Приветствую Вас Гость!
Понедельник, 23.12.2024, 00:14
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Июнь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Архив записей

Главная » 2012 » Июнь » 22 » Слово епископа Красногорского Иринарха, произнесенное по случаю 10-летия архиерейской хиротонии
01:37
Слово епископа Красногорского Иринарха, произнесенное по случаю 10-летия архиерейской хиротонии
14 апреля – Великая Суббота – 10-летие архиерейской хиротонии

СЛОВО
ЕПИСКОПА КРАСНОГОРСКОГО ИРИНАРХА
ПРОИЗНЕСЕННОЕ НА ЛИТУРГИИ В ПАТРИАРШЕМ ПОДВОРЬЕ 
ПРИ ХРАМЕ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ МИРЛИКИЙСКОГО
В ЗАЯИЦКОМ ГОРОДА МОСКВЫ
ПО СЛУЧАЮ 10-ЛЕТИЯ АРХИЕРЕЙСКОЙ ХИРОТОНИИ

Дорогие отцы, братья и сестры!

Сегодня исполняется10-летие моей архиерейской хиротонии, празднование которого в текущем году выпало на Страстную Седмицу, а точнее – на Страстную Субботу, когда все православные священнослужители совершают богослужения на своих приходах и заняты духовно-пастырским окормлением паствы, освящением пасох и куличей, а также предпраздничными хлопотами по подготовке храма к ночному богослужению и пасхальному Крестному ходу. 
Каждый священнослужитель в юбилейные и памятные дни своей жизни обязан совершить в своем храме божественную Литургию – этого неизменного для каждого христианина правила я всегда придерживался в своем пастырском, а позднее – и в архипастырском служении. Так и сегодня в молитвах божественной Евхаристии, совершенной в Патриаршем Подворье при храме святителя Николая Мирликийского в Заяицком города Москвы, совместно с вами мы вознесли молитвенные славословия в Троице Славимому Богу – Творцу мира видимого и невидимого. В сегодняшний день мы участвовали в Таинстве Приобщения Святых Христовых Таин и совершили благодарственные молитвы Господу за все ведомые и неведомые благодеяния, которые Господь ежедневно и ежечасно ниспосылает всем нам. 

ЕПИСКОПСКАЯ ХИРОТОНИЯ И АРХИЕРЕЙСКАЯ ПЯТИДЕСЯТНИЦА

По изволению Божию и по благословению Священноначалия Церкви ровно 10 лет тому назад я прибыл в Московский Соборный Храм Христа Спасителя, в котором надо мной была совершена епископская хиротония. В тот памятный день меня наполняли совсем не радостные чувства, а ожидание последнего часа земного бытия, ибо в те дни я был неукоснительно убежден в том, что мне не суждено будет стать одним из епископов Русской Православной Церкви и архиерейская хиротония не будет совершена надо мной. Однако Промыслом Божиим было суждено мне в течение полных восьми лет быть епископом Пермским и Соликамским и нести апостольское служение на Западном Урале.
Во время юности, когда мой возраст еще не достиг 15-летия, проездом на юг страны я останавливался на десять дней в Москве. В эти дни меня познакомили с моим тогда еще будущим духовником иеросхимонахом Сампсоном (Сиверс) – человеком особо строгой монашеской жизни и прозорливым старцем. В те годы он проживал в съемной комнате на даче в пос. Дружба на ст. Перловской гор. Москвы. В день моего посещения отец Сампсон был болен и принимал меня, тогда еще юного отрока, лежа в постели. Увидев меня, когда я впервые появился в дверях кельи, отец Сампсон попросил принести из столовой комнаты стул и приказал мне присесть, в то время как вокруг меня стояли присутствовавшие в доме его духовные чада. В моем присутствии он пророчески предсказал все, что предстояло свершиться в моей жизни вплоть до зрелого возраста и предстоящего монашеского священнослужения в Церкви. Должен засвидетельствовать, говоря по-человечески, что абсолютно все, сказанное в тот день моим духовником, впоследствии сбылось. Однако старец и словом не обмолвился о предстоящем мне епископстве, которое суждено было воспринять лишь после моего юбилея 50-летия со Дня рождения. 
Все сказанное духовником запечатлелось в моей памяти на всю последующую жизнь и было воспринято мной как предстоящее служение в Церкви Божией в сане монашествующего священнослужителя и приходского священника-духовника. Я свято верил в сказанное и именно по этой причине никогда не помышлял о епископстве и не готовил себя к этому важному и весьма сложному архипастырскому служению в Церкви. Даже после избрания на Священном Синоде и последующего наречения во епископа Пермского и Соликамского я сомневался в реальности свершения последнего. 
Перед епископской хиротонией я провел почти бессонную ночь и, приближаясь к Храму Христа Спасителя, ощущал себя скорее обреченным к епископской хиротонии и, одновременно, к последнему часу жизни. С внутренним страхом и безмолвно вступил я в храм, как будто шел «на заклание», не дерзая перечить воле Святейшего Патриарха и определению Священного Синода, принятому на заседании 13 марта 2002 года. 
Таким образом, возлагая на себя в алтаре храма священнические одежды, я решительно полагал, что в моей жизни решение Священного Синода не осуществится. Но вот уже были произнесены мною вероисповедные Символы веры и клятвенные слова о епископском служении. Возгласом началась божественная Литургия и настало время пения «Трисвятого», когда почтенные протоиереи ввели меня через царские врата в алтарь. Далее Святейший Патриарх в сослужении 14 архиереев совершил епископскую хиротонию, во время которой на поставляемого во епископы снисходит Божественная благодать апостольского служения. Так свершилась моя личная Пятидесятница, которую по-своему переживает каждый рукополагаемый архиерей, принимающий высший церковный сан священства и вступающий в епископское управление назначенной Священным Синодом Церкви кафедрой.  
Это та же самая Пятидесятница, о которой говорится в «Деяниях Апостольских» и которая свершилась в первый день исторического бытия Церкви Христовой на земле, когда на святых апостолов снизошла в виде огненных языков благодать Святого Духа. И при этом, как сказано в «Деяниях», был слышен шум с небес и огненные языки почили на главах апостолов Христовых. Об этом повествуют «Деяния Апостольские» так: «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Дн. 2, 1-4). В комментариях Толковой Библии А.П.Лопухина изложено толкование на данное новозаветное повествование следующим образом.
Апостолы внезапно услышали «шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра». Эти слова говорят о том, что «ветра» как такового не было, а был только слышен «шум», нисходящий сверху вниз – с неба к месту собрания учеников Христовых. Шум этот «наполнил весь дом, где они находились», и был настолько сильным, что привлек к себе всеобщее внимание. Собственно говоря, шум этот сосредоточился в доме, где сидели апостолы в ожидании исполнения обетования, пребывая в молитве и благочестивых собеседованиях. Слова о том, что «явились им разделяющиеся языки, как бы огненные», свидетельствуют также о внезапном появлении «языков» без огня, которые были лишь подобны огненным, как и шум с неба был без ветра. 
Блаж. Феофилакт замечает об этом: «Прекрасно говорит: как бы огненные, как бы от несущегося ветра, чтобы ты не помыслил чего-либо чувственного о Духе». Этот «шум» был только ощущаемым знаком для слуха, удостоверяющим сошествие Святого Духа на апостолов, а «разделяющиеся языки» – видимым знаком для их зрения. И то и другое свидетельствовало о величии происходящего события и усиливало благодатное воздействие Духа Святого на душу учеников Христовых, что и было главным предметом видимых знаков этого чуда – чуда обетованного крещения апостолов «Духом Святым и огнем».
Таким образом, в момент сошествия Святого Духа в виде «разделяющихся языков» из источника, внезапно приблизившегося к ученикам Христовым и исполнившегося шума, но невидимого для них, вдруг начали выделяться как бы огненные языки, разделяясь между всеми присутствующими. При этом все происходило так, что ощущался один и тот же общий источник для всех находившихся в помещении. Апостолам, остававшимся в городе Иерусалиме, доколе не облеклись они «силою свыше» (Лк. 24, 49), этот «шум с неба» знаменовал особое могущество силы Святого Духа. А «разделяющиеся языки, как бы огненные» – знаменовали пламенность проповеди, которая должна была служить единственным оружием покорения мира к подножию Креста Христова. 
Описание сошествия Святого Духа на апостолов и учеников Христовых автор «Деяний Апостольских» завершает словами: «И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Дн. 2, 4). 
В Евангелии всегда говорится о Духе Святом как о Личности. Господь Иисус Христос называет Его Утешителем, то есть Заступником и Защитником, Духом истины и Святым Духом, Которого обещал послать ученикам после Своего Вознесения (Ин. 14, 26; 15, 26; 16, 7). После Пятидесятницы Святой Дух наставил учеников «на всякую истину» (Ин. 16, 13), научил их всему и напомнил все, что Христос говорил им (Ин. 14, 26). И ныне Святой Дух обитает в верующих (Ин. 7, 38; 14, 17) и свидетельствует об Иисусе Христе. А ученики Господа нашего Иисуса Христа также должны свидетельствовать о Нем (Ин. 15, 26-27), ибо Он «поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями … для созидания Тела Христова» (Еф. 4, 11).  
Священство – это «Таинство, в котором Дух Святой через молитвенное возложение архиерейских рук поставляет правильно избранного благоговейного мужа совершать церковные Таинства и наставлять людей в вере и добрых делах». Степеней священства три: епископ, пресвитер и диакон. Первая и высшая из степеней священства – епископ, который имеет право совершать все Таинства и рукополагать других для совершения Таинств. Вторая степень – пресвитер, который может совершать все Таинства, кроме священства, но при этом находится в зависимости от епископа. Третья степень – диакон, который обязан лишь помогать епископам и пресвитерам при совершении Таинств. 
В Православной Церкви во время Литургии поставляется только один епископ. Совершается хиротония во епископа несколькими архиереями на Литургии по особому чину перед чтением Апостола с возложением разогнутого Евангелия письменами на голову рукополагаемого. В это время первенствующий из архиереев читает молитвы. 
В первой молитве имеются слова: «Сам, Владыко всех, и сего, избраннаго и сподобльшася подити евангельскому игу и архиерейскому достоинству, чрез рукоположение нас, соприсутствующих зде соепископов, нашествием и силою и благодатию Святаго Твоего Духа укрепи, яко укрепил еси святыя апостолы и пророки, яко помазал еси цари, яко освятил еси архиереи». 
Во время второй молитвы первенствующий архиерей просит: «Ты, Господи, и сего явленнаго строителя архиерейския благодати сотвори быти подражателя Тебе, истиннаго Пастыря, положившего душу Твою за овцы Твоя». В этот момент при архиерейской хиротонии ставленник во епископа переживает каждый по своему свою личную Пятидесятницу, получая низведенную «Божественную благодать» апостольского служения, которая неотступно пребывает на епископе «всегда немощная врачующи и оскудевающая восполняющи». Поэтому всегда, когда посещают мою душу благочестивые размышления о щедро даруемых человеку от Бога дарах благодати, со страхом Божиим всегда вспоминаю удерживающее напоминание святого апостола Павла коринфским христианам: «Сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам» (2 Кор. 4,7), и что только «благодатию Божиею есмь то, что есмь» (1 Кор. 15,10).
Должен признать, что изучение творений святых отцов и учителей Церкви с юных лет научили меня видеть в апостольском служении епископа не только высокий, но и самый тяжелый, непрерывный подвиг. Великий святитель Церкви святой Иоанн Златоуст так пишет об этом: во всякое время добрый пастырь – епископ «состязается в подвигах с многочисленными мучениками», – однако, добавляет святитель к сказанному, «мученик однажды за Христа умер, а пастырь ... тысячекратно умирает за стадо, он даже каждый день может умирать». 
Права и обязанности епископов разъясняются в Посланиях Павловых к Тимофею, епископу Ефесскому, и Титу, епископу Критскому. При этом первому внушается: «рук ни на кого не возлагай поспешно» (1 Тим. 5, 22), а второму указывается: «для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров» (Тит 1, 5). Из этих слов видно, что апостолы предоставили епископам власть посвящать пресвитеров через рукоположение и обязанность заботиться об устройстве церковных дел. 
Сама же Пятидесятница – это третий по значимости великий христианский праздник после Пасхи и Рождества. В Пятидесятницу Церковь воспоминает сошествие Святого Духа на апостолов и в специальных трогательных молитвах особо просит Бога о даровании всем нам Духа благодати и щедрот, чтобы Господь всем простил грехопадения наши, дав отшедшим братьям нашим свободу и ослабление. С этого величественного явления силы Божией – схождения Святого Духа на апостолов, начинается Церковь Христова и с тех пор Пятидесятница считается днем рождения Церкви.

ПЕРМСКАЯ КАФЕДРА

Согласно определению Священного Синода нашей Церкви меня назначили Управляющим Пермской кафедрой – одной из самых запущенных в те годы и духовно-разоренных епархий, над разрушением которой усердно потрудилась региональная безбожная советская власть. Начиная с довоенного и продолжая в послевоенное время, и даже в первое десятилетие перестройки вплоть до самого последнего времени услужливые губернские «оборотни от атеизма», стремясь завершить «дело беззакония»,  пытались удерживать в своих руках пусть и не воинственно безбожные, однако активные антирелигиозные позиции. Их нечестивые усилия были направленные на модернизацию религиозной жизни в губернии и на занижение роли Православия, которое исповедует около 80% населения края, уравнивания его с религиозными меньшинствами сектантско-протестантского толка. 
Однако Сам Господь пощадил пермский народ и положил предел на постсоветском пространстве злоупотреблениям коммунистической партии и государственного атеизма, которые не только разорили церкви и монастыри, но и разрушали душу народную, безжалостно сокрушая в ней христианскую нравственность – те общечеловеческие нравственные ценности, которые насаждала Русская Православная Церковь в народах Пермского края в течение шести последних веков. 
Однако разрушенная большевиками Пермская епархия так и не смогла за годы перестройки в течение почти двух десятилетий обрести достаточные силы для самовосстановления, поскольку все то, что уцелело от разрушительного воздействия воинствующего безбожия, было в буквальном смысле «развеяно по ветру» в 90-е годы прошлого века. Причина этому лежит в небрежении и халатности к пастырским обязанностям со стороны пермского клира, отодвинувшего епархиальную жизнь на грань духовной деградации. Пермская епархия, получив гарантии свободы совести и вероисповедания, так и не смогла усвоить их в течение двух десятилетий. Продолжая на глазах паствы разрушаться, утрачивая авторитет среди интеллигенции и молодого поколения, епархия постепенно теряла своих православных последователей, оставаясь наедине с престарелыми прихожанами без стремительно наступающего будущего. 
По вступлении в управление кафедрой мне предстояло, прежде всего, поставить на ноги Пермскую епархию. Для этого требовалось решить целый ряд дисциплинарно-канонических вопросов по отношению к духовенству и монашеству, наладить абсолютно разрушенную финансово-хозяйственную структуру епархиального управления, привести к упорядоченной и уставной жизни монастырское общежитие, духовные традиции которого и связь поколений еще в советское время в епархии были полностью прерваны. 
С одной стороны, Пермская епархия, чрезвычайно ослабленная отсутствием у епархиального клира духовного образования и дисциплинарно-канонического единства, не имела духовно-интеллектуальных сил, чтобы достойным образом противостоять римо-католическому прозелитизму в городе Перми и на севере Пермского края – в Березниках. А с другой стороны, меня чрезвычайно беспокоило засилье сектантов, поощряемых влиятельной губернской либеральной интеллигенцией, среди которых особо выделялись неопятидесятники, именовавшие себя «Пермской епархией» и вводившие в заблуждение многих пермяков, превращая их без особого труда в своих адептов. Противостоять им в те годы было совершенно некому, поскольку православное духовное образование в губернии представляло собой абсолютный вакуум.
Первой преградой на пути распространения в Пермском крае католичества, активно поддерживаемого рядом губернских чиновников и пугавшего православных возможностью учреждения в крае Римо-католической епархии с центром в Перми, стало учреждение в епархии новых монастырей. В городе Перми был открыт новый Богоявленский мужской монастырь в Закамске, на севере края в Чердыне – один из старейших на Урале Иоанно-Богословский мужской монастырь, а позднее и в Соликамске – Иоанно-Предтеченский женский монастырь. На юге епархии был учрежден Иоанно-Предтеченский женский монастырь в Кунгуре. Одним своим присутствием монастыри напоминали народу об исторических корнях и укрепляли в пермяках веру их отцов – Православие. Особое внимание уделялось возрождению Свято-Николаевского миссионерского мужского монастыря на Белой Горе, который исторически занимал первенство среди пермских монастырей. Однако защиту от засилья сектантского прозелитизма неопятидесятников и либерально-протестантского модернизма способно было обеспечить только возрождение регионального духовного образования и его доступность для пермского клира и коренных жителей Пермского края. 
Духовно-образовательное пространство, которое было полностью ликвидировано и уничтожено в Пермской епархии в годы советского правления, предстояло создавать заново. Священнослужители, в течение длительного времени лишенные возможности получения духовного образования в регионе, были не способны передавать евангельское учение на доступном и понятном народу языке. Недаром в Евангелии от Луки Господь Иисус Христос спрашивает: «Может ли слепой водить слепого? Не оба ли упадут в яму?» (Лк. 6, 39), а апостол Павел свидетельствует, что «вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10, 17). Без восстановления духовного образования невозможно было говорить о каком-либо возрождении духовности пермского народа.
Каждый человек, особенно священник, должен сам услышать слово Божие и научиться понимать его так, как учит об этом Святая Церковь. Нельзя уподобляться сектантам и другим лжеучителям, которые берут на себя ответственность по-своему толковать Божественное Откровение, не имея правильных понятий о содержании богооткровенных словес. Это только внешне кажется, что великие истины и тайны Божественного Откровения, содержащиеся в Священном Писании, усваиваются человеком легко и беспечально. Тот, кто приступает к изучению Священного Писания, должен делать это с большой осторожностью. По слову святого апостола Павла Слово Божие есть как бы обоюдоострый меч: одним, через руководство Церкви, указывает путь ко спасению, а других, через произвольное толкование, ведет к духовной погибели (Евр. 4, 12). Недаром еще у Екклесиаста было сказано древним, что «во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь» (Ек. 1, 18).
Конечно, верующий человек обычно с детства познает христианское нравоучение и с молоком матери впитывает основы христианской веры. Но мы живем в непростое время, когда многие люди приходят к вере во взрослом состоянии, а иногда и в преклонном возрасте. При этом даже кандидаты в священнослужители, поступающие на обучение в духовные семинарии, порой не так уж и много знают о вере и нравственности, поскольку могут являться детьми безрелигиозных родителей. А в те годы молодые пермяки, имея доброе желание стать священнослужителями и ведомые Промыслом Божиим, чтобы получить богословское образование вынуждены были поступать в духовные учебные заведения в других регионах. Однако все они, как правило, оставались в этих регионах, поскольку религиозная ситуация в духовном и материальном плане везде была лучше, чем в Пермском крае. И это был замкнутый круг, разорвать который следовало как можно скорее.
Должен сказать, что только божественное чудо, ниспосланное Промыслом Божиим пермскому клиру, спасло его от нравственного саморазрушения и пагубной бездуховности, истоки которой уходят своими корнями в годы безраздельно господствовавшего в крае богоборчества и атеистического безбожия, воинственно разрушавшего христианство на Пермской земле.  
Чтобы обеспечить будущее Православия в Пермском крае, предстояло восстановить с помощью Божией многое из утраченного в Пермской епархии. Необходимо было пригласить в Церковь молодежь, чтобы, во-первых, отвлечь ее от лжеучителей сектантства, при поддержке региональной власти раскинувшего свои лукавые сети до самых ворот пермского кафедрального собора. А во-вторых, подготовить из молодых юношей духовно образованных кандидатов для пополнения клира священнослужителей – продолжателей и хранителей духовных традиций Православия в Пермском крае. 
Необходимо было привлечь к Церкви и воцерковить губернскую интеллигенцию, чтобы научить ее основам христианской веры и нравственности, живыми носителями которых были целые поколения отцов и дедов на протяжении шести предшествующих столетий. Предстояло также воспитывать в народе утраченные понятия о крепости христианской семьи и недопустимости легкомысленных разводов, заботливом отношении родителей к своим детям и детей к своим родителям, молодежи – к пожилым людям, которые их родили, воспитали и дали дорогу в жизнь. 
Нужно было вести борьбу с равнодушием людей к окружающему миру и научить их бережно относиться к культурному наследию своего края и своей страны. Жертвенно любить свою малую Родину – Пермский край и Россию в целом. Быть патриотами своего земного Отечества, готовыми служить в Российской Армии и защищать священныерубежи своей земли. Честно трудится на заводах и руководить различными коллективами. Весьма важно, чтобы человек исполнял свои обязанности перед Богом, Церковью и страной без какого-либо внешнего принуждения, исповедуя Православие и руководствуясь его духовно-нравственными принципами, которые заложены в Евангелии и которые мы именуем общечеловеческими нравственными ценностями. 
Все это воспитывается и созидается, прежде всего, в сознании и душе человека как духовно-нравственные принципы и ценности, которыми руководствуется индивид в отношениях с другими людьми и всем окружающим его миром.
В своей жизни я всегда стремился к тому, чтобы на деле воплотить как можно больше из того, к чему призывает нас Церковь Христова и чему научили нас учителя и наставники в годы студенчества в духовных школах. В течение жизни нам необходимо успеть как можно больше сделать полезного для Русской Православной Церкви и народа Божия, к которому принадлежим все мы вместе взятые – граждане нашего земного Российского Отечества.
В ХХ-м столетии наш народ пережил сложную и трудную жизнь, пройдя в начале века через Русско-японскую и Первую мировую войны, две революции 1905 и 1917 годов, Гражданскую и Вторую мировую войну, «красный террор», раскулачивание и репрессии гражданского населения, инициируемые советскими вождями мирового пролетариата, послереволюционные ленинские и довоенные сталинские преследования и расстрелы духовенства, а потом и хрущевские гонения на веру в нашей стране, иные злоупотребления однопартийной власти в Советском Союзе. В жизни советского народа в прошлом столетии было много испытаний и невзгод, чему сегодня можно только сострадать. Преобладающее большинство людей страны, пребывая в повседневных и, как говорится, добровольно-принудительных трудах на советское государство, видели в своей небогатой жизни не так уж и много хорошего. Даже известнейшие из сограждан при уходе на пенсию в лучшем случае могли заслужить, образно говоря, «орден Ленина и инфаркт», оставаясь отработавшими свой век пожилыми людьми, никому не нужными на всем постсоветском пространстве. Однако наш народ достоин гораздо лучшей участи духовного и материального благополучия. 
Прошедшие на Западном Урале восемь лет управления Пермской кафедрой были нелегкими, по истечении которых Бог судил мне вновь вернуться в Москву, где до назначения в Пермь на епископское служение я провел всю свою сознательную жизнь.

ПРАВОСЛАВНОЕ ТЮРЕМНОЕ СЛУЖЕНИЕ

В настоящее время мне поручено Священноначалием Церкви возглавить Синодальный отдел Московского Патриархата по тюремному служению и содействовать развитию православного тюремного служения в местах лишения (ограничения) свободы, где на сегодня только в Российской Федерации трудятся более 1100 тюремных священнослужителей, возведено более 555 тюремных храмов и создано более 450 молитвенных комнат для заключенных. 
Должен признать, что если по слову апостола «весь мир лежит во зле» (1Ин. 5, 19), то тюремный мир более чем иные места на нашей земле наполнен отрицательной энергией зла и греховности. При этом во времена богоборчества и государственного атеизма со стороны советской власти было сделано все для того, чтобы присутствие Божие в местах принудительного содержания было минимальным, а напоминание о Церкви должно было отсутствовать вообще. Поэтому в местах принудительного содержания сила разрушающего воздействия бездуховности  стала весьма существенной не только для заключенных, но и для самих сотрудников учреждений уголовно-исполнительной системы. Она с такой же нечеловеческой силой сегодня давит и на несущих послушание тюремного служения священнослужителей, от которых требуется хранить в себе постоянное духовное трезвение, чтобы непосредственная близость зла не воспрепятствовала действию в человеке освящающей благодати Божией.
В этой связи задачей особой важности для Церкви является присутствие в местах принудительного содержания на постоянной основе тюремных священнослужителей. В местах лишения свободы должна вестись непрерывная духовно-пастырская работа, а в тюремных храмах должны совершаться регулярные богослужения, чтобы приносилась Богу бескровная умилостивительная Евхаристическая жертва о прощении грехов и преступлений лиц, пребывающих под стражей. 
Богослужения приобщают уверовавших заключенных к церковной жизни, помогают им научиться молитве и вырабатывают покаянный душевный настрой. Проповеди священнослужителей сообщают важнейшие положения вероучения и побуждают слушателей к соответствующему добропорядочному поведению. Исповедь и индивидуальные собеседования со священнослужителем приучают к самоанализу и к мысли о неотвратимости наказания за грех или проступки. Пост помогает обуздывать плоть, смирять гордыню, вырабатывает стойкость человеческого духа. Епитимия как индивидуальное наказание за совершенные конкретные грехи, способствует укреплению в вере и соблюдению норм поведения по отношению к Богу и ближним.
Церковь Христова – это та же больница, но только духовная. Не удивляемся же мы, видя в больнице хромых, слепых, увечных, а бывает, что и сами врачи болеют. Но от этого сама лечебница не утрачивает способности врачевать больных. Точно так же обустроено и в Церкви Христовой. И тем более это относится к присутствию Церкви в тюремно-пенитенциарных учреждениях, в которых процент духовного заболевания, то есть греховности и особой запущенности греха, значительно выше, чем на свободе. 
В условиях ограниченного общения в заключении значительно повышается жажда восприятия живого человеческого слова. С нравственной точки зрения необходимо, чтобы это слово было «словом Божиим», которое обращает духовные взоры человека к Богу, а его мысли и размышления – к духовно-нравственным ценностям. Последнее способствует возрождению в душе религиозности и возникновению желания возвращения в гражданское общество, а после выхода на свободу помогает заключенному находить в себе духовные и нравственные силы для восстановления утраченных за решеткой социальных связей. 
Сегодня наше государство и общество глубоко озабочено реформированием системы исполнения наказаний. Принципиальным отличием реформы должен стать переход от карательных задач «исправления» человека к задачам «сохранения и развития личности», формирования чувства ответственности и навыков, которые будут содействовать возвращению бывшего заключенного в общество и помогут ему следовать требованиям законности. Задача по оказанию помощи осужденным в социальной адаптации поставлена уголовно-исполнительным законодательством и, следовательно, является приоритетной задачей всей уголовно-исполнительной системы. 
В местах лишения свободы, как и на свободе в обычной гражданской жизни, преобладающее большинство лиц, заключенных под стражу, причисляют себя к Православию или, точнее – к носителям православной культуры. Благодаря пастырским трудам священнослужителей сегодня каждый десятый заключенный является воцерковленным, ибо от 8% до 10% пребывающих в местах принудительного содержания обрели веру в Бога, регулярно участвуют в богослужебной жизни и являются членами религиозных общин при тюремных храмах. 
Духовно-пастырское окормление заключенных не должно прекращаться, когда человек, отбывший срок наказания, выходит на свободу. Церковь, как богочеловеческий организм, видимая сторона деятельности которой является неотъемлемой частью гражданского общества, должна содействовать вовлечению освободившегося заключенного в жизнь церковной общины. Это связано также с необходимостью предупреждения новых преступлений со стороны лиц, отбывших наказание, ибо в местах заключения в настоящее время насчитывается до 50% осуждённых, совершивших повторные преступления. 
Во время пребывания в режимных условиях на всем готовом заключенный утрачивает способность самостоятельно обеспечивать себя. Отбыв срок наказания и выйдя на свободу, человек теряет социальные связи и испытывает значительные затруднения при попытках влиться наравне с другими в гражданское общество. Поэтому одной из важнейших задач православного тюремного служения наравне с духовно-пастырским окормлением должна быть признана ресоциализация заключенных. В период отбывания срока наказания активная стадия ресоциализации начинается не позднее чем за полгода до освобождения, а затем и после выхода на свободу должна продолжаться в течение определенного времени. 
Сегодня назрела ситуация, при которой сотрудничество Русской Православной Церкви с пенитенциарными учреждениями должно развиваться в более широком масштабе. При этом священнослужители, несущие послушание в местах лишения свободы, должны представлять собой полноправный институт тюремных священнослужителей, которые на постоянной основе должны совершать свое священнослужение в тюрьмах и иных пенитенциарных учреждениях. 
Архиерейский Собор в феврале прошлого года поручил епархиальным архипастырям усилить внимание к учреждению института тюремных священнослужителей, каким он был в дореволюционной России. Церковь должна внести достойный вклад в духовно-нравственное воспитание заключенных и сохранение в местах принудительного содержания гарантированного  права на свободу совести и вероисповедания. Создавая условия для воспитания христианской нравственности и сохранения среди заключенных достоинства личности человека, Церковь оказывает необходимую помощь сотрудникам уголовно-исполнительной системы в решении духовно-нравственных проблем в пенитенциарных учреждениях.

ПОДВОРЬЕ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ
ПРИ ХРАМЕ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ МИРЛИКИЙСКОГО В ЗАЯИЦКОМ
ГОРОДА МОСКВЫ

Святейший Патриарх Кирилл поручил моему управлению Патриаршее Подворье при храме святителя Николая Мирликийского в Заяицком города Москвы. Свято-Троицкий кафедральный собор в Перми был более чем в два раза меньше этого храма. Но и здесь предстоит приложить много трудов по реставрации здания церкви и благоустройству церковной территории. И тем не менее, как говорится, «глаза страшат, а руки делают». Время летит быстро, но работа не останавливается, ибо Бог посылает заботливых благотворителей, которые помогают восстанавливать эту очередную, врученную мне Священноначалием Церкви святыню, с замечательным центральным иконостасом и просторным для совершения богослужений алтарем.
Надеюсь, что многие родственники заключенных, возносящие под сводами храма молитвы Богу о своих близких, «во узах сущих и темницах пребывающих», будут приходить в этот храм, чтобы помолиться Богу об освобождении заключенных и укреплении их духа во время пребывания в местах, отделенных от мира колючей проволокой. 
Дай Бог, чтобы молящиеся в этом храме приобщались божественных даров благодати Божией и, участвуя в церковных Таинствах, ощущали в себе духовную радость и умиротворение от присутствия Божия в своей душе. 
Благодарю клириков Свято-Никольского храма за теплые слова приветствия и преподнесенный букет из роз в этот праздничный день 10-летия моей архиерейской хиротонии, благодарю всех прихожан храма за совместную молитву в этот важный для меня день.
Сердечно благодарю заместителя председателя Синодального отдела по тюремному служению за преподнесенную по случаю 10-летия архиерейской хиротонии копию иконы «Спас Златые власы». Этот образ Христа Спасителя находится в Успенском соборе Московского Кремля, написание которого относится к XIV-му веку. Сам же оригинал, с которого писался образ для кремлевского собора, специалисты-реставраторы относят к XII-му веку, а возможно и к веку Х-му – ко времени Крещения Руси и правления Киевской Русью святого равноапостольного князя Владимира. Возможно, что оригинал этого образа «Спас Златые власы» когда-то пребывал среди икон Десятинной церкви града Киева и сегодня с иконы на нас взирает Божественный Лик Христа, перед проницательным взором Которого возносили свои горячие молитвы и равноапостольный великий князь Владимир – родоначальник христианства в Киевской Руси, и святой святитель Михаил, первый митрополит Киевский, родоначальник русской православной иерархии и Первоепископ Православной Церкви Древней Руси.
Благодарю всех прихожан храма иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Ходынском поле Москвы, которые до моего избрания епископом на Западный Урал вместе со мной восстанавливали храмовый комплекс бывшего моего московского прихода и которые сегодня пришли на богослужение в храм, чтобы вместе со мной помолиться Богу и в этот праздничный день вознести Ему благодарственные славословия. 
Да сохранит Господь вас и ваши семьи, ваших близких и друзей! И да дарует Бог духовное и материальное благополучие вам и всем живущим в нашем земном Российском Отечестве!
Дай Бог, чтобы божественная благодать сопутствовала вам и милость Божия неотступно пребывала в вашей жизни, ибо мы составляем Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, единство которой состоит в любви, которая есть реальное отражение на земле Любви Божественной – Небесной Внутритроичной Любви Отца и Сына и Святого Духа – Бога, в Троице славимого. 

Иринарх, епископ Красногорский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, управляющий Юго-Западным московским викариатством, настоятель Патриаршего Подворья при храме святителя Николая Мирликийского в Заяицком города Москвы

14 апреля 2012 года, Великая Суббота 
10-летие архиерейской хиротонии
Патриаршее Подворье при храме святителя Николая Мирликийского в Заяицком города Москвы