Приветствую Вас Гость!
Воскресенье, 10.11.2024, 08:33
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Январь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Главная » 2014 » Январь » 20 » Заседание комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации
22:10
Заседание комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации

19 ноября 2013 года в Доме Правительства Российской Федерации состоялось очередное заседание Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации под председательством Сергея Эдуардовича Приходько, Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации – Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации. 

На заседании рассмотрены актуальные направления взаимодействия государства и религиозных объединений. Обсуждены вопросы реализации Федерального закона от 30 ноября 2010 года №327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности».

Рассмотрены различные аспекты взаимодействия Федеральной службы исполнения наказаний с религиозными организациями. С учётом состоявшегося обсуждения ФСИН России рекомендовано продолжить работу по правовому оформлению статуса культовых зданий, расположенных на территории учреждений уголовно-исполнительной системы.

Минрегионом России представлены результаты ежегодного мониторинга взаимодействия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с религиозными объединениями.

По благословению Святейшего Патриарха относительно запланированного заседания, «на котором будут рассматриваться вопросы возвращения имущества Русской Православной Церкви и сотрудничества с Федеральной службой исполнения наказаний», было «дано поручение Преосвященному Иринарху, епископу Красногорскому, и Преосвященному Тихону, епископу Подольскому, представлять на данном заседании Русскую Православную Церковь». В этой связи по линии Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата и Синодального отдела по тюремному служению были проведены подготовительные встречи, включая подготовительное совещание  в Администрации Правительства Российской Федерации с целью изучения поставленных вопросов и подготовки по ним согласованной церковной позиции.

25 октября 2013 года состоялась первая рабочая встреча председателя Синодального отдела по тюремному служению епископа Красногорского Иринарха с руководителем Службы имущественных отношений Русской Православной Церкви священником Евгением Гущиным, в котором принял участие начальник Отдела Службы имущественных отношений Русской Православной Церкви Алексей Александрович Солодилин.

В рамках подготовки к заседанию Комиссии по вопросам религиозных объединений, намеченному на ноябрь месяц, были обсуждены вопросы, предстоящие к рассмотрению Правительством Российской Федерации, Федеральной службой исполнения наказаний и соответствующими подразделениями Русской Православной Церкви.

В число обсуждаемых были включены следующие темы:  

– процесс предстоящего возвращения церковного имущества и сооружений Русской Православной Церкви, находящихся в настоящее время в ведении Федеральной службы исполнения наказаний, но ранее принадлежавших Церкви;

– правовое оформление объектов религиозного назначения (тюремных храмов и часовен), сооруженных на постсоветском пространстве на режимных территориях учреждений ФСИН России и используемых в настоящее время для богослужебных и духовно-пастырских целей Русской Православной Церковью, другими централизованными религиозными объединениями России; 

– вопросы материальной поддержки – финансирования деятельности тюремных священнослужителей – института тюремных капелланов на постоянной основе.

На встрече была достигнута договоренность о проведении подобных рабочих совещаний с привлечением к участию в них всех заинтересованных сторон.

8 ноября 2013 года состоялась следующая рабочая встреча в Синодальном отделе Московского Патриархата по тюремному служению в составе председателя Отдела епископа Красногорского Иринарха, председателя Финансово-хозяйственного Управления Московского Патриархата епископа Подольского Тихона,    руководителя Службы имущественных отношений Русской Православной Церкви священника Евгения Гущина, заведующего Сектором разработки образовательных программ и подготовки капелланов для тюремного служения Синодального отдела по тюремному служению Владимира Шелепова.

На повестке дня стояли те же вопросы, касающиеся передачи Русской Православной Церкви имущества и сооружений, используемых в настоящее время Федеральной службой исполнения наказаний, но ранее принадлежавших Церкви, которых в настоящее время на территории Российской Федерации насчитывается 20 объектов. Это бывшие монастыри и храмы, в которых сегодня расположены учреждения ФСИН России.

В ходе переговоров обсуждались предложения Минэкономразвития России по внесению изменений в Федеральный закон от 30 ноября 2010 года №327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности».

Рассматривалась проблема функционирования вновь построенных 517 тюремных храмов и 37 строящихся культовых объектов, расположенных на режимной территории пенитенциарных учреждений уголовно-исполнительной системы России. Все  эти сооружения строились хозяйственным способом, в большинстве случаев должным образом не оформлялись в силу существующих объективных причин, а их регистрация в настоящее время крайне затруднительна в силу специфики условий режимных учреждений и пока еще непреодоленного на постсоветском пространстве несовершенства нормативно-правового обеспечения, регламентирующего взаимоотношения религиозных организаций и государственных пенитенциарных учреждений.

Епископ Иринарх представил гостям ряд документов, подготовленных Синодальным Отделом по тюремному служению и принятых Священным Синодом, таких как «Положение о канонических подразделениях Русской Православной Церкви, функционирующих на территории учреждений уголовно-исполнительной системы» и «Миссия тюремного служения Русской Православной Церкви и пенитенциарные учреждения», в которых проговаривается статус тюремных храмов и даны рекомендации возможных вариантов оформления взаимоотношений по использованию культовых сооружений на режимной территории учреждений УИС.

Стороны определились с порядком подготовки итогового документа, составили план мероприятий на ближайшее время и договорились о дате следующей рабочей встречи.

12 ноября 2013 года на рабочем Совещании, проходившем в Доме Правительства Российской Федерации, обсуждались вопросы передачи Русской Православной Церкви имущества, находящегося в оперативном управлении Федеральной службы исполнения наказаний, а также проблемы оформления в собственность Российской Федерации с последующей передачей Церкви храмов, построенных хозяйственным способом на территориях колоний и СИЗО.

По данному случаю на встречу были приглашены генерал-майор внутренней службы Колесник Николай Владимирович, заместитель директора ФСИН России, епископ Красногорский Иринарх, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, председатель Синодального отдела Московского Патриархата по тюремному служению и священник Евгенией Гущин, руководитель Службы имущественных отношений Русской Православной Церкви. Во встрече участвовал Серегин Олег Сергеевич, начальник Отдела по вопросам национальных отношений Департамента культуры Правительства Российской Федерации. Возглавила рабочее совещание Королева Ольга Сергеевна, заместитель директора Департамента культуры, ответственный секретарь Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации.

Участники встречи обсудили темы предстоящего заседания в Доме Правительства России, а также подробно рассмотрели возможные спорные вопросы, способные возникнуть на правительственной Комиссии. Была представлена позиция Русской Православной Церкви по рассматриваемым вопросам.

1. По вопросу противоречий между нормами Федерального закона от 30 ноября 2010 г. №327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» и Федерального закона от 14 марта 1995 года №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

По итогам предыдущего совещания, имевшего место в Росимуществе 20 мая 2013 года, была запрошена и проанализирована информация об имуществе религиозного назначения, находящегося на землях государственных природных заповедников и закрепленных за ними на праве оперативного управления. По состоянию на ноябрь 2013 года на территории природных заповедников Российской Федерации располагается не более 20 объектов религиозного назначения. 

С учетом изложенного, а также в целях исключения противоречий между нормами Федерального закона от 30 ноября 2010 года №327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» и Федерального закона от 14 марта 1995 года №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» Церковь полагает целесообразным рассмотреть вопрос о внесении изменений в:

Федеральный закон от 30 ноября 2010 года №327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» в части запрета на передачу имущества религиозного назначения в безвозмездное пользование, если такое имущество является недвижимым имуществом государственных природных заповедников;

Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» в части возможности осуществления в национальных и природных парках религиозной деятельности и допуска на территорию национального парка с целью посещения объектов религиозного назначения без наличия разрешения органа, в ведении которого находится соответствующий национальный парк или дирекции такого парка.

2.1. По вопросу передачи имущества религиозного назначения, находящегося в оперативном управлении у подразделений Федеральной службы исполнения наказаний.

Эта тема неоднократно обсуждалась ранее и касается передачи в собственность РПЦ крупных имущественных комплексов и храмов, представляющих особую культурную и историческую ценность (всего – 20 объектов). Такие объекты находятся в оперативном управлении у подразделений Федеральной службы исполнения наказаний, расположенных как на территории города Москвы (один объект – СИЗО № 2 УФСИН России по городу Москве), так и на остальной территории Российской Федерации (19 объектов). Представители Минюста России и ФСИН России предлагают вариант, предусматривающий передачу этих объектов после их освобождения учреждениями ФСИН России.

Таким образом, по данному вопросу Русская Православная Церковь готова совместно с профильными министерствами и ведомствами разработать и утвердить поэтапный план освобождения имущества религиозного назначения (с учетом позиции епархий).

Пакеты документов будут формироваться и подаваться в Росимущество в соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации  от 26 апреля 2011 года №325, а все необходимые мероприятия по освобождению будут проводиться в установленный законодательством Российской Федерации 6-летний период. Со стороны Русской Православной Церкви имеется готовность обсуждать очередность и сроки подачи документов со стороны епархий.  

2.2. Передача имущества религиозного назначения, находящегося на территории колоний и построенного в период функционирования таких колоний  (517 объектов).

Решение данного вопроса осложняется тем фактом, что данные объекты находятся на территории учреждений ФСИН России и построены хозяйственным способом. Никаких прав на эти объекты не зарегистрировано. На основании положений Федерального закона № 327-ФЗ осуществляется безвозмездная передача только государственного или муниципального имущества религиозного назначения. Так как колония является режимным объектом, и земельный участок и все административные здания находятся в федеральной собственности, будет целесообразно до начала процесса передачи такого имущества религиозного назначения Российской Федерации оформить права Российской Федерации на  имущество религиозного назначения, находящегося на территории колоний и построенного в период функционирования этих колоний.

2.3. Оформление в собственность Русской Православной Церкви имущества религиозного назначения, представляющего собой молитвенные комнаты или домовые часовни, расположенные на территории объектов ФСИН России (470 объектов).

Предпочтительный вариант для Церкви – эксплуатация помещений на основании «Соглашения о сотрудничестве» между религиозной организацией (епархией или приходом) и территориальным подразделением ФСИН России, так как процесс обоснования религиозного назначения такого имущества (с учетом того, что оно не построено для нужд Православной Церкви) может затянуться на неопределенное время, а также с учетом возможных проблем, возникающих в случае реконструкции или модернизации здания (при наличии в таком здании помещения, находящегося в безвозмездном пользовании у религиозной организации).

19 ноября 2013 года под председательством Приходько Сергея Эдуардовича, заместителя председателя Правительства Российской Федерации – руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации, состоялось заседание Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации.

От Русской Православной Церкви в Совещании приняли участие епископ Красногорский Иринарх, председатель Синодального отдела Московского Патриархата по тюремному служению, епископ Подольский Тихон, председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата, протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, инокиня Ксения (Чернега), руководитель Юридической службы Московской Патриархии, и священник Евгений Гущин, руководитель Службы имущественных отношений Русской Православной Церкви.

Заседание Комиссии, как уже было сказано в начале статьи, было посвящено обсуждению позиций Федеральных органов исполнительной власти и Русской Православной Церкви по вопросам реализации Федерального закона от 30 ноября 2010 года №327-ФЗ и передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, а также  вопросы сотрудничества Церкви с Федеральной службой исполнения наказаний.

После вступительного слова председателя Комиссии с докладом выступила член Комиссии, заместитель Министра экономического развития Российской Федерации – руководитель Росимущества Ольга Константиновна Дергунова. Тема доклада – «О реализации Федерального закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности»».

В выступлении было высказано предложение, касающееся непосредственно уголовно-исполнительной системы – увеличение срока передачи имущества религиозного назначения с 6 до 10 лет. Это позиция Министерства экономразвития была созвучна с аналогичными взглядами ФСИН России по данному вопросу.

Далее была предоставлена возможность выступить с докладом протоиерею Всеволоду Чаплину о положении дел в обсуждаемой области с изложением позиции Церкви по данным вопросам.

Позицию Федеральной службы исполнения наказаний изложил генерал-майор внутренней службы Николай Владимирович Колесник, заместитель директора ФСИН России. Тема доклада: «О взаимодействии ФСИН России с религиозными организациями».

Следующий докладчик по данной теме – Ольга Александровна Помигалова, директор Департамента нормативно-правового регулирования, анализа и контроля в сфере исполнения уголовных наказаний и судебных актов Минюста России.

Далее слово для выступления было предоставлено епископу Красногорскому Иринарху, председателю Синодального отдела Московского Патриархата по тюремному служению, который изложил позицию Церкви и видение обсуждаемой проблемы, особо отметив при этом:

«Предлагаемое увеличение срока передачи имущества религиозного назначения с 6 до 10 лет в связи со значительными объемами финансовых бюджетных средств, необходимыми для обеспечения высвобождения колоний, не поддерживается Церковью по следующим основаниям.

Установленный частью 3 статьи 7 Федерального закона №327-ФЗ шестилетний период передачи имущества религиозного назначения установлен не только для имущества, находящегося в оперативном управлении у территориальных органов ФСИН России. Увеличение такого срока затронет процесс передачи всего имущества, принадлежащего на праве оперативного управления или хозяйственного ведения  государственным или муниципальным унитарным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, и приведет к неоправданному затягиванию данного процесса.

Также проведенный анализ имущества религиозного назначения, находящегося в оперативном управлении у территориальных органов ФСИН России, показал, что таких объектов на территории Российской Федерации всего 20 с общей площадью от 50 до 219989 кв.м. При этом только 11 из них имеют общую площадь более 12000 кв.м., что с учетом 6-летнего периода передачи не может являться основанием для внесения изменений в федеральное законодательство».   

Относительно второй темы, внесенной по благословению Святейшего Патриарха Кирилла в повестку дня для обсуждения – функционирование института тюремных капелланов на постоянной основе в учреждениях ФСИН России – позиция Русской Православной Церкви состоит в следующем.

В письме Святейшего Патриарха от 28.12.2009 года на имя Министра юстиции России была изложена мысль о том, что «представители системы исполнения наказаний смогут принять активное участие … в создании системы, которая позволила бы … закреплять на постоянной основе за каждым ИТУ специально назначенного священнослужителя». Активная работа в данном направлении на постсоветском пространстве ведется уже более двадцати лет. Учитывая, что в настоящее время практически единственным социальным институтом, реально и на постоянной основе работающим в учреждениях ФСИН России, является Церковь, остро обозначился вопрос о финансировании труда священнослужителей, занимающихся в тюремных учреждениях духовным воспитанием осужденных.

Не имея полноценного прихода, а, соответственно, и регулярных пожертвований на свою деятельность, тюремные капелланы нуждаются в постоянном доходе для материального обеспечения членов своих семей. По подсчетам Синодального отдела по тюремному служению для полного охвата всех исправительных учреждений ФСИН России сегодня в учреждениях УИС трудятся около 970 священнослужителей. Безусловно, их содержание (материальное обеспечение) уже в настоящее время становится неподъемным бременем для некоторых епархиальных управлений Русской Православной Церкви, особенно во вновь образуемых епархиях, которым приходиться начинать обустройство епархиальной жизни практически с нуля. При этом было признано, что сама система финансирования с целью «поддержки священнослужителей, нуждается в детальной проработке.

Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным еще в 2012 году при встрече со Святейшим Патриархом было озвучено согласие на финансирование деятельности тюремных капелланов. Подтверждение сказанному прозвучало в слове Президента России на встрече в Кремле с епископатом Русской Православной Церкви, прибывшим в Москву для участия в Архиерейском Соборе в феврале 2013 года.

Решение вопроса о финансировании труда священнослужителей в тюремных учреждениях было поручено Комиссии под председательством Суркова Владислава Юрьевича, назначенного 13 августа 2012 года  куратором взаимодействия с религиозными организациями.

Позднее, после обсуждения на «Совещании в Департаменте культуры Правительства Российской Федерации по вопросу поддержки священнослужителей, занимающихся духовным воспитанием осужденных», проходившего 24 января 2013 года под председательством заместителя Министра культуры России Демидова Ивана Ивановича, было решено осуществлять финансирование деятельности тюремных капелланов через президентский благотворительный фонд – Общероссийский общественный фонд «Национальный благотворительный фонд» (внебюджетное финансирование).

Позиция Церкви по разработке схемы финансирования института   тюремных капелланов на постоянной основе больше склоняется к варианту учредения при Синодальном отделе Московского Патриархата по тюремному служению социально-ориентированной НКО «Православное попечительное общество о тюрьмах России», которая, получая внебюджетное финансирование от Общероссийского общественного фонда «Национальный благотворительный фонд» или пожертвования от иных третьих лиц, будет направлять их с целевым назначением «на организацию деятельности тюремных капелланов в местах лишения свободы» – под контролем Синодального отдела по тюремному служению.  

При этом необходимо стабильно обеспечить финансирование деятельности тюремных капелланов на продолжительный срок в рамках долгосрочной благотворительной программы, например, на 10-12 лет (на основе соглашения между Фондом и Церковью).

По третьему пункту повестки дня с докладом на тему «О результатах проведения Минрегионом России ежегодного мониторинга взаимодействия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и религиозных объединений» выступила член Комиссии, статс-секретарь – заместитель Министра регионального развития Российской Федерации Светлана Владимировна Иванова.

Среди участвующих в дискуссии по докладам выступили епископ Подольский Тихон, инокиня Ксения (Чернега), священник Евгений Гущин, а также представители других централизованных религиозных объединений России.

В ходе заседания Комиссии были рассмотрены различные аспекты взаимодействия Федеральной службы исполнения наказаний с религиозными организациями. С учётом состоявшегося обсуждения ФСИН России рекомендовано продолжить работу по правовому оформлению статуса культовых зданий, расположенных на территории учреждений уголовно-исполнительной системы.

P.S.

Высказывания о создании  в структуре Минюста России Департамента  по вопросам взаимодействия исправительных учреждений с религиозными организациями не получило поддержки, поскольку он не решает вопрос о зарплате тюремных капелланов. В тюрьмах зарплату платит не ФСИН России, а сама тюрьма, также как военным капелланам платит воинская часть. Чтобы получить зарплату за работу в тюрьме, надо войти в штат тюрьмы (также как военному капеллану в штат воинской части), что у некоторых правящих архиереев вызывает опасение в том, что это может подорвать доверие к тюремному священнику со стороны заключенных. С другой же стороны высказываются совершенно противоположные мнения, поскольку в Белоруссии эти опасения не вызывает никаких осложнений в духовно-пастырском окормлении священнослужителями в местах лишения свободы.

В свою очередь, введение института тюремных капелланов на постоянной основе побудило Министерство юстиции Российской Федерации подготовить законопроект о внесении изменений в уголовно-исполнительный кодекс, текст которого был разработан в рамках рабочей группы, включающей представителей Минюста России, Синодального отдела по тюремному служению, Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества и Юридической службы Московской Патриархии.

Законопроект внесен на рассмотрение и утверждение в Правительство России и предусматривает нормы, определяющие:

порядок личных встреч священнослужителей с заключенными (подозреваемыми, обвиняемыми)

порядок   заключения   соглашений   о   взаимодействии   между органами   ФСИН,   исправительными  учреждениями   и  религиозными организациями

порядок   проведения религиозных обрядов и использования предметов религиозного назначения на территории исправительного учреждения.

 
Пресс-служба Синодального отдела Московского Патриархата по тюремному служению
 
19 ноября 2013 года
город Москва, малый конференц-зал в Доме Правительства Российской Федерации