В Патриаршем докладе на Архиерейском Соборе 2013 года подчеркивается, что «отношения с Римско-Католической Церковью в последнее время имели положительную динамику, в первую очередь благодаря ясному осознанию необходимости объединить усилия для защиты традиционных христианских ценностей и противостояния таким вызовам современности, как агрессивный секуляризм, подрыв нравственных основ личной и общественной жизни, кризис семейных ценностей, преследование и дискриминация христиан».
Предстоятель Русской Церкви сообщил, что в 2012 году продолжил работу православно-католический форум с участием иерархов и богословов Поместных Православных Церквей и Римско-Католической Церкви. Впервые созванный в 2008 году по инициативе Русской Православной Церкви и католического Совета епископских конференций Европы, форум позволил представить общую позицию по таким актуальным вопросам, как утверждение семейных ценностей, церковно-государственные отношения, духовно-нравственные причины всеобщего экономического кризиса.
«Особо следует отметить уже упоминавшееся подписание Предстоятелем Русской Православной Церкви и председателем Польской католической епископской конференции Совместного послания народам России и Польши, — сказал Святейший Патриарх. — Этот документ по праву назван современниками историческим. В обращении, адресованном политикам, общественным деятелям, ученым, людям искусства и культуры, верующим и неверующим, отражено стремление к взаимному прощению обид и уврачеванию ран прошлого, которые омрачают отношения между народами России и Польши, а также содержится призыв к сближению перед лицом общих вызовов современного секулярного мира. В совместном документе указывается, что прощение означает не забвение, а отказ от мести и ненависти, стремление к созиданию согласия и братства между людьми, что является основой мирного будущего. Большинство польских и российских средств массовой информации уделило подписанию упомянутого документа большое внимание, дав высокую оценку этому событию».
Святейший Владыка далее сообщил о блаженной кончине в минувшем году Предстоятелей двух дохалкидонских Церквей: в марте скончался Патриарх Коптский Шенуда III, а в августе — Эфиопский Патриарх Абуна Павел. Патриархом Коптской Церкви был избран епископ Феодор. На его интронизации, которая состоялась 18 ноября в соборе апостола Марка в Каире, присутствовала делегация Русской Церкви. Святейший Владыка выразил надежду, что отношения с Древними Восточными Церквами будут развиваться в традиционно добром и взаимоуважительном ключе.
Святейший Патриарх Кирилл затем отметил: «Русская Православная Церковь, следуя увещанию апостола подвизаться за веру, однажды преданную святым (Иуд. 1:3), продолжает нести в инославной среде свидетельство об истине, хранимой Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церковью».
«Это тем более важно сегодня, поскольку во многих странах мира, которые некогда по праву назывались христианскими, проявляется непонимание, а иногда и вражда по отношению к христианам. В этих условиях, кажется, можно было бы рассчитывать на христианскую солидарность в защите достоинства верующего человека, в осуждении открытой вражды к верующим и фактов вандализма в отношении христианских святынь. К сожалению, далеко не все протестантские церкви и объединения осознают всю опасность подобных проявлений человеческого безумия, рассматривая их в контексте свободы выражения мнений и часто следуя греховным обычаям, которые предлагает секулярный мир», — констатировал Предстоятель Русской Церкви.
Кроме того, добавил Святейший Владыка, протестантские сообщества продолжают идти по пути либерализации, при этом пересматривая свои вероучительные принципы, прежде всего в области экклезиологии и учения о нравственности. «Благословение "однополых союзов" и рукоположение лиц, открыто заявляющих о своей нетрадиционной сексуальной ориентации, практически стало нормой для многих западных протестантских сообществ», — напомнил Патриарх. При этом «Русская Православная Церковь в диалоге с инославием твердо свидетельствует о традиционных христианских ценностях, призывая всех, кто именует себя христианами, к верности нормам Священного Писания и Апостольского Предания».
«Следуя решениям Всеправославных совещаний 1961, 1964 и 1968 годов и Всеправославного предсоборного совещания 1976 года, Русская Православная Церковь продолжает участие в богословских диалогах со Всемирной лютеранской федерацией и Всемирным англиканским сообществом, — отмечалось в Патриаршем выступлении. — Принципы участия Православных Церквей в подобных диалогах были выработаны III Всеправославным предсоборным совещанием, подготовившим в 1986 году документ "Отношение Православных Церквей к прочему христианскому миру". В настоящее время очевидно, что данный документ во многом устарел, прежде всего в силу так называемого "богословского развития" протестантских общин, реформирующих саму норму веры».
«В этих условиях поиски вероучительных консенсусов, которыми занимались участники диалога на протяжении десятилетий, во многом теряют смысл, — отметил Святейший Патриарх Кирилл. — Представляется своевременным с учетом современных реалий переработать упомянутый документ в сотрудничестве с другими Православными Церквами. Такая работа должна вестись в рамках подготовки Всеправославного Собора».
Русская Церковь продолжает участвовать в двусторонних диалогах, которые в последние годы во многом посвящены вопросам христианской нравственности, образования, мирного сосуществования религий и культур. В этих диалогах «она стремится найти союзников в деле сохранения христианского наследия и защиты традиционных христианских ценностей», — резюмировал Святейший Владыка.