Приветствую Вас Гость!
Воскресенье, 22.12.2024, 19:27
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Май 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Архив записей

Главная » 2012 » Май » 23 » Разделение между Московским Патриархатом и Русской Зарубежной Церковью проходило по человеческим судьбам
21:48
Разделение между Московским Патриархатом и Русской Зарубежной Церковью проходило по человеческим судьбам

19 мая 2012 года в эфире передачи «Церковь и мир» митрополит Волоколамский Иларион коснулся темы воссоединения Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви, пятилетний юбилей которого отмечался 17 мая.

Председатель Отдела внешних церковных связей напомнил телезрителям о том, что предшествовало этому объединению. Фактически 90 лет в среде русского рассеяния существовало разделение: «Русские люди, оказавшиеся за рубежом после революции 1917 года, оказались оторваны от родины не только в политическом, но и в духовном отношении: они оказались оторваны от Русской Православной Церкви».  Владыка Иларион рассказал о трех юрисдикциях, образовавшихся в рассеянии. Верность Московскому Патриархату сохранила небольшая часть приходов; другая часть временно перешла в юрисдикцию Константинопольского Патриархата; самой многочисленной группой была поначалу Русская Зарубежная Церковь, которую возглавил бывший Киевский митрополит Антоний (Храповицкий). Она сформировала свой Синод и на протяжении многих десятилетий находилась вне общения с Московским Патриархатом.

Владыка Иларион подчеркнул, что это разделение не было просто формальным, оно «проходило через человеческие семьи и человеческие судьбы». «Бывало, в одной семье, жившей в рассеянии, дети ходили в храм Московского Патриархата, родители – в храм Зарубежной Церкви, и на этой почве возникали конфликты, потому что противостояние было довольно острым, – сказал архипастырь. – Были взаимные обвинения с обеих сторон: Московский Патриархат называл Зарубежную Церковь Карловацким расколом, зарубежные архиереи обвиняли Московский Патриархат в сотрудничестве с безбожной властью –  в так называемом «сергианстве», то есть следовании политике митрополита Сергия, который в конце 1920-х годов начал прилагать усилия для легализации Русской Церкви в Советском Союзе».

Такая ситуация продолжалась до начала XXI века, когда постепенно обе стороны стали приходить к сближению, участились визиты иерархов Зарубежной Церкви в Россию. По словам митрополита Илариона, очень важный импульс этому процессу придало личное участие В.В. Путина, который лично пригласил главу Зарубежной Церкви митрополита Лавра посетить Россию с официальным визитом. «После этого начался переговорный процесс, в ходе которого в течение достаточно короткого срока стало понятно, что разделяющие нас факторы ушли в прошлое. 17 мая 2007 года состоялось историческое объединение, когда Патриарх Алексий II и митрополит Лавр подписали Акт о каноническом общении», – отметил владыка Иларион.

«С тех пор у нас существует не просто евхаристическое общение – мы осознаем себя частью единой многонациональной Русской Православной Церкви, при этом у Русской Зарубежной Церкви сохраняется тот статус самоуправляемой Церкви, который она фактически имела и до воссоединения с Московским Патриархатом. И сегодня административно Зарубежная Церковь обладает очень широкими правами, но находится в молитвенном, евхаристическом и каноническом общении с Московским Патриархатом», – подытожил митрополит Иларион.

Служба коммуникации ОВЦС