Статья председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина опубликована в газете «Русь Державная» (№ 2, 2013).
Во время XXI Международных Рождественских образовательных чтений, в преддверии Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, Церковь вновь очень ясно устами Святейшего Патриарха Кирилла и соборного голоса участников Чтений обозначила свой взгляд на ценности, на то, что должно определять жизнь современного мира и уж, по крайней мере, жизнь христианина, существующего и действующего в этом мире.
Выступая при открытии Чтений, Святейший Патриарх сказал: «Есть ценности, которые традиция создать не может, потому что они не проистекают напрямую из человеческого опыта. Более того, они нередко этому опыту противостоят, но, с другой стороны, заключая в себе требования к человеку, эти ценности воспринимаются как нечто находящееся в согласии с человеческой совестью. Речь идет о нравственных ценностях, источником которых является Бог, а не человек». Таким образом, Его Святейшество напомнил нашим современникам, что основные ориентиры жизни общества не придуманы людьми и не подлежат отмене с их стороны. Они не являются предметом общественного договора, потому что они определены не обществом, а определены Богом. Многие сегодня отрицают само существование таких ценностей, саму возможность их присутствия в праве, политике, экономике, семейной жизни, культуре, личной жизни человека. Многие сегодня пытаются сказать: о чем мы, люди, договорились, то и является нашей ценностью, а то, о чем мы договориться не можем, вокруг чего не можем достигнуть консенсуса, то никак не может регламентировать нашу жизнь. Христианский взгляд — радикально другой.
Приведу вновь слова Святейшего Патриарха, сказанные на открытии Рождественских чтений: «Следует отличать ценности, придуманные человеком, от ценностей, которые открыл Господь. Первые являются относительными, преходящими и зачастую меняются с ходом истории и развитием законов человеческого общежития. Вторые вечны и неизменны, как вечен и неизменен Бог. Первые зачастую основаны на личных интересах человека и ставят целью достижение земного благополучия и получение сиюминутной выгоды. Вторые призывают презреть блага земной жизни ради высших целей».
Итак, есть ценности, которые не зависят от того, что мы думаем о них, принимаем ли мы их или отвергаем, соответствуют ли они человеческому опыту или нет. Есть ценности, которые выше любых человеческих решений и договоренностей, любых выводов искаженного грехом человеческого разума, а только такой и существует в окружающем нас мире. И значит, для христианина немыслимы утверждения о том, что мы не знаем, где правда, а где ложь, что хорошо и что плохо, должна ли быть нравственность принята всем обществом или может быть принята только его частью. Христос есть истина. Его слово, Его тело — Церковь — являют в мире, сколько угодно прелюбодейном и грешном, систему ценностей, которые не изменяются и не изменятся, потому что вечен и неизменен Сам Бог, систему ценностей, которая не должна и не может подвергаться корректировке в зависимости от настроения людей, сколько бы настойчиво они ни призывали христиан подстроиться под их вкусы, моды и суждения. Сколько бы они ни запугивали нас опасностью «не успеть на поезд истории», сколько бы они ни пытались объявить, что ценности кошелька и брюха — это единственные ценности, которые можно пощупать, вокруг которых можно договориться, а нравственность, вера и вечная жизнь — это то, что никак не способно определять общественно значимые установки.
Мы знаем, каковы наши ценности, мы должны быть готовы свидетельствовать о них, даже если все вокруг будут говорить: это не модно, это не понравится, от этого ваш имидж пострадает, а критики в Интернете будет больше, чем если бы вы молчали. В итоговом документе Чтений говорится: «Церковь, призванная свидетельствовать о Христовой истине всей Вселенной, неизменно реагирует и объективно оценивает те общественные процессы, которые становятся соблазном для духовно неокрепших, не ищущих людей, особенно для детей и молодежи. Она всегда дает нелицеприятную характеристику негативным общественным явлениям, не прячась за ложным пониманием смирения и терпимости».
Вот очень прямые и честные слова, которых нам не нужно сегодня бояться и которые, даже не нравясь многим, не должны утаиваться в глубине наших сердец. Возвещать правду Божию нам надо всегда, когда этого ждут люди, будь то раскрытие смысла церковного праздника, разъяснение Евангельского чтения дня или ответ на вопросы по той или иной волнующей общество проблеме. Кстати, многие из них были обсуждены в ходе Рождественских чтений. Во многих событиях окружающего нас мира, во многих попытках закрепить в общественном договоре торжество порока, жизнь только ради материальных благ и других антиценностей, люди видят неправду. И в этих случаях мы должны давать нравственную оценку происходящему, свидетельствуя о тех единственных ценностях, которые ценностями и являются, что бы о них ни говорили и ни думали люди.