«Возлюбленное о Христе чадо монах Кирилл!
Сегодня здесь, в Даниловом монастыре, перед лицом монашеской братии
ты принёс обеты, обещав Богу служить Ему всей жизнью, всей совестью, не
искать в этой жизни ничего своего, не стремиться к земным стяжаниям,
хранить себя в целомудрии и в послушании игумену, братии и всей Святой
Церкви.
Господь призвал тебя на монашеский путь, вселив в сердце твое любовь к
монашеской жизни. Не всякого человека призывает Он на тесный и скорбный
путь монашества − только тех, кто чувствует к этому особое внутреннее
расположение и внутреннее влечение. Таинственным образом Господь вселяет
это влечение в сердце человека, а затем человек ищет возможности
примкнуть к общине иноков с целью вести житие постническое, от всякой
суеты устраненное, каждый день и каждый час жизни приносить всего себя,
все свои мысли и дела на алтарь Божий.
Господь призывает тебя жить в послушании Церкви. Принятие монашеского
пострига является твоим добровольным деянием. Ты исповедал сегодня
перед ангелами Божиими, перед Самим Спасителем и перед стоящей здесь
братией, что пришел к этому решению своей вольной волею − не по некоему
принуждению или насилию, не потому, что кто-то другой внушил тебе, что
ты должен следовать этим путем. Но с этих самых пор твои решения уже не
будут добровольными, потому что решения о дальнейшей твоей судьбе будет
принимать за тебя священноначалие Церкви. Всякое решение ты должен
принимать со смирением и послушанием, помня, что как монах призван
отсекать свою волю. И ты отсек ее, приняв монашеский постриг, дав
монашеские обеты и вручив себя в послушание Богу и Святой Церкви.
Пребывание в древней и славной московской обители святого
благоверного князя Даниила ты будешь совмещать с работой в находящемся
здесь же, в стенах этого монастыря, Отделе внешних церковных связей
Московского Патриархата. Символично и поучительно, что сегодня на твоем
постриге присутствует не только монашеская братия сей обители, но и
многие сотрудники Отдела внешних церковных связей, которые пришли
помолиться о тебе, разделить с тобою и с братией Данилова монастыря
радость о том, что еще один член прибавился к общине этой святой обители
и к всемирному монашескому братству.
Отдел внешних церковных связей – это тоже община людей, которые
призваны на служение Церкви; зачастую отрекаясь от самих себя, жертвуя
собственными интересами и личным временем, вкладывая силы, энергию и
умение в свой труд, эти люди приносят его Церкви, которая именно такого
труда от них ожидает.
Ты должен совмещать свою монашескую жизнь с трудами в Отделе внешних
церковных связей на том поприще, на котором благословит тебе трудиться
Святая Церковь. Но помни, что от монахов требуются особая бдительность и
особое усердие, потому что к ним особым образом подступают бесы для
того, чтобы искушать, сбивать их с истинного монашеского пути, лишать
той радости, с которой должно быть сопряжено монашеское житие. Ведь
несмотря на то, что монашеская одежда черного цвета, она является
одеждой радости духовной. И монашеский постриг, несмотря на то, что он
проникнут чувством покаяния, является радостным событием и в жизни
монашеской обители, и в жизни всей Святой Церкви.
Монашеское житие сопряжено с непрестанным подвигом покаяния, с
оплакиванием своих грехов и в то же самое время – с той небесной
сверхъестественной радостью, которую Господь дает человеку, вставшему на
путь покаяния, на путь спасения, на путь иноческого жития. Поэтому путь
этот, многоскорбный и тернистый, становится радостным, потому что это
путь восхождения к Богу.
На этом пути твоими помощниками и учителями будут Святые Отцы Церкви,
трудившиеся для просвещения народа Божия, как святой равноапостольный
Кирилл, имя которого ты будешь носить, и те, которые трудились в
монашеском житии и оставили нам свои богодухновенные писания. Читай их
творения, поучайся из них всему, что необходимо тебе на пути монашеской
жизни. А чего не найдешь в книгах Святых Отцов – о том спрашивай
духовника, которому я вручил тебя, спрашивай иноков более опытных,
спрашивай старшую братию для того, чтобы тебе всегда и во всем поучаться
в Законе Господнем, не принимать ошибочных решений, а если упадешь −
скорее восставать и снова следовать по пути ко спасению.
Имей в своем сердце и на устах имя Господа Иисуса Христа, которое
обладает особой спасительной силой. Об этой силе знают иноки, творящие
молитву Иисусову во уме и в сердце, имеющие эту молитву на устах. Помни о
том, что имя Иисусово само по себе способно отгонять бесов и защищать
тебя от всякого зла. Если это имя будет жить в твоем сердце, если
помыслы твои будут соединены со священным именем Спасителя, если образ
Его всегда будет перед твоими глазами, то никакие искушения тебе
страшны.
Сам Господь Спаситель после Своего Крещения в течение сорока дней
пребывал в пустыне в одиночестве и молитве, а затем был искушаем
диаволом. И после того, как победил диавола, преодолел все искушения, Он
вышел на проповедь со словами: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство
Небесное» (Мф. 4. 17). Эти слова обращены к каждому христианину, но
особым образом они обращены к иноку, потому что иноческий путь – путь
покаяния. Но инок проходит этим путем не потому, что он хуже других
людей, не потому, что должен особым образом каяться в отличие, например,
от мирян, а потому что он особым образом ощущает близость к себе
Царствия Божия. А чем ближе человек к Богу, тем острее он чувствует свои
недостатки, тем больше он требует покаяния. Именно поэтому монах,
ежедневно заботясь о Царствии Божием, призывается и ежедневно каяться в
своих грехах.
Поучайся в законе Господнем день и ночь, читай Священное Писание.
Читай Евангелие, которое будет научать тебя ежедневно тому, каким должен
быть истинный инок.
Перед нами, иноками, − очень много примеров доброй монашеской жизни.
Это примеры и древних святых, и святых более позднего времени, в том
числе живших и просиявших в нашем Отечестве, это и добрые примеры ныне
живущих иноков, у которых мы можем учиться, от которых можем черпать
мудрость. Но не забывай о главном примере, который должен быть перед
лицом всякого инока и в его сердце, – о Самом Господе Иисусе Христе.
Потому что житие монашеское является подражанием жизни Спасителя и
монахи исполняют то, о чем Господь сказал: «Если кто не оставит отца
своего или матерь свою и не отвержется себя, не возьмет крест свой и не
последует за Мной, тот не увидит Царствия Божия» (см. Мф. 10. 37-38).
Монашеский путь – путь отречения от себя. Это взятие на себя благого и
легкого ига Христова, это путь подражания Христу и следования за
Христом. Путь сей тернистый и многоскорбный, но вместе с тем радостный и
светлый, потому что конечной его целью является Царствие Божие, которое
уже здесь, в этой жизни, многократно и многообразно приближается к
иноку, идущему по пути ко спасению.
Пусть хранит тебя на этом пути сам Господь Спаситель. Пусть Пресвятая
Богородица покрывает тебя от всякого зла честным Своим омофором. Пусть
молитва святых, просиявших в монашеском житии, в том числе святого
благоверного и преподобного князя Даниила Московского, сопутствует тебе
на иноческом пути. И пусть каждый день оберегают тебя от всякого зла
молитвы святого, имя которого ты получил, имя которого носит
Предстоятель нашей Церкви – святого Кирилла, равноапостольного
просветителя славян. Аминь».