарил за посещение лавры.

Далее делегация Элладской Православной Церкви посетила Московскую духовную академию и семинарию. Архиепископ Верейский Евгений приветствовал Его Блаженство в стенах старейшего учебного заведения России.

Блаженнейший Архиепископ Иероним обратился к присутствовавшим преподавателям и студентам со словом:

«Ваше Высокопреосвященство, архиепископ Верейский Евгений, досточтимые отцы и господа преподаватели, дорогие учащиеся,

"Наш Педагог есть святой Бог Иисус,

Слово, ведущее все человечество; Сам Он,

Человеколюбивый Бог, есть наш Педагог".

(Св. Климент Александрийский. Педагог. Кн. 1, гл. 7)

Этими словами, которые принадлежат выдающейся личности первых веков христианства Клименту Александрийскому, одному из основателей первого учебного заведения в истории христианства — Александрийского огласительного училища, я выражаю свою радость и глубочайшее волнение от того, что нахожусь в священном храме богословской науки, прочно связывающей наши народы и Церкви.

У меня ощущение, что я как бы окутан туманом, за века сотканным из долгих времен и неизменных лиц. Лица и события, которых так много. Они неразрывно связывают нас любовью о Господе Иисусе, добрыми отношениями и жертвенным служением друг другу. Сегодня мы ощущаем недостаток в духовных людях и, в результате, люди не слышат призыв пророка: "Престанете от дел ваших, грехов древних, научитесь делать добро; уклонись от зла и сотвори благо; возлюбил еси правду и возненавидел еси беззаконие" (см. Ис.1:16-17; Пс. 33:15; Пс. 44:7).

Обычно принято говорить, что отношения между нашими народами прослеживаются с того момента, когда русский народ принял христианство. Но позвольте мне заметить, что отношения между Грецией и Россией в области культуры, образования и межгосударственных связей имеют настолько долгую историю, что теряются в глубине веков, уходя еще в гомеровские времена, в эпоху троянской войны и похода аргонавтов.

Образ жизни, основы культуры, заложенные теми первыми сначала гостями, а со временем колонистами, определенные элементы которой постоянно появляются на свет в результате археологических раскопок, свидетельствуют о древности присутствия на территории нынешней Российской Федерации беспокойного и творческого греческого начала и предвозвещают прочные отношения, возникшие затем и продолжающиеся вплоть до наших дней. Каким бы преувеличением это ни показалось, но именно узы, связывающие нас с этой страной, не поддающимся описанию образом предварительно подготовили ту сердечность, благодаря которой между нами сохраняются живые и крепкие связи.

Анализируя причины того, что дало возможность России завоевать и сохранить то место, которого она достигла, мы с изумлением и уважением отмечаем тот факт, что в момент уже своей агонии Византия сыграла в этом завоевании такую важную роль, что это считается одним из наиважнейших, если не самым важным вкладом византийского эллинизма в истории новейшей Европы.

Но, находясь в этом месте, я ощущаю необходимость обратиться к именам некоторых великих и одновременно смиренных мужей, как дань памяти их деяниям, положившим в этом стране основание для процветания веры, образования и культуры. Оставленное ими наследие является источником неистощимого знания для учащихся вашей школы в том смысле, что они не щадили даже собственной жизни, трудясь ради духовного совершенствования местной молодежи.

Просветитель русских, одна из важнейших фигур XVI века, Максим Грек, именно под таким именем его знают в России, один из выдающихся монахов и богословов той эпохи, апостол и преобразователь Русской Церкви. Светлая личность, первый в России исповедник и преподобномученик. В предисловии к собранию его сочинений, изданных Казанской Духовной академией, говорится: "В такое трудное время прибыл к нам из Греции сей знаменитый муж. В его лице Греция оказала нашей Церкви самую своевременную помощь в вере, которую и передала ей и каковая в эти времена стала подвергаться опасности… За великие труды его воздали ему бедами, гонениями и многолетним заключением…".

В апреле 1649 года в сердце Кремля, в Чудовом монастыре, русское правительство открыло первую греческую школу, школу Арсения или "Греко-латинскую школу в Кремле". Арсений, ученый XVII века из греческой диаспоры, развил активную деятельность в России и стал известен под именем Арсения Грека — третьего по счету в области литературы и искусства в России, кто носил прозвище "Грек". Это не очень известный широкой общественности деятель, трудившийся в Москве в эпоху споров, экспериментов и потрясений, которая, в конце концов, привела к эпохе Петра Первого.

На дворе было 6 марта 1685 года, когда двое братьев родом с острова Кефалония, Каллиник и Арсений Лихуды, обучавшиеся у прославленных учителей в Венеции и Падуе, после двухлетних приключений прибыли в Москву, исполненные решимости выполнить данное им Патриарху Иерусалимскому Досифею Нотарасу обещание помочь России с образованием, создав высшую школу с обучением на греческом языке. В тот же год они основали строго приверженную традициям православной веры Славяно-греко-латинскую академию, дававшую высшее образование в России. Это Московская духовная академия, которая с XIX века располагается здесь, в исторических стенах Лавры преподобного Сергия. Академия стала основой, на которой впоследствии выросли новейшие духовные школы России.

Особенно велико было значение Московской духовной академии в начале XX века, когда политические реформы тех лет затронули, естественно, и духовные школы. Оно нашло отражение в словах ее ректора, ученого и подвижника архиепископа Феодора (Поздеевского), который говорил: "В области церковной жизни может быть и должна быть только одна главная реформа: покаяние и молитва, а все остальное, тоже, конечно, полезное, пойдет из этой благодатной реформы духа".

Простите мне то, что я ссылаюсь на лица и вещи, о которых вы, безусловно, знаете. Бросив этот взгляд назад, я хотел бы выразить ту мысль, что в трудные времена, как представители нашего народа, порабощенных греков, так и вашего, жаждавших образования русских, перенесли большие трудности, лишения, жертвы и опасности, чтобы укрепить в этой стране образование. Сегодня, когда блага, образование и культура достигли концов вселенной, но имеет место неописуемая духовная нужда, ведущая людей к обнищанию, перед вами, кто энергично продолжает сегодня дело упомянутых и еще больше — не упомянутых нами людей, открывается широкое и богоугодное поле для деятельности.

"А мне хорошо очень известно", замечает Симеон Новый Богослов, что "Господь и Бог наш не того ублажает, кто только учит, но того, кто прежде творит, а потом учит. Иже, говорит Он, сотворит и научит, сей велий наречется в Царствии Небеснем (Мф. 5:19). Потому что и те, которые слушают такого учителя, бывают готовы подражать ему, не столько получая пользы от слов его, сколько, будучи подвигаемы и понуждаемы делами его действовать подобно ему".

Нам необходимы учителя и образование. Трудности в наше время непременно есть, но насколько бы велики они ни были, они не сравнятся с теми трудностями первых времен. Святитель Иоанн Златоуст говорил, что: "Как бездушная и неподвижная земля по воле Божией приняла такую силу, и в ней происходят такие дивные дела, таким же образом, и при действии духа на воду, легко совершаются те изумительные и превышающие разум дела". Дух Святой укрепляет человека в его усилиях, когда тот Его призывает. Итак, не пугайтесь, но веруйте в Бога.

От всего сердца желаю вам успехов в ваших трудах».

Затем Предстоятель Элладской Церкви ответил на вопросы учащихся.

В дар от Московской духовной академии владыка Евгений вручил Блаженнейшему Архиепископу Иерониму альбом, посвященный 325-летию МДА. От братии лавры владыка Феогност подарил Предстоятелю Элладской Церкви панагию и образ преподобного Сергия Радонежского.

На память о посещении Московских духовных школ Его Блаженство передал в дар МДАиС икону апостола Павла, а архиепископам Евгению и Феогносту — панагии.

Далее делегация посетила художественно-промышленное предприятие «Софрино». У главного здания Предстоятеля Элладской Церкви встречали викарий Московской епархии епископ Дмитровский Феофилакт, директор ХПП «Софрино» Е.А. Пархаев и коллектив сотрудников.

Греческая делегация возложила венок к памятнику Святейшему Патриарху Пимену, воспев «Вечную память» почившему Предстоятелю Русской Церкви.

Блаженнейший Архиепископ Иероним осмотрел храм преподобного Серафима Саровского при ХПП «Софрино», музей предприятия, иконописный цех, отдел сбыта. Затем в честь делегации был дан торжественный обед, в завершение которого Блаженнейший Архиепископ Иероним поблагодарил Е.А. Пархаева и коллектив за теплый прием.

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru